Однажды у нас с приятелем завязался разговор о путешествиях. Выяснилось, что он за последние 20 лет объехал кучу европейских стран, однако почти нигде не был в России. Кроме Петербурга и Москвы, конечно. А в остальном даже до соседних областей не доезжал.
«А что там смотреть?» — удивленно спросил меня знакомый. Я призадумался. На такие вопросы всегда сложно отвечать. Ведь то, что видит путешественник в нашей громадной стране, не всегда можно описать словами. Лучше всего посадить почемучку на самолет и отправить узнавать нашу Родину поближе. Ведь до сих пор многим кажется: чтобы увидеть новое, надо обязательно выехать за пределы России. Но это не так.
Мы живем в огромной стране, где много удивительных локаций, достойных посещения и восхищения. И самое любопытное, что Россия — неоднородна. Она везде разная, даже если отъехать от дома всего на пару сотен километров. Там тоже говорят на русском. И телефон привычно «ловит», и банковской карточкой расплатиться можно. Но «вот тут» совершенно не похоже на то, что «в моем городе».
А некоторые места обладают настолько большой силой притяжения, что хочется туда вернуться, причем поскорее. Я в очередной раз убедился в этом во время визита в Тюмень, которую называют «вратами Сибири». Туда мы поехали с коллегами-журналистами. Приключение получилось познавательным и захватывающим.
В небо!
Прямыми рейсами из Петербурга в Тюмень трижды в неделю туристов доставляет авиакомпания Nordwind. Скажу честно: я не любитель пересадок с тех пор, как однажды мне пришлось почти полчаса бежать мелкой трусцой по Шереметьево из одного корпуса в другой на «стыковку». Мой первый самолет немного задержался, а разбираться с автобусом времени уже не было. Это приключение сделало меня сторонником прямых рейсов. Теперь я предпочитаю зайти на борт в Пулково и приземлиться там, где мне нужно. Без лишней нервотрепки и кардиозабегов по аэропортам. А из Петербурга в Сибирь можно попасть без пересадок. Это удобно, и главное — не надо опасаться, что ты опоздаешь.
В Пулково я приехал чуть раньше запланированного, быстро зарегистрировался и пошел скучать в «чистую зону». Впрочем, время пробежало быстро. Несколько минут в пулковском перронном автобусе — и вот я уже в самолете.
В последние годы я летаю часто, поэтому хорошо знаю, что на высоте очень хочется есть. Причем заранее не всегда удается плотно пообедать. Пока едешь в воздушную гавань, потом ждешь и переживаешь, все равно проголодаешься. Брать что-то с собой — проблематично из-за досмотра. Питаться в аэропорту (неважно в каком) — дорого. Внутренняя жаба начинает душить сразу после взгляда на ценники. Поэтому я стараюсь при покупке билета заказывать еду в полет.
Во-первых, это дешевле, чем в аэропорту. Причем, не важно какой авиакомпанией ты летишь. Во-вторых, риск съесть «что-то не то» минимальный: качество «самолетной еды» всегда контролируют очень тщательно. Вряд ли открою секрет, но одни и те же блюда обычно предоставляют и пассажирам, и пилотам. Ясное дело, что на высоте никому не нужны нештатные ситуации с заболевшими животами.
Бортпроводница принесла серебристую коробку, и в середине полета было приятно похрустеть упаковками. Кстати, если вы будете заказывать еду в самолет, знайте, что ближайшие к вам соседи обычно вам жутко завидуют и жалеют, что не позаботились о питании.
Но уже поздно. На борт попадает только то количество горячих порций, которое заказали заранее. Остальным придется довольствоваться сэндвичами или печеньем, которое обычно предлагают бортпроводники вместе с напитками. Или терпеть до земли.
Привет, Сибирь
Полет из Петербурга занял три часа, но долгим мне не показался. Час набирали высоту, час летели и еще один снижались. Самолет коснулся колесами взлетно-посадочной полосы, и вот мы уже выходим в Сибири. Тут вечереет. Регион живет в другом часовом поясе, это +2 часа к московскому времени.
Аэропорт Рощино совсем не похож на те воздушные вокзалы, которые мне довелось видеть в других краях нашей Родины. Во-первых, он довольно большой. Это, в принципе, неудивительно, ведь в Тюмени, по разным данным, проживает около миллиона человек. А во-вторых, это современное здание, которое к тому же реконструируют. Пространство слева от выхода огорожено, и видно, что с фасадом работает техника. Кстати, внутри ход работ вообще незаметен.
Еще одна радость для путешественника — аэропорт Тюмени располагается к городу по питерским меркам совсем близко: всего 20–25 минут на машине, и вы уже в центре. Тут работают популярные в нашей стране агрегаторы такси, поэтому проблем добраться нет. Цены вполне лояльные: днем в тарифе можно уехать за 350 рублей.
