В Ленинградской области 1 февраля 2024 года начнется транспортная реформа. Она затронет 90 смежных межрегиональных (простым языком «маршруты на метро») и межмуниципальных автобусных маршрутов. На линии выйдет порядка 450 новых транспортных средств.
Наиболее востребованными у жителей области остаются маршруты до станций петербургского метрополитена. Их работа регламентирована соглашением между комитетами по транспорту Петербурга и области. Даже ведётся реестр маршрутов в сообщении между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в том числе обслуживаемых по заказу Комитета Ленинградской области по транспорту.
Но, как говорят участники рынка перевозок, новая компания, которая бы хотела участвовать в данной программе, туда попасть не может. В реестре не указаны сроки окончания действия контрактов (свидетельств) на право перевозок на маршруте. А значит новый игрок не имеет возможности планировать закупку новых транспортных средств. К сожалению, получается, что транспортная реформа не повлияла на этот закрытый рынок.
«В рамках транспортной реформы Ленинградской области с 1 февраля будут действовать новые контракты, по которым областной бюджет будет платить за транспортную услугу перевозчикам, работающим на новых современных автобусах. Транспортный заказ региона будет сформирован исходя из потребностей населения, а перед перевозчиками будет поставлена задача обновления подвижного состава, оборудования его современными средствами безналичной оплаты проезда, будет обеспечена доступность для маломобильных категорий граждан», ― сказал председатель областного комитета по транспорту Михаил Присяжнюк во время пресс-конференции в петербургском ТАСС.
По его мнению, это позволит 47-му региону усилить контроль за качеством выполнения подрядчиками своих обязательств, а также улучшить обслуживание пассажиров. На заключение госконтракта на перевозку пассажиров будет выделено в общей сложности пять миллиардов рублей.
Казалось бы, все супер, но не все с этим согласны. Первый из вопросов, который возникает при изучении особенностей реформы, – желание властей из 800 миллионов. казначейского кредита на обновление подвижного состава закупить 64 автобуса большого класса на сумму 745 миллионов рублей на смежные межрегиональные маршруты с нерегулируемым тарифом, которые получит группа компаний ХК ПИТЕР АВТО. Как пояснил Михаил Присяжнюк эти деньги пойдут как раз вне транспортной реформы.
«В рамках реформы мы задействуем маршруты с регулируемым тарифом. А эти деньги будут потрачены на другие маршруты. При этом компании придется так же вложиться – она должна будет потратить еще около 400 миллионов рублей на эти цели. Не каждая компания способна на это», заявил он. Хотя это требование относится к обязательствам региона перед федеральным бюджетом, а не предприятий. Выделенные из федерального бюджета средства должны быть использованы субъектом Российской Федерации для субсидирования затрат перевозчиков на приобретение нового подвижного состава.
Пока областные автобусы также не готовы к цивилизованной оплате поездок. В большинстве маршрутов водители принимают оплату с помощью ручных терминалов, оборудованных GPS, но по какой-то причине работают по таймингу, а не по геолокации, причем все автобусы должны быть подключены к Глонассу. Впрочем, и здесь Присяжнюк оптимистичен. «Сейчас у нас проходят аккредитацию два оператора, которые предлагают оплату через стационарные валидаторы», говорит глава комитета по транспорту. Вопрос успеют ли они приступить к работе к началу февраля. Не факт.
Еще одна проблема, которая не попала и не попадет в рамки этой транспортной реформы – это муниципальные маршруты.
Главная проблема – недофинансирование муниципальных контрактов со стороны администрации. «На сегодняшний день, имея данные фактических доходов от пассажиропотока и сумм по контрактам, а также имея всю расходную часть по транспортной работе, мы понимаем, что не получаем заявленную выручку от платы за проезд, а, следовательно, несем колоссальные убытки», - подсчитала Ольга Гущина, финансовый директор ТК «Пальмира». 12 сентября ООО «Пальмира» выиграло суд с Комитетом по тарифам Ленинградской области (ЛенРТК) о признании недействительным Приказа «Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Тихвинского муниципального района Ленинградской области» на 2023г. В данном Приказе была допущена техническая ошибка, в результате этого тариф был занижен. Решение суда принять новый нормативный правовой акт (Приказ), заменяющий признанный недействующим.
Еще одна проблема – межмуниципальные маршруты. На них нет крупных центров притяжения пассажиров, а значит они в большинстве случаев нерентабельны, хотя улучшают связи между городами области, иначе сейчас, чтобы из Волосово попасть в столицу области Гатчину, надо ехать через Петербург, что дороже и времени уходит больше. Но, к сожалению, поддержка перевозок на межмуниципальных маршрутах пока не планируется.
«Власти муниципального района обязаны обеспечить своих жителей качественными транспортными услугами», констатирует Михаил Присяжнюк. Он надеется, что транспортная реформа станет толчком для местных властей. Но станет ли? И откуда брать финансирование муниципалам?
Впрочем, и, кроме этого, есть ряд проблем, без решения которых реформа может забуксовать, даже не стартовав. Одна из них - кто будет водить автобусы. «Сейчас в стране острый дефицит водителей, особенно категории D. В отдаленных районах Ленинградской области немного желающих работать за 3500 рублей в день. В Санкт-Петербурге и окрестностях зарплата водителя выше, 4-5 тысяч рублей, но недокомплект штата ещё острее, чем в провинции. Необходимо организовывать обучения водителей, поднятия престижа профессии, привлечения молодёжи, в том числе женщин?», – был задан вопрос на пресс-конференции.
Михаил Присяжнюк согласился, что такая проблема есть. «Средняя зарплата в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 130 тысяч рублей и некомплектность 30 % водителей… У транспортников тяжелый труд. Поэтому, наверное, легче идти в какие-то другие направления…» – ответил чиновник.
Все же, думается, транспортная реформа должна распределяться на все виды маршрутов Ленинградской области, а не только на маршруты с высоким пассажиропотоком.