Каждый десятый житель Петербурга стал жертвой телефонных мошенников.
Опасные уловки
Около 90% петербуржцев сталкивались с телефонными аферистами, а 11% (то есть примерно каждый десятый) пострадали от их действий. Это данные исследования, проведенного банком «Открытие» и компанией «Росгосстрах» в 2022 году. В уходящем 2023- ситуация особо не изменилась — петербуржцев по-прежнему очень волнует вопрос о том, как противостоять телефонным мошенникам.
Тем временем число подобных преступлений растет, с 2019 года по 2022-й — в четыре раза. А аферисты становятся все более изворотливыми. Они придумывают все новые и новые уловки. Например, используют подмену номера, чтобы жертва поверила, что ей звонят действительно «из ФСБ», «полиции» или «банка».
«Мошенники сейчас используют специальные приложения для маскировки под номера кредитных организаций. С их помощью на экране телефона номер входящего звонка определяется как официальный номер банка», — рассказывает начальник управления платежных систем и расчетов Северо-Западного главного управления Банка России Ирина Поздеева.
Звонящий представляется сотрудником банка и сообщает о блокировке карты или о попытке списать деньги. Ключевой фактор — убедить собеседника, что действовать нужно срочно. Когда жертва мошенников запаникует, ее убедят назвать реквизиты карты, пин-код и другую важную информацию. Либо же заставят самостоятельно перевести деньги на чужой счет, чтобы якобы спасти их.
Здесь важно помнить, что сотрудники банка никогда не просят у клиентов секретные коды или три цифры с оборота карты. И вообще, всегда лучше закончить разговор и перезвонить в банк самостоятельно, набрав телефон горячей линии вручную. Просто перезванивать по номеру, с которого вам звонили, опасно — наткнетесь на тех же мошенников.
Тем временем аферисты не дремлют и расширяют арсенал ухищрений. Например, они могут находить в интернете персональные данные людей, чтобы удачно прикинуться их знакомыми, коллегами или начальниками. Мошенники даже изменяют голоса, поэтому нужно быть особенно бдительным, если вам звонят с сообщением, что кто-то из ваших знакомых или родственников попал в беду — преступники могут просто найти информацию о ваших близких в социальных сетях. Не стоит верить таким сообщениям и лучше всегда перезвонить тому человеку, о котором идет речь.
Но мошенники не дают времени сориентироваться: они давят на срочность, а в такой ситуации человек начинает паниковать и теряет способность мыслить критически. Поэтому аферистам удается не только выманить у людей их сбережения, но и заставить жертву даже взять кредит, чтобы отдать эти средства злоумышленникам. Увы, но ущерб от таких действий исчисляется миллиардами.
Угроза для страны
Телефонные мошенники наносят финансовый ущерб не только частным лицам, но и целым компаниям. Зачастую они пытаются обмануть не только доверчивых пенсионеров, но и высокопоставленных лиц.
Например, самозванцы писали сообщения муниципальным депутатам МО «Смольнинское» от имени начальства и пытались выяснить подробности о зарплате. Аналогичным образом пытались обмануть сотрудников Санкт-Петербургской избирательной комиссии и лидера фракции «Новые люди» в Законодательном собрании Петербурга Дмитрия Павлова. Даже глава Главного управления МВД по Санкт-Петербургу Роман Плугин получал звонки от аферистов, которые представлялись его сыном. Плугин им не поверил, а вот бывший замначальника Следственного департамента МВД по Санкт-Петербургу Дмитрий Какошин поверил — и предоставил злоумышленникам данные к своим банковским картам. В итоге он лишился 613 тысяч рублей и признался, что поверил мошенникам, потому что они звонили с номера банка «ВТБ». На самом деле, конечно, мошенники использовали подмену номера.
Вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина оказалась сообразительнее и не стала общаться с аферистами. Сначала ей стали присылать сообщения с подтверждающими кодами, как если бы она совершала покупки онлайн. Потом ей позвонила некая Екатерина, которая представилась персональным менеджером и предупреждала о мошенниках. Потехина просто повесила трубку и позвонила в банк, чтобы убедиться, что все в порядке и никаких списаний не было.
«Ощущение, честно говоря, не из приятных: как будто к тебе в дом влезла толпа незнакомцев и выносит твои вещи. Собственно говоря, на это у мошенников и расчет», — поделилась эмоциями Потехина.