Просторы и дали
Тюмень — город, который с первого взгляда поражает своей чистотой и ухоженностью. На улице Ленина, где мы с коллегами заселялись в отель, ни соринки. Ровная тротуарная плитка, кусты на газоне аккуратно пострижены. Здания покрашены, никакой облупившейся штукатурки. По словам местных жителей, такой порядок в городе навели еще при Сергее Собянине, когда он был главой региона. Собянина, за это, кстати, по-доброму вспоминают. Несмотря на то, что он давно работает в Москве.
Еще очень порадовала погода. Когда я только собирался в путешествие, коллеги невзначай пошутили: ну вот, в Сибири наконец-то увидишь лето. И действительно, когда мы вылетали, в Петербурге было около +16. Тюмень встретила погожей погодой и температурой воздуха +25. Причем здешний климат сильно отличается от балтийского. В принципе, человек, который живет в Северной столице, одновременно носит с собой и солнечные очки, и зонт, потому что погода может поменяться моментально.
А за Уралом все по-другому. Лето — это действительно лето, без быстрых скачков температуры. Зато зимой тут холодно, но при низкой влажности мороз ощущается гораздо легче, особенно когда нет ветра.
На контрасте с Петербургом в Тюмени очень много «воздуха»: в некоторых частях города пространства между строениями довольно большие. Поэтому возникает ощущение этакой широты и необъятности. Особенно это заметно на пешеходной набережной правого берега реки Туры.
Кстати, набережная имеет целых четыре уровня! По словам горожан, самый нижний из них весной покрывает талая вода, а когда она уходит, пространство приводят в порядок, и оно становится точкой притяжения как самих тюменцев, так и гостей города. Замечу, что этот прогулочный тротуар распростерся аж на четыре километра. Поэтому обычным шагом в одну сторону можно идти более часа.
Особенно красиво здесь в темное время суток. И кстати, в 12 часов ночи было полно народу. Люди выходят семьями, с детьми. Тут действует запрет на любое движение, кроме пешеходного, поэтому ни велосипедистов, ни скутеристов я не заметил.
Еще здесь очень популярны прогулочные теплоходы, как в Петербурге. Однако этот туристический аттракцион в Тюмени мне показался гораздо более культурным, чем у нас. Очередей не было. И главное, никто не орал в ухо что-то вроде «Прогулка по Туре, отправляемся через пять минут!». Все спокойно.
С воды город выглядит по-другому. И снова бросается в глаза его ухоженность. По всему пути следования судна от моста Влюбленных до моста Челюскинцев на берегах — подстриженные зеленые лужайки. Особенно впечатляет надпись «Тюмень», которую образуют высаженные в определенном порядке кусты. Увидеть ее легче всего либо с левого берега, либо с палубы прогулочного кораблика.
Мост Влюбленных ночью подсвечивают разноцветные прожекторы, причем световой поток постепенно меняется, переходя от фиолетового в синий, затем в светлые тона и снова по кругу. Рядом с пешеходной переправой — лавочка примирения. Тут можно искать общий язык с любимой после ссоры или просто загадывать что-то сокровенное.
Вообще, мест, где надо «загадывать желания», в Тюмени много. Уж не знаю, верят ли в это сами жители города или это просто фишка для туристов. Но подумать о сокровенном и пожелать себе его реализовать на протяжении всей поездки нам предлагали много раз. И в Сквере сибирских кошек (он, кстати, посвящен животным, которых отправили в блокадный Ленинград «работать» в Эрмитаже), и даже у одного из бывших купеческих домов.
Мамонт Иванович и горячие источники
Буквально в 50 метрах от моста Влюбленных — камерный музей «Городская дума». Центральный его экспонат — самый большой в России скелет мамонта по имени Иваныч. Рост этого колосса достигает 3,5 метра. Его нашел на берегу Туры в деревне Решетниково сибирский исследователь Иван Словцов. Кстати, сам обладатель этих костей жил не менее 30 тысяч лет назад.
Любопытно, что в городе принято отмечать его «день рождения» — 30 ноября. Когда его только нашли, это восхитило жителей города. В этом году мамонту стукнет 140 лет. Круглая дата, почти юбилей.
Ну а теперь о другом приятном и одновременно полезном развлечении, которое недоступно многим жителям других регионов нашей необъятной страны. В Тюмени и окрестностях работают несколько аквакомплексов с бассейнами, наполненными термальной водой из горячих источников.
