По словам директора НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова Минздрава РФ Алексея Беляева, за последние 3 года только в Петербурге смертность от рака снизилась на 10%. «В Финляндии, например, заболеваемость раком вдвое выше, но и смертность вдвое ниже. Чем раньше выявить онкозаболевание, тем более долгую жизнь проживет пациент. Сейчас доля выявленных на ранней стадии случаев у нас достигла 60% – это очень высокий показатель», — сообщил он.
Как рассказала член комиссии по соцполитике и здравоохранению Заксобрания Петербурга Марина Макарова, государство активно финансирует раннюю диагностику и высокотехнологичное лечение. "В каждом районе Санкт-Петербурга работают центры амбулаторной онкологической помощи, предоставляющие все необходимые услуги - от диагностики до диспансерного наблюдения", — отметила она.
Сегодня врачам удается переводить онкозаболевание из смертельного в хроническое, с которым пациент может жить долго и качественно, заявил зав. лабораторией химиопрофилактики рака НМИЦ онкологии Григорий Точильников. Это возможно благодаря технологическому развитию в сфере диагностики, а также доступности современной терапии, включая клеточные технологии, ядерную медицину и новые лекарственные препараты.
Главной проблемой в стране остается недостаточное внимание к профилактике, что во многом зависит от модифицируемых факторов риска, уверены эксперты. Как объяснил зав. научным отделом биологии опухолевого роста НМИЦ онкологии Евгений Имянитов, до 3% людей генетически предрасположены к раку. «Может помочь молекулярная диагностика, которая в ближайшие 5–10 лет станет доступной в России, - говорит он.
Для подавляющего большинства ключевыми факторами риска являются среда, нездоровый образ жизни и вредные привычки, которые поддаются коррекции. Однако, по словам главного внештатного специалиста-профпатолога Комитета по здравоохранению Петербурга Максима Чащина, врачи часто недооценивают влияние профессиональных факторов риска. «Рабочие газового завода вдыхают за 40-часовую рабочую неделю бензапирена, эквивалентное его содержанию в 5000 сигарет. При этом многие работники производств курят. Эти риски требуют контроля и профилактики», — подчеркнул он.
Табакокурение остается ключевым фактором риска развития рака, считают эксперты. Благодаря жестким мерам борьбы с ним в России за последние 6 лет на 2% уменьшилась заболеваемость рака легкого, отметил Алексей Беляев. Но запретительные меры, когда-то приносившие результат, исчерпали свою эффективность, ведь доля курильщиков остается высокой, считает Директор НП "Центр Социальной Экономики" Руслан Древаль. По его словам, доля курильщиков со стажем 20+ лет выросла с 42% до 64% за последние 40 лет. «Существует огромная когорта взрослых людей, которые курили, курят и, скорее всего, будут курить, - заявил Руслан Древаль. – И с ними тоже надо что-то делать».
Ситуация с онкозаболеваниями требует поиска новых подходов к проблеме табакокурения, уверены эксперты. «На 1-е место выходит вопрос модификации этого риска. Мы должны предоставить людям с сильной зависимостью доступ к информации о сертифицированной никотинсодержащей продукции с научно доказанным пониженным уровнем вреда», – отметил Григорий Точильников.
Государство должно стимулировать исследования такой продукции, что позволит снизить риск развития рака и уменьшить нагрузку на систему здравоохранения, подчеркнул Руслан Древаль. Только адаптивный подход к модификации рисков, основанный на научных данных и риск-ориентированном регулировании может привести к прорыву в области профилактики рака, считают эксперты.