- «В планах — темпы не снижать»
- Главные по мостам
- Мегапроекты Петербурга
- Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД)
- КАД‑2
- Большой Смоленский мост
К проекту «Безопасные и качественные дороги» город на Неве присоединился с 2021 года. После этого доля транспортных артерий, приведенных в нормативное состояние, стабильно увеличивалась. На сегодня доля дорожной сети городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии, составляет 84,73% (на конец 2021‑го было 73,9%). Результаты Петербурга превышают среднестатистическое значение на 0,8 процентных пункта и практически достигли целевого показателя 2030 года (85%). При этом доля приведенных в нормативное состояние автодорог регионального и межмуниципального значения достигла 70,7% — это на 15 процентных пунктов выше среднероссийского показателя и на 10% — целевого показателя 2030 года.
«Петербург сохраняет высокие темпы строительства и ремонта объектов транспортной инфраструктуры. Это один из приоритетов развития Северной столицы, — подчеркнул, подводя итоги дорожно-строительного сезона 2024 года, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. — В этом году открыто движение по 12 новым дорогам и развязкам, отремонтировано 100 объектов улично-дорожной сети и 25 километров одиночного пути трамвайных линий. Ряд проектов реализован по поручению президента России, а также при федеральной поддержке в рамках национального проекта “Безопасные качественные дороги”. Новые магистрали и дорожные развязки улучшили дорожную ситуацию, в том числе в популярных туристических местах, разгрузили выезды из города, обеспечили дополнительные выезды на федеральные трассы».
«В планах — темпы не снижать»
По словам врио председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Евгения Варова, погода в прошедшем сезоне благоволила дорожным рабочим: было солнечно и сухо. Чиновник добавил: все работы были выполнены качественно и в срок.
В Петербурге активно не только приводили в нормативное состояние имеющиеся магистрали, но и открывали крупные объекты. Так, в 2024 году было запущено рабочее движение по новым развязкам на пересечении Лагерного и Петрозаводского шоссе, а также Дунайского проспекта и Московского шоссе. Оба эти объекта были построены в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Помимо этого, специалисты реконструировали два участка Колпинского шоссе: каждый расширили до четырех полос, что повысило транспортную доступность Колпинского и Пушкинского районов.
Масштабные работы были проведены в Кронштадте: там реконструировали и построили два участка Цитадельского шоссе (от ул. Гидростроителей до ул. Литке с подключением к Комплексу защитных сооружений от наводнений и от Цитадельской дороги до ул. Адмирала Грейга) и капитально обновили Цитадельскую дорогу.
Работы шли в центре Петербурга: около Тучкова моста открыли подземный пешеходный переход, а в створе Сердобольской улицы перекинули новый мост через Черную речку.
В нормативное состояние были приведены: Гатчинское шоссе, Зеленогорское шоссе, Лиговский, Чкаловский и Приморский проспекты, Гороховая улица, Вознесенское шоссе и десятки других магистралей.
«Планы на 2025 год были поставлены губернатором Александром Дмитриевичем Бегловым еще в 2023 году. Адресная программа уже сформирована. Мы начнем строить такие крупные объекты, как набережная Макарова (от моста Бетанкура до Тучкова моста), продолжение Пискаревского проспекта с примыканием к обходу Девяткино, путепровод в створе Московского шоссе в городе Пушкине (чтобы обеспечить тактовое движение на Павловск). Будет продолжена работа по реконструкции Советского проспекта», — рассказал Евгений Варов.
Как уточнил врио директора Дирекции транспортного строительства Михаил Овчинников, все запланированные на 2024 год работы были выполнены на 100%. Особо он отметил выполнение подрядчиком задачи по обновлению в городе трамвайных путей.
«До 2028 года мы должны привести в порядок 150 км однопутных трамвайных путей. В этом году отремонтировали 26 км. Все работы были выполнены в срок и в полном объеме», — отметил чиновник.
Он сообщил, что лимит финансирования на 2025‑й год сокращаться не будет.
«В планах — темпы не снижать, нормативное состояние дорог держать в установленном нам показателе и продолжать работу», — заявил Михаил Овчинников.