Раньше я никогда не плавал в бассейнах под открытым небом. Ощущения непривычные. В тот самый момент, когда мы с группой зашли в аквапарк, где-то вдали хмурились тучи и собирался небольшой дождь. Температура воздуха понизилась и подул ветер. Входить в горячую, пахнущую минералкой воду было немного странно. Этот самый контраст между окружающим воздухом и содержимым бассейна чувствуется еще сильнее, когда оттуда выходишь. Это очень любопытное чувство.
Матушка земля!..
Примерно в 250 километрах от Тюмени находится еще одна сибирская жемчужина — город Тобольск. Поездка туда занимает примерно три часа. С одной стороны, кажется, что это далеко, но на самом деле, когда смотришь на местные пейзажи в окно машины, время идет быстрее. Растительность тут не такая, как в Ленинградской области. Когда выезжаешь из Тюмени, сначала идут смешанные леса и громадные равнины со скошенной травой. Любопытная особенность местных полей: иногда посреди них то там, то тут можно встретить этакие лесные «островки». Раньше я такого нигде не видел.
Как-то само собой в голове начинают крутиться фразы из песни Татьяны Куртуковой «Матушка земля». На следующий день, уже в Тобольском кремле, разговорились с коллегой: она рассказала, что у нее было то же самое.
На самом деле пейзажи Сибири — хоть на открытку. Когда летишь со скоростью 100 км/ч по трассе и вокруг тебя эталонная природа Сибири, в душе поднимается гордость за свою страну. Это очень вдохновляющее чувство.
Далее лес становится преимущественно хвойным, и мы пересекаем реку Иртыш. Экскурсовод порекомендовал внимательно посмотреть направо. Там вдали на высоких трубах горят несколько факелов. Это местное крупное предприятие, которое производит пластики, а побочный продукт — газ — сжигают. В темноте столбы пламени выглядят одновременно впечатляюще и немного зловеще. Однако машина уже въезжает в город.
Гостиный двор, тюрьма и дом Романовых
В Тобольске очень гордятся своими именитыми земляками: писателем Петром Ершовым и создателем периодической системы химических элементов Дмитрием Менделеевым. Поэтому по городу встречаются то инсталляции с героями сказки «Конек-горбунок», то орнамент с химическими формулами.
Центром притяжения в городе является Тобольский кремль, построенный в XVII–XVIII веках. Часть построек тогда использовалась как таможня, через которую проходили все обозы из Сибири. Поэтому место получило название «Гостиный двор». Сейчас тут находится, понятное дело, музей, сувенирные лавки и рестораны.
Но самое завораживающее, наверное, это вид, который открывается на город и реку Иртыш со смотровой площадки. Сам кремль стоит на возвышенности. Тут можно находиться часами и смотреть, как у причала разворачиваются баржи, как колышатся деревья внизу. И чувствовать на лице ветер.
Конечно, это место я фотографировал долго и усиленно, однако снимки, как обычно, не отражают того, что в жизни. Такие пейзажи надо видеть собственными глазами. В реальности это выглядит гораздо лучше.
Есть у Тобольска и другая сторона истории. Недалеко от кремля находится Музей сибирской каторги и ссылки. Любопытно, что это место использовалось как тюрьма более 130 лет. Во времена СССР тут содержали особо опасных преступников. Закрыли «запретку» только в 1989 году. Теперь тут «Тюремный замок». Место довольно мрачное.
Особенно впечатляет туннель, по которому надзиратели водили между корпусами новоприбывших заключенных. Даже и не знаю, как описать ощущения, которые там испытываешь. Особенно земляной запах сырости и холода, который никогда не согреется солнцем. Бр-р-р!
Зато выходя за ворота замка с надписью: «На свободу — с чистой совестью», испытываешь некоторое облегчение. Потому что за время прогулки, когда тебя окружает масса решеток и замков, успеваешь позабыть, что ты в этом месте не навсегда, а просто пришел на экскурсию.
Еще в Тобольске есть Музей семьи императора Николая II. Он находится в единственном сохранившемся доме, который связан со ссылкой Романовых после революции 1917 года. Тут много подлинных вещей, принадлежавших родным последнего российского царя, и предметов интерьера. Музей не очень большой, но побродить по нему интересно.
Любопытно было наблюдать работу экскурсовода Владимира Подрезова. Редко встречаются люди, которые настолько любят свою профессию. Он рассказывал о жизни императорской семьи в Тобольске настолько проникновенно, что в нашей группе журналистов никто не остался равнодушным. Откровенно, на меня музей не произвел бы такого впечатления, если бы не его рассказ.