И хорошо, если дело ограничится только кражей средств, но преступники могут иметь и другие цели. Например, разведать секреты или заставить выполнить какой-нибудь приказ. Так, неизвестные звонили и писали чиновникам Калининского и Курортного районов, представляясь начальством, и велели связаться со службой безопасности.
Также под прицел мошенников попали и сотрудники Смольного. Им звонили, называясь начальством, и предлагали организовать сбор средств на поддержку спецоперации. В Смольном предупредили работников, что такая схема направлена не только на похищение денег, но и на подрыв авторитета должностных лиц правительства и администрации Санкт-Петербурга.
Очевидно, что подобные диверсии могут представлять угрозу для региональной и даже федеральной безопасности.
От мошенничества — к терроризму
Еще один популярный вид телефонного мошенничества — подтолкнуть человека к террористическим действиям, в основном к поджогам военкоматов. Злоумышленники сначала выманивают у своих жертв деньги, а потом заставляют их готовить коктейль Молотова и идти с ним на преступление.
Детали легенд, которые рассказывают мошенники, различаются, но в целом схема одна: жертв сначала убеждают набрать кредиты, потом предлагают списать долги в обмен на выполнение задания якобы для российских силовых структур, а задание включает поджог военкомата или офиса банка. Как правило, такие звонки поступают с территории Украины.
«В данном случае мы говорим о тех самых преступных кол-центрах, которые уже давно действовали с Украины. И сейчас они в связи со спецоперацией переключились на другие задачи», — объясняет координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев.
Цель звонящих проста: нанести ущерб российским гражданам и навести панику в стране. Причем, как считает Урван Парфентьев, мошенников «крышуют» спецслужбы Украины.
Российским гражданам стоить помнить, что за поджоги придется отвечать по закону, даже если вы стали жертвой аферистов. Как минимум это умышленная порча чужого имущества путем поджога, максимум — терроризм или пособничество терроризму. Поэтому стоит быть очень внимательными и не поддаваться на провокации. Даже если вы уже перевели деньги мошенникам, не совершайте еще одну глупость. Одно дело — лишиться средств, другое — оказаться за решеткой за противоправные действия.
Кстати, мошенники часто звонят и от имени военкоматов, предлагая за определенную сумму помочь уклониться от службы в армии. Также аферисты вымогают деньги у членов семей мобилизованных, сообщая им, что их родственник ранен или попал в плен, и нужно его выкупить.
Важно знать, что военные подобную информацию родственникам мобилизованных граждан сообщают лично, а не по телефону. И, конечно, никаких денег у членов семьи не просят.
Комплексный подход
Конечно, с телефонным мошенничеством нужно бороться всеми возможными способами. Здесь важна комплексная работа. Нужно активно информировать граждан о том, как действуют телефонные мошенники и как не попасться на их удочку. Также очень важно, чтобы государственные и коммерческие структуры работали сообща. В первую очередь, это касается правоохранительных органов и банков. К сожалению, сейчас финансовые учреждения не всегда идут навстречу полиции.
«В борьбе с такими преступлениями есть определенные трудности. Многие банки отказываются с нами оперативно взаимодействовать. Но такие деяния не раскрыть за несколько дней, нужно содействие со стороны финансово-кредитных учреждений», — сообщил начальник ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин (это именно ему мошенники звонили, представившись его сыном, попавшим в ДТП).
Впрочем, начальник Управления экономической безопасности ГУ МВД по Петербургу Михаил Лобанов уверяет, что полиция не стоит на месте и использует в совей работе новые технологии.
«Мы постоянно совершенствуемся, получая новые знания и навыки, и не только. В управлении создано специальное подразделение, ведущее борьбу с преступлениями в IT-сфере. В нем собраны высококвалифицированные кадры с глубокими познаниями в этой области», — говорит Лобанов.
Он убежден, что один в поле не воин, поэтому важно сотрудничать с другими структурами.
«Мы тесно работаем при выявлении и раскрытии подобных преступлений с различными госструктурами и ведомствами. Мы, например, сотрудничаем с Центральным банком, а случается, обращаемся за консультациями к крупным российским IT-компаниям», — рассказал Лобанов.
Необходимо, чтобы к делу подключались и сотовые операторы.
«Операторам связи необходимо блокировать звонки с подменой номера, которые поступают клиентам банков», — говорит глава департамента информбезопасности банка «Санкт-Петербург» Анатолий Скородумов.