Главные по мостам
Ударно в текущем году поработали и мостостроители. За прошедший сезон специалисты «Мостотреста» работали на трех мостах и четырех набережных. Пожалуй, самым сложным объектом был Зимний мост, являющийся одним из символов Петербурга. Специалистам нужно было не только делать работу строго в графике, но и обеспечить 9 Мая прохождение по переправе военной техники. Смогли. На сегодня работы на мосту уже завершены. Еще один завершенный объект — Каменный мост в Пушкине. На капитально отремонтированном дорожном объекте установили перила, которых ранее там не было.
«Самый интересный на сегодня объект — полностью деревянный Кронверкский мост, — сообщил директор «Мостотреста» Всеслав Воронин. — На сегодня смонтировано 60% временного моста. К концу декабря мы закончим монтаж пролетов, в январе 2025‑го сделаем подходы со стороны Петроградки и Заячьего острова, в феврале откроем движение по временному мосту и приступим к демонтажу самого Кронверкского моста».
По словам специалиста, деревянная переправа будет практически полностью переработана: 80% конструкций либо заменят, либо отреставрируют.
«После этого мост приобретет свой исторический облик. Внешне он никак не изменится», — успокоил Всеслав Воронин.
На сегодня специалисты компании уже открыли обновленную в районе Аничкового моста набережную реки Фонтанки. Но вовсю кипят работы на трех объектах:
► Свердловская набережная. Это объект протяженностью 2200 погонных метров. На сегодня здесь выполнено 60% объема работ, движение открыто на 600 метрах. Рабочие создали на набережной вело- и пешеходные дорожки. Для удобства спуска с верхнего яруса на нижний соорудили пандусы. Работы на объекте планируют завершить в III квартале 2026 года.
► Набережная канала Грибоедова (от Вознесенского до Подьяческого моста). Работы здесь завершат в III квартале 2025 года.
► Набережная реки Мойки (в районе Новой Голландии). Обновлять магистраль начали в октябре. Работы, как сообщил Всеслав Воронин, идут в графике. Сдать объект планируют в 2026 году.
Кстати, согласно отчету об исполнении Адресной инвестиционной политики на 2024–2026 годы, развитие транспортной системы Санкт-Петербурга является самым финансово обеспеченным направлением АИП: на него заложено 86,1 млрд рублей, из которых 0,97 млрд рублей — средства федерального бюджета. На дорожно-транспортную инфраструктуру приходится 48% инвестиционных расходов АИП.
В 2025 году ключевым направлением расходов станет государственная программа «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга». На нее направят 333 млрд рублей (23% расходов городского бюджета), включая расходы на транспорт (204 млрд рублей) и дорожное хозяйство (127 млрд рублей).
Мегапроекты Петербурга
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга 27 ноября приняли в третьем чтении законопроект о бюджете Санкт-Петербурга на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. В основу бюджета легли 10 направлений развития Северной столицы до 2030 года, ранее закрепленные в предвыборной кампании Александра Беглова. Первый пункт программы — мегапроекты XXI века, реализация которых изменит облик нашего города: КАД‑2, высокоскоростная магистраль, вторая очередь аэропорта Пулково, городские электрички, Широтная магистраль скоростного движения, Большой Смоленский мост, морской курорт «Санкт-Петербург Марина». То есть три из семи проектов относятся к дорожной инфраструктуре.
«Ключевой приоритет развития Петербурга на нынешнем этапе — это мегапроекты. Они закладывают новые возможности для города — на многие десятилетия вперед», — подчеркнул губернатор Александр Беглов в ходе представления бюджета Северной столицы на 2025–2027 годы Законодательному собранию.
Глава города отметил, что для реализации масштабных планов Петербург привлекает федеральные и частные инвестиции, а также направляет на цели развития почти четверть собственных расходов. В трехлетней перспективе Северная столица предусмотрела в бюджете 79 млрд рублей на реализацию проекта Широтной магистрали скоростного движения. А на строительство в 2025 году Большого Смоленского моста планируется использовать средства инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме 15 млрд рублей.
