Петербуржцы, москвичи и провинциалы, пожилые и молодые, образованные и нет – жертвами мошенников становятся каждый день разные люди. Ежедневно аферисты совершают от 10 до 15 миллионов звонков. А в прошлом году 67% россиян, которых опросил ВЦИОМ, разговаривали с мошенниками.
Даже подготовленные граждане не сразу понимают, что говорят с ненастоящим «сотрудником банка» или «майором МВД». К тому же регулярно появляются новые схемы выманивания денег. Теперь мошенники начали использовать новый способ взлома аккаунтов на государственных сервисах. Специалисты выяснили, что жертвам звонят от имени сотрудников госструктур и работают по «двойной схеме».
Мошенники звонят, представляясь специалистом госструктур, и сообщают жертве о заказном письме. Они предлагают прислать уведомление на почтовый или электронный ящик. Но чтобы оформить заявку, необходимо назвать проверочный код, который придет на телефон. В этот момент большинство чувствуют подвох и кладут трубку.
Затем за потенциальную жертву берутся по второму кругу. Ему перезванивают и сообщают, что предыдущий разговор был точно с мошенником и он успел взломать учетную запись абонента. Чтобы «защитить» данные, они вновь требуют код доступа из СМС. Заполучив доступ к личным данным и платежной информации, аферисты работают непосредственно над денежной кражей – оформляют кредиты или выводят деньги со счетов и карт.
«Сейчас мы наблюдаем активный рост числа атак в гибридном формате – когда мошенники совмещают методы социальной инженерии и взлом аккаунтов пользователей. Подобные схемы стали особенно распространены в период уплаты налогов, что делает их еще более опасными», – прокомментировал представитель одного из российских банков.
Схема строится на психологическом давлении на человека. Поэтому специалисты призывают не терять бдительность, ставить определитель номера и, конечно, никому не сообщать коды доступа.