Аналогичного мнения придерживается и прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник. Он подчеркнул: чтобы эффективно противодействовать телефонным мошенникам, нужно привлекать сотовые компании к административной ответственности, если они допускают подмену номеров. В последнее время операторов сотовой связи действительно стали штрафовать, если они позволяют звонящим (особенно из-за рубежа) подменять номер.
«В результате сами операторы начали отсекать большинство сомнительных звонков», — отметил прокурор.
По его словам, важна и личная ответственность человека. Прокурор говорит, что иногда сложно понять, как люди могут настолько поверить мошенникам, что не просто переводят им деньги, а берут по несколько кредитов, чтобы отдать средства злоумышленникам.
Чтобы этого не происходило, очень важно вести профилактическую работу. Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые люди, которые в силу возраста доверчивы и плохо разбираются в современных технологиях.
«Поэтому обязательно и постоянно нужно проводить профилактические беседы со своими пожилыми родственниками, с родными, которые легко поддаются внушению. А еще нужно помнить, что мобильный телефон – это компьютерное устройство, которое также необходимо защищать антивирусными программами, как и ПК или ноутбук», — посоветовал пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО Иван Макаров.
Он рассказал, что, если вы перевели мошенникам средства, на практике сделать что-либо для спасения денег уже нельзя. Согласно правилам международных платежных систем, если транзакция подтверждена пин-кодом или кодом авторизации, который пришел в смс, то никакие претензии от клиента не принимаются, и отыграть назад перевод денег, которые мошенники сразу начинают перекидывать с одного счета на другой, невозможно.
Поэтому не стоит даже начинать разговор со звонящими «сотрудниками банков», нужно просто класть трубку, пока вас не успели запугать и «обработать».
«Если вам звонят и представляются сотрудником какой-либо службы банка и предлагают подтвердить проведение какой-то банковской операции или начинают пугать блокировкой счетов либо угрозой несанкционированного списания с них денежных средств, нужно сразу прервать разговор и больше не предпринимать никаких действий. Банки не обзванивают своих клиентов с такими вопросами, этим занимаются мошенники», — говорит пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО.
Такой же совет дал и вице-губернатор правительства Санкт-Петербурга Алексей Корабельников. Он посоветовал просто класть трубку при подобных звонках и перезванивать в своей банк, чтобы проверить информацию.
Еще один хороший способ защититься от мошенников — установить самозапрет на взятие кредитов и перевод крупных сумм. Если у вас будет стоять такой запрет, то у мошенников не получится подчистую очистить ваши счета.
Очевидно, что проблему можно решить комплексно. Здесь важна и личная ответственность граждан, и работа частных структур (банков и сотовых операторов), и деятельность государственных органов. Как подчеркивал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, таким преступлениям нужно активно противостоять.
Летом этого года глава города принимал участие в круглом столе, посвященном защите жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области от телефонного мошенничества.
«Наша главная задача — защитить население от манипуляций мошенников. Особенно это касается наиболее уязвимых категорий горожан — пожилых людей. Граждане должны быть уверены, что власть сможет обеспечить их безопасность», — отметил Александр Беглов.
Он также предложил усилить ответственность банков перед клиентами. Губернатор уверен, что банки должны компенсировать потери гражданам, пострадавшим от мошеннических действий.
Но и сами граждане должны быть начеку и не поддаваться на провокации. Расскажите своим пожилым родственникам об этой статье и о том, как действуют мошенники.
Рекомендации Центробанка
Никому и никогда не сообщайте паспортные данные, информацию о банковской карте, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Не публикуйте эти сведения в Интернете, в том числе в социальных сетях, и не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
Если вам звонят и представляются сотрудником Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка, а потом предлагают взять кредит или перевести свои средства а «безопасный» счет, просто повесьте трубку. Не поддавайтесь панике, если вам говорят, что от вашего имени совершен подозрительный перевод денег или зафиксирована попытка оформить кредит. Просто положите трубку и позвоните в своей банк. Только не перезванивайте по номеру, с которого звонили мошенники.
Установите антивирус на смартфон и компьютер и вовремя обновляйте его.
Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание, чтобы в строке браузера рядом с названием сайта был значок безопасного соединения (замочек).
Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, в которых вам предлагают пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.
Если вы стали жертвой мошенников, то немедленно заблокируйте карту (это можно сделать в мобильном приложении или в личном кабинете на сайте банка, а также позвонив в банк).
Напишите заявление о том, что вы не согласны со списанием средств (это нужно сделать в любом отделении банка в течение суток после списания). Также обратитесь с заявлением в полицию.