Более 13 лет назад у ХК СКА появилась группа поддержки — SKA Sisters. Сегодня без этих ярких, безупречных и заряженных энергией девушек невозможно представить ни один домашний матч клуба. Руководитель команды Екатерина Анисимова рассказала о том, кому открыта дорога в коллектив, почему красоткам нельзя тренироваться в мешковатой одежде, часто ли в них летят шайбы и что делать, если чирлидерша забыла дома пипидастры, как еще называют помпоны.
— Вы стоите у истоков создания SKA Sisters. Вообще группы поддержки есть далеко не у всех спортивных команд, как появилась ваша?
— Само направление СКА существует очень давно (хоккейная команда появилась в 1946 году — Прим. ред), но именно SKA Sisters — с 2010-го. У клуба уже была команда танцовщиц, а затем появился запрос по формированию именно группы поддержки. Так и начали создавать, определять свои правила, выстраивать формат.
Сейчас у нас в команде 41 человек, она состоит из лидера и остальных участников. Выступаем мы только на домашних матчах СКА, на каждом работает по 25 девочек — это 23 чирлидерши и две фигуристки. Когда-то, кстати, не мальчики, а именно девочки на коньках чистили лед. Думаю, в других городах это сохранилось, но мы от этого отошли.
— Насколько я знаю, чтобы попасть в SKA Sisters, нужно заполнить и отправить анкету, а также пройти кастинг. Как часто набирают в команду?
— Наборы проходят нечасто, крупных проводим два — перед началом сезона и в середине. Если в начале набрали достаточное количество человек, которые впоследствии продолжили работать, танцевать, и никто не ушел, то второй можем даже не проводить. Заявок обычно приходит в районе 30-40 штук. Кстати, иногда принимаем и просто желающих девушек, которые нам в соцсетях написали: «Хочу к вам». Если кандидатка соответствует параметрам, зовем на общую тренировку, а дальше — смотрим.
— А какие требования предъявляются к девушкам при отборе?
— Первое — рост и возраст. Рост в среднем должен быть 170 сантиметров (от 168 до 175 см). Иногда можем взять девушку и пониже, так бывает редко, и, если она, что называется, «зацепила». Возраст от 17 до 25 лет. Хотя тоже бывают исключения, ведь сейчас сложно сразу понять, сколько лет человеку. Поэтому, бывает, берем постарше, но младше — точно нет.
Конечно, важна форма — у нас достаточно облегающие костюмы, поэтому у девушки должна быть хорошая фигура. Быть в отличной физической форме нужно, чтобы костюм сидел идеально.
— Будущая чирлидерша изначально должна быть спортсменкой?
— Она должна уметь танцевать, причем не на нулевом уровне. Приветствуется наличие акробатических или гимнастических навыков. Но, бывает, девушка — хорошая гимнастка и совершенно не справляется с танцевальным номером. Если за месяц у нее не начинает получаться «хватать» хореографию, не берем. Если да — супер!
Но в основном приходят с какими-либо навыками. Так, сейчас в команде есть три гимнастки, а также те, кто занимался танцами, хореографией или фигурным катанием. Были и бальные танцоры — их сразу видно. Однако именно из профессионального чирлидинга приходят редко. Потому что там ввиду специфики спорта девочки ниже — флаеры (спортсмены, не имеющие контакта с поверхностью — Прим. ред.) должны быть миниатюрными и легкими, а те, кто стоит на базе — покрупнее.
— Какие есть «красные флаги»? Кого вы к себе точно не возьмете?
— Думаю, главный «красный флаг» — это лень. Конечно, сразу на кастинге или в анкете этого не видно. Но у нас нет рамок по количеству человек. Классные девчонки, соответствующие параметрам — это самое главное.
А отсеиваются люди позднее, когда понимают, что не могут совмещать чирлидинг с учебой, работой или личной жизнью. И, конечно, нужно стараться. Все мы разные: кому-то достаточно одного раза, чтобы запомнить хореографию, а кому-то нужно несколько раз повторить. И здесь следует проявить упорство, не опускать руки и до последнего биться пока не получится.
— Расскажите о тренировках SKA Sisters.
— Тренировки проходят три раза в неделю, длятся по два часа каждая. Сначала идет разогрев. Если готовим постановку, приходит хореограф, с которым разучивается номер. Еще у нас есть своя школа танцев. Посещение по желанию. Но некоторых заставляем дополнительно заниматься. В свободное время устраиваем какие-нибудь мастер-классы. Практикуем всестороннее развитие для девочек.
