Наконец-то в культурную столицу пришло весеннее тепло, пробудившее лесные богатства города ото сна. И пока одна часть петербуржцев наслаждается бурным цветением, другая – продолжает многолетнее сражение за сохранение природных красот на Щучьем озере. Столкнувшись с равнодушием Смольного к судьбе Зеленогорского леса, на месте которого собираются возводить элитную школу-пансионат, активисты решили обратиться за помощью к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Однако росточек надежды, проросший в сердцах горожан, растоптала очередная бюрократическая отписка.
История борьбы за 28 га реликтового леса с вековыми деревьями рядом с заказником Щучье Озеро берет начало еще в 2005 году, когда его признали зоной, пригодной для застройки индивидуальными жилыми домами (1Ж). При этом эту функциональную зону власти Петербурга установили без проведения надлежащего обследования, что отмечали даже сами чиновники в одном из официальных ответов на обращения местных жителей.
Долгое время Зеленогорскому лесу ничего не угрожало, пока в 2021 году на деревьях не стали появляться подозрительные метки, будто под вырубку. Случившееся очень насторожило горожан, так как здешние хвойные красоты представляли собой здоровую и живописную рекреационную зону. Разбираясь в вопросе, неравнодушные активисты выяснили, что деревья собираются вырубить из-за интересов Фонда социальных инициатив Газпрома. Компания вознамерилась построить частную школу-пансионат на две тысячи учеников и почти полтысячи сотрудников. Для комфортного проживания и учебного процесса будущих воспитанников Фонд хочет возвести 16 жилых корпусов, кинозал, бассейн и оранжерею.
Казалось бы, появление солидного учебного заведения в Петербурге, да еще и за счет компании – вполне хорошая новость. Однако воплощение этого проекта, по подсчетам Газпрома, требует вырубки минимум 70% деревьев. Осознав размеры потери, горожане решили бороться за сохранение излюбленного места отдыха, инициировав собственное обследование с привлечением специалистов РАН и других профильных учреждений. Естественно, эксперты по итогам исследований единогласно заявили об уникальности подобного леса именно в черте города на Неве.
В частности, на этом участке преобладают сосны и ели возрастом до 120 лет. Здесь также имеются дубы, не типичные для местных лесов и достигающие высоту в пять метров. Доцент кафедры физической географии и ландшафтного планирования Института наук о Земле СПбГУ Григорий Исаченко писал в своем экспертном заключении, что «участок с кадастровым номером 78:38:0022502:8 включает в себя природные комплексы высокой природоохранной и рекреационной ценности». Он также обращает внимание, что «зеленая» зона представляет собой спелый хвойный таежный лес, мало сохранившийся на территории Санкт- Петербурга, с «уникальными растительными сообществами еловых и сосново-еловых лесов с подростом дуба и высокой концентрацией муравейников, также редкой для города». Да, малыши муравьишки или же рыжие лесные муравьи выбрали Зеленогорский лес в качестве своего дома и до сих пор остаются без охраны. На всей территории участка в обилии встречаются уникальные муравейники до 1,5 м высотой. Однако на некоторых природных участках этих крошек специально намеренно оберегают от опасностей, как, например, в случае с памятником природы «Комаровский берег».
Вдобавок на территории участка специалисты обнаружили 21 местонахождение охраняемых видов мхов и лишайников. Конкретно вид Chaenotheca brachypoda вообще не встречается в соседствующем рядом заказнике «Озеро Щучье». А вид Cladonia norvegica Tønsberg et Holien и вовсе начинает пропадать. В культурной столице он встречался лишь восемь раз в Выборгском, Курортном и Приморском районах, чего не скажешь о рекреационном лесе. Тут удалось выявить аж семь его местонахождений, что свидетельствует о наличии здесь самой большой в городской черте популяции этого охраняемого вида. Еще более трагичная судьба складывается у вида Microcalicium ahlneri Tibell, который находится на грани исчезновения. В городе на Неве он встречался всего два раза в Курортном районе. Настолько уникальная флора, с научной точки зрения, заявляет о биологической ценности леса, так как названные виды являются индикаторами ценности для всех зеленных территорий на Северо-Западе европейской части России.
Ко всему прочему, на территории Зеленогорского леса ученые нашли девять видов краснокнижной фауны. Такими являются живущие на столетних деревьях белоспинные дятлы, малые пестрые дятлы, трехпалые дятлы, московки, глухари, рябчики, желны. Вместе с ними еще соседствуют кряквы, чирков-свистунков, гоголей, вальдшнепов, бекасов. Еще здесь живут представители пяти видов насекомых, занесенных в Красную книгу, такие как рогач однорогий, рогачик жужелицевидный или синий, щитовидка гигантская и бабочка Ночной павлиний глаз. И все это богатство растительного и животного мира хотят изничтожить, развернув капитальное строительство.
Массовые обращения неравнодушных жителей района и активистов либо игнорируются, либо получают один ответ – в Генплане территория отнесена к функциональной зоне Ж1. Ощущая равнодушие Смольного и Газпрома к судьбе 100-летних деревьев и исчезающих видов растительного и животного мира, петербуржцы обращаются к бывшей главе Петербурга – Валентине Матвиенко, которая успешно спасла Зеленогорский лес в 2009 году, когда власти собирались выставить его на торги. В марте жители Северной столицы отправили Матвиенко письмо с просьбой не перенаправлять вопрос к правительству города и лично разобраться в ситуации.
В итоге активисты получили ответ до боли похожий на уже поступавшие ответы со стороны Смольного. Мало того, что ответ поступил не от самой главы СовФеда, а от ее представителей, так и вопрос сразу же направили к властям Петербурга. И тут уже привычные аргументы в защиту строительства пансионата – территория не входит в границы городских лесов и срубленные деревья в дальнейшем компенсируют высадкой новых. Конечно, подобная реакция Валентины Матвиенко и ее аппарата расстроила воодушевившихся активистов, но сдаваться они не собираются, о чем и заявили на своей официальной странице в соцсети.
Вместе с тем, Санкт-Петербургский городской суд уточнил предмет иска, поданного жителями в конце 2023 года в связи с передачей земельных участков инвестору. По мнению истцов, в документах городского правительства могут быть ошибки (связанные с нарушением Правил землепользования и застройки и процедуры общественных слушаний) и не учтено наличие краснокнижных животных и растений. В ближайшее время, начнется рассмотрение по существу.