Официально
Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга:
«Широтная магистраль скоростного движения, КАД‑2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, Южная широтная магистраль, трассы М‑32, М‑49, ряд других объектов — это непростые, но очень важные и нужные для города инфраструктурные проекты. Благодаря поддержке президента и федерального правительства Петербург сегодня имеет возможность их реализовать».
Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД)
Строительство ШМСД стартовало в Петербурге в марте 2021 года: тогда начали возводить развязку Западного скоростного диаметра с Витебским проспектом. Этот дорожный объект планируют открыть уже к концу 2024 года. Протяженность этого шестиполосного участка — 2,6 км. Для реализации данного этапа пришлось переносить большое количество коммуникаций. Еще один вызов, с которым столкнулся город, — резкий рост цен на стройматериалы и необходимость импортозамещения. На сегодня доля отечественных материалов приближается к 100%.
Сейчас вовсю идет подготовка к возведению следующих участков магистрали общей протяженностью 32,4 км (из них 16,7 км — в границах Петербурга, а 15,7 — в Ленобласти). На этом отрезке ШМСД будет построено 13 развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами, 8 — на пересечении с железнодорожными путями, а также новый мост через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц.
Важное для города событие состоялось 20 ноября этого года: на полях Международного форума и выставки «Транспорт России» губернатор Александр Беглов и президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин в присутствии министра транспорта РФ Романа Старовойта подписали концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию 2–4-го этапов ШМСД.
«Мы благодарны президенту России, правительству и ВТБ за поддержку этого жизненно важного для Петербурга мегапроекта. Сделан важный шаг на пути реализации ключевого этапа развития нашей транспортной инфраструктуры. Весь проект выполняется по поручению президента России. Магистраль станет третьим звеном в системе скоростных магистралей города и частью обновленного транспортного коридора в Карелию, Мурманск, Архангельск. Это укрепит позиции города как ведущего транспортного узла страны», — подчеркнул Александр Беглов.
Завершить второй, третий и четвертый этапы магистрали планируют до конца 2030 года. Стоимость строительства 2–4-го этапов составит 241 млрд рублей (капитальный грант — 159,2 млрд, федеральные средства — 90 млрд). Полностью объект будет сдан в 2031‑м.
КАД‑2
Идея создания второй Кольцевой автодороги обсуждалась еще в 1990‑е годы. Однако реальная работа над проектом стартовала летом 2021 года: старт ей 26 июня дал президент России на совещании по вопросам развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Участие в нем принимали Александр Беглов и Александр Дрозденко.
«Конечно, нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удаленное кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье. Думаю, что для такой крупной агломерации, как и Петербург, и Ленинградская область, это будет, безусловно, востребовано», — заявил Владимир Путин.
До 2022 года рассматривалось несколько вариантов прохождения трассы. Известно, что контракты на разработку наиболее эффективного маршрута КАД‑2 заключило ООО «Автодор Инжиниринг» (дочерняя компания Росавтодора). В работе два варианта трассировки. Решение о том, как именно будут прокладывать КАД‑2, примет заказчик. Общая стоимость работ составит 380 млрд рублей.
Точно известно, что рассматривается вариант увязки всех крупных транспортных проектов в один.
«Это и Широтная магистраль, и реконструкция существующих вылетных федеральных трасс Росавтодора, а также региональная и местная сети. И что особо важно, необходимо увязать градостроительное развитие, чтобы эффективно развивалась вся Санкт-Петербургская агломерация», — подчеркнул заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
На совещании губернатор Северной столицы отметил, что все петербуржцы признательны главе государства за решение о строительстве КАД‑2.
«Город заинтересован в скорейшей реализации этого проекта. Магистраль важна для всей нашей агломерации с Ленинградской областью. Второе кольцо дополнит нашу дорожную опорную сеть и кардинально перераспределит транспортные потоки», — заявил Александр Беглов.
Он также отметил, что существует возможность ввести ШМСД и первый участок КАД‑2 практически одновременно.