— Сложно ли совмещать тренировки с работой или учебой?
— В основном девочки все успевают. Кстати профессии у всех абсолютно разные, не только танцевальные. У нас есть, например, врачи и юристы. Вообще нет такого, чтобы человек уделял внимание только группе поддержки, ведь чирлидинг не занимает весь день.
— В некоторых командах для чирлидерш прописаны жесткие правила, касающиеся изменений во внешности. Например, нельзя стричь волосы или красить их в неестественные цвета. Есть ли что-то подобное у SKA Sisters?
— Да, перед кардинальными изменениями девочки сначала говорят нам, и мы обсуждаем, насколько это вписывается в общую картину. Но такое у нас не встречается. Короткие стрижки разрешены, окрашивание волос — да, тут необходимы более классические цвета.
— Какие есть требования к одежде и макияжу девочек?
— Перед началом сезона мы приглашаем стилистов и визажистов для внутреннего обучения. Они рассказывают, как нужно краситься на матчи. Требования к макияжу в СКА следующие: ярко-красная помада, тени в черно-коричневых тонах.
На матчах, понятное дело, носим костюмы. На тренировках жесткого формата нет, но нельзя ходить в балахонах или мешковатой одежде. Перед сезоном у нас все ходят в топах и шортах, потому что после лета надо срочно всем приходить в форму.
— В Петербурге есть Федерация чирлидинга и чир спорта, которая регулярно проводит различные соревнования. Однако SKA Sisters в них не участвует — почему?
— Именно наша команда в соревнованиях действительно не участвует, и мы не состоим в Федерации. У нас были мысли войти. Но, к сожалению, пока нет времени. Расписание сезона не позволяет готовиться и к соревнованию, и к матчу. Плюс эти мероприятия проходят параллельно с плей-офф, а это самое напряженное время. Отвлекаться на что-то другое нельзя.
— Кстати, в Петербурге подходит к концу строительство СКА Арены, и вскоре она распахнет свои двери. Ждут ли этого в SKA Sisters?
— Да, конечно, будет очень интересно выступить на этой площадке. Как я говорила, SKA Sisters в основном работает на домашних матчах, иногда бывают вылазки в другие города — это в основном Москва и Сочи. И, как правило, это мероприятия, связанные с Федерацией хоккея России. Поэтому выступление на новой площадке вроде СКА Арены – очень интересный опыт. Мы пока не знаем, как это будет проходить, но хотелось бы.
— В чем заключается работа чирлидерш SKA Sisters на матчах?
— Команде нужно приехать на стадион за два часа до начала. Сначала девочки собираются, разогреваются, прогоняют номера в крайний раз перед игрой — это такая репетиционная часть. Затем идет подготовительная — макияж и прически. Потом построение — смотрим, все ли на месте, как выглядят. На самом матче «сестры» работают на трибунах, поддерживают команду, выполняют танцевальные связки во время пауз. Показывают номера в перерывах между периодами. Участвуют в некоторых награждениях. Мы работаем для болельщиков, чтобы они чувствовали домашнюю атмосферу.
— Травмоопасна ли ваша работа?
— Именно наша деятельность не очень травмоопасна. Очень давно был случай достаточно серьезный, но он не совсем связан с нашей работой. На играх девочки стоят в проходах. И однажды болельщик, возможно, случайно, толкнул нашу чирлидершу. Она упала вперед с лестницы на колено. Получилось неприятно, потому что она бывшая гимнастка, и у нее уже были повреждены мениски (хрящевая прокладка в коленном суставе — Прим. ред.). Ее это серьезно выбило из колеи.
Был еще один случай, но тоже давно. Несколько девушек во время игры находятся у коробки. Так вот в какой-то момент в одну из девочек… Попала шайба, прямо в голову прилетела. Не сильно, обошлось легким, но сотрясением. А так последние три года все спокойно.
— В какой атмосфере обычно проходят матчи и тренировки? Нет ли между девочками соперничества?
— Нет, у нас здоровая атмосфера и мы стараемся ее поддерживать. Помню забавный случай, произошедший во время поездки в другой город на выступление. Девочка забыла помпон, и мы в поезде собирали ей новый — из других таких же. Каждая по-сестрински отдавала частичку своего. Собрать получилось, хоть он и выглядел несколько меньше, чем остальные помпоны, но зрители не заметили. Такая вот сестринская поддержка.