Вообще, в очередной раз убедился в том, что любые интерьерные музеи лучше всего посещать не самостоятельно, а с экскурсоводом. Большая часть истории, связанная с расположенными там предметами, остается нераскрытой, если прийти туда без сопровождения. Такое место можно осмотреть за 20−30 минут и мало что понять. Тут надо слушать, что соотносило каждую вещь с ее владельцем. В принципе, сейчас, более чем через 100 лет, некая книжица — это просто бумага и переплет. А для кого-то она могла быть целой жизнью, сокровенным дневником, в который он записывал свои мысли. Без экскурсовода это узнать сложно.
До свидания или до скорого?
Мы садимся на самолет и через три часа выходим в нашем Петербурге. И похоже, жару мы «привезли с собой»: в городе вот уже который день хорошая погода.
Впечатления от посещения ворот в Сибирь, конечно, останутся со мной надолго. За последние четыре года гостил в нескольких городах нашей необъятной страны, но пока что Тюмень у меня находится на первом месте в личном рейтинге.
Вернусь ли я сюда еще раз? Загадывать — неблагодарное дело, поскольку жизнь всегда вносит свои коррективы в планы. Но думаю, что да.
Из досье «МК»
Тюмень — первый русский город в Сибири. Был основан в 1586 году. Среднегодовая продолжительность солнечного сияния здесь составляет 2066 часов, что больше, чем в Москве (1582 часа).
В 2008 году здесь построили самое большое в России здание драматического театра, также в Тюмени установлен самый высокий в стране бронзовый памятник Ленину (его высота без пьедестала — 15,5 метра). Может быть, вы не знали, но именно в этот город во время ВОВ было эвакуировано тело вождя пролетариата — местом для хранения выбрали здание, в котором сейчас располагается Государственный аграрный университет Северного Зауралья.
В 80 км от города, в селе Покровском, родился Григорий Распутин.
Тюменская область делит Россию пополам: на европейскую и азиатскую части.
В 2012 году Тюмень вошла в тройку самых счастливых городов России (согласно результатам опроса населения).
Директор ГАУ ТО «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» Дмитрий Пухов:
— Сейчас Тюменская область представлена несколькими ключевыми направлениями. Первое — оздоровительный или велнес-туризм, основанный на природных ресурсах и термальных источниках. Второе — познавательный и историко-культурный туризм, когда гости знакомятся с Тюменью и Тобольском. Третье — гастрономический туризм, активно развивающийся благодаря сотрудничеству тюменских рестораторов с федеральными партнерами. Четвертое — событийный туризм.
У нас сейчас есть авиакомпании, выполняющие рейсы Тюмень — Санкт-Петербург, Тюмень — Сочи, Тюмень — Бишкек и другие. По итогам 2024 года, согласно аналитическим данным, мы зафиксировали около 166 тысяч туристов из этих городов. Рост турпотока к предыдущему, 2023 году составил 26%, что является хорошим показателем.
На первом месте в статистике — гости из Санкт-Петербурга (97 тысяч человек в прошлом году), на втором — направление Сочи (61 тысяча), а по направлениям Махачкала и Бишкек — около 4 тысяч гостей. Работать с Санкт-Петербургом нам приятно, и развитие этого направления обещает увеличить турпотоки.
Заместитель директора компании Nordwind Airlines Антон Маттис:
— В прошлом году мы перевезли между Санкт-Петербургом и Тюменью порядка 25 тысяч пассажиров. В этом году объем перевозок перевалит за 76 тысяч. Это расчетная цифра. Я думаю, что мы ее достигнем.
Сейчас мы летаем тремя рейсами в неделю в летний период. В зимний период планируем увеличиться до пяти. Вообще в планах есть увеличение до ежедневной частоты. Посмотрим, когда нам получится это сделать.
Мы рады тому, что загрузка на каждом из плеч этого направления эквивалентна другому. То есть мы возим примерно равное количество пассажиров из Санкт-Петербурга в Тюмень и в обратном направлении. Ну и Петербург, конечно, как Северная столица, имеет огромное, колоссальное притяжение как туристическая дестинация.
Первый заместитель генерального директора АО «Аэропорт Рощино» Сергей Шишко:
— Сейчас у нас идет второй этап реконструкции аэровокзала. Первый этап мы завершили 5 марта. У нас появилось четыре новых выхода на посадку. Дополнительно у нас открылись бизнес-зал, VIP-зал, зал повышенного комфорта и новая зона досмотра.
Мы получили разрешение на ввод первой очереди от Росавиации. Общая площадь этой части составляет порядка 23 тысяч квадратных метров. А после всей реконструкции площадь увеличится до 46 тысяч квадратных метров. Терминал станет намного больше, чем был раньше.
Вторую часть реконструкции мы закончим к февралю 2026 года. Это по плану. И полное завершение реконструкции ожидаем во II квартале 2027 года.