Среди эффектов реализации проекта:
► Повышение транспортной доступности. Сейчас ежедневная маятниковая трудовая миграция из области в Петербург составляет около 550 тысяч человек. Два региона связывают 146 автобусных маршрутов. Популярность набирают и тактовые маршруты электропоездов: за первое полугодие 2024 года ими воспользовались более 14 млн человек. Однако практически каждый третий житель агломерации имеет автомобиль и может воспользоваться им, чтобы добраться на работу: уровень автомобилизации населения Петербурга составляет 289 авто на 1000 человек населения, а в Ленобласти — 296,6 (среднее значение по России — 332,1).
► Привлечение инвестиций. По словам Александра Беглова, крупные мегапроекты несут в экономику Петербурга инвестиции, а главное — позволяют загружать заказами городские предприятия и развивать их мощности. Так, на Обуховском заводе будет изготовлено гидравлическое и механическое оборудование для разводного пролета Большого Смоленского моста, который станет частью новой дуговой магистрали. По мнению экспертов, эффект от реализации проектов обходов городов составляет 2 рубля на 1 рубль инвестиций. Дорожные мегапроекты позволяют ускорить поставку товаров, а также стимулируют активность в других секторах экономики. «Чем больше запускается автодорожных проектов, тем выше мультипликационный эффект», — говорят аналитики компании «ВТБ Инфраструктурный комплекс».
► Развитие территорий. Никто не сомневается, что появление КАД‑2 повлечет за собой строительство новых логистических объектов и жилой недвижимости. «КАД‑2 даст импульс развитию прилегающих территорий. Ускорит формирование там логистических комплексов и новых индустриальных парков. Магистраль создает для двух субъектов Федерации одно общее будущее», — подчеркнул Александр Беглов.
► Перенаправление транспортных потоков. Вторая кольцевая автодорога должна перенаправить транзитный транспорт из Карелии, Мурманской, Вологодской и Архангельской областей в обход Петербурга. Это существенно разгрузит региональные и местные дороги Ленобласти и улучшит дорожную обстановку в Северной столице. Первым этапом строительства КАД‑2 станет возведение участка от Кузьмолово до трассы М‑11 с новым мостом через Неву. Благодаря этому будет разгружена самая проблемная на сегодня восточная часть КАД.
Кстати, к проектированию КАД‑2 планируют приступить уже в 2025 году.
Большой Смоленский мост
Впервые концепция Большого Смоленского моста (БСМ) была представлена в Генплане 1947–1948 годов. Концепция переправы вместе с развязками была зафиксирована и Генеральным планом 1987 года, сохранялась она и в последующих версиях главного градостроительного документа города. В 2014 году был заключен контракт на разработку предпроектной документации по строительству объекта.
Проектирование же моста велось уже в 2021–2023 годы на частные средства. В июле 2023‑го проект был отправлен в ФАУ «Главстройэкспертиза России» для проведения госэкспертизы. А уже 24 декабря на Октябрьской набережной состоялась торжественная церемония установки закладочного камня на месте будущего строительства БСМ. Ровно через месяц, 24 января 2024 года, проект моста получил положительные заключения госэкспертизы и Главгосэкспертизы. И работа закипела.
Строительство новой переправы поделили на два этапа: один — возведение самого моста, второй — создание развязок на правом берегу Невы. Уже 4 апреля 2024 года на левом берегу реки забетонировали первую стойку опоры эстакады БСМ, а в ноябре начался монтаж пролетов.
Большой Смоленский мост станет 20‑й разводной переправой в Петербурге и первой построенной за последние 40 с лишним лет (Кантемировский мост был открыт в 1982‑м). В существующую улично-дорожную сеть объект интегрируют три развязки: на проспекте Обуховской обороны, Октябрьской набережной и пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом.
Мост будет шестиполосным с трамвайными путями, пешеходной и велосипедной дорожками. Появление новой переправы существенно улучшит ситуацию в Невском, Фрунзенском и Красногвардейском районах города. Помимо этого, БСМ снизит нагрузку на Большеохтинский и Володарский мост, а также мост Александра Невского. В перспективе новый транспортный объект станет частью дуговой магистрали между югом и севером города. Отметим, проект Большого Смоленского моста одобрен на самом высоком уровне: его поддержал президент России Владимир Путин.