Депутаты Заксобрания Петербурга в третьем чтении одобрили законопроект о повышении штрафов за безбилетный проезд до 1500 рублей. Жители города, понимая, что инициатива совсем скоро начнет действовать, с большой грустью смотрят на увеличение стоимости проезда на общественном транспорте. За десять лет цены подскочили, и для наглядности «МК в Питере» составил график, согласно которому за поездку теперь надо платить в среднем почти в три раза больше.
Согласно инициативе, штраф вырастает в три раза: с 500 до 1500 рублей. Со слов председателя ЗакСа Александра Бельского, многие из нарушителей — мигранты, с нежеланием которых платить за проезд необходимо бороться. Например, в 2023 году оштрафовали 11,1 тысячи человек, которые не оплачивали проезд. Депутаты уверены, что новый законопроект приведет к снижению количества безбилетников в петербургском транспорте. Однако вместе со штрафами растут цены на проезд, который и должны «захотеть» оплачивать «зайцы».
В настоящее время жетон в метро стоит 81 рубль, проезд на наземном транспорте — 75 рублей, по подорожнику петербуржцы платят 56/51 рубль. Единый проездной (работает в метро, автобусах, трамваях и троллейбусах) можно приобрести за 4215 рублей, льготный — за 797 рублей, школьный и студенческий — за 748 и 1501 рубль соответственно. Выгоднее всего передвигаться с Единой картой петербуржца (ЕКП) — по ней проезд стоит 56/45 рублей.
Таким образом, за десять лет стоимость проезда по «гостевому тарифу» в метро подорожала в 2,8 раза, а на наземном транспорте — в 3 раза. Цена на единый проездной на все виды транспорта без льгот выросла в 2 раза, школьные проездные подорожали в 2,8 раза, студенческие — в 2,07 раза, по ЕКП (за шесть лет использования — с 2020-го включительно) — в 1,5 раза, по «Подорожнику» — в 2,07 раза. Стоит отметить, что в 2021 году в Петербурге реализовали транспортную реформу, чтобы улучшить общественный транспорт, заменив частный новыми автобусными и троллейбусными маршрутами. Качество проезда улучшилось в разы, но и стоимость поездок также выросла.
После двухлетнего удержания цен (после повышения в 2017-м — до 2019-го) стоимость жетона взлетела сразу на 10 рублей. Дальнейшее подорожание составляло 5 рублей ежегодно, а в 2025-м цена жетона взлетела сразу на 11 рублей (билет на наземный транспорт — на 10 рублей).
В Северной столице стоимость проезда стала, по мнению петербуржцев, не совсем демократичной, в отличие от Москвы. В 2022 году петербургское метро по цене за жетон обогнало столичное. В Белокаменной при разовой оплате можно было проехать за 60 рублей, а по «Тройке» – за 42. В столице и разовая поездка по биометрии стоит 63 рубля, по банковской карте – 74, по билету «Кошелек» (карта «Тройка») – 67. «Единый» билет с лимитом на одну поездку — 80 рублей.
Жители города задумались: как можно захотеть оплачивать проезд, если его стоимость стремительно летит вверх. В итоге, не хочешь быть «зайцем» — плати в три раза больше за поездку на метро или плати штраф, который тоже стал в три раза больше.