Между тем такие прогулки вне закона, так что в случае приезда полиции или какого-то форс-мажора отвечать придется по всей строгости закона и за свой счет. Отдельно следует отметить и возможность летального исхода, так как в Петербурге уже бывали случаи, когда руферы срывались с крыш.
Кроме того, толпы «карлсонов» негативно влияют на состояние самих крыш и самочувствие горожан, над головами которых постоянно кто-то ходит. Власти с 2013 года ищут методы воздействия на экскурсоводов-нелегалов. О том, в каком состоянии находятся крыши, на которые водят путешественников, и с чем приходится сталкиваться экскурсантам, корреспондент «МК в Питере» узнал, внедрившись в группу туристов под видом отпускницы из другого города.
Дресс-код есть, но не обязателен?
В моей биографии полно моментов, когда инстинкт самосохранения проигрывал любопытству. Поэтому предложение редакции сходить на экскурсию по крышам было принято на ура. Коллеги напутствовали: туда не лезь, сюда не поднимайся, будь предельно осторожна и лучше вообще на кровлю не выходи.
Кивая в ответ на советы, начинаю поиски экскурсии. Длятся они недолго: первый попавшийся в Сети тематический паблик вывел на команду экскурсоводов, которые записали меня на экскурсию в этот же день и дали подробную инструкцию, как одеться, кто мой гид и куда нужно подойти.
К назначенному времени подхожу к точке сбора — магазину купцов Елисеевых. На его крыше нам и предстояло побывать. К счастью, надетая на работу одежда подошла под озвученный экскурсоводом дресс-код. Мне сообщали, что одежда должна быть свободной, не сковывающей движения, а обувь — с нескользящей подошвой. Я была одета в джинсы, футболку и кеды. В общем, совпало. Стоит отметить, дресс-код соблюдают не все. В группе оказалась девушка, которая, видимо, ради эффектных кадров надела короткое платье и шпильки. Еще одна решила, что ей будет удобно в пляжных шлепанцах. Но больше всего меня шокировало присутствие детей. По моему мнению, участие в таких мероприятиях несовершеннолетних недопустимо, так как ребенок по вине родителей подвергается смертельной опасности. Одно дело, когда взрослый, и хотелось бы думать разумный, человек берет на себя ответственность за происходящее и идет на риск, но совсем другое, когда он тянет за собой не понимающего всех опасностей мероприятия ребенка. Для полноты картины могу отметить, что гид, конечно, расстроится, если во время прогулки с вами что-то случится, — оплата производится по факту возвращения с крыши на улицу.
Провальная прогулка
Наша экскурсия началась с внезапных замен — маршрута и гида. Встретивший группу молодой человек по имени Даниил сообщил, что у него состоялся «неприятный разговор» с главой ТСЖ, в чьем ведении находится дом, облюбованный руферами. Недовольный экскурсовод бурчал: «Вероятно, его не предупредили, кто устанавливает здесь правила». Однако распространяться на тему «кто тут главный» не стал. Он передал нас гиду Ване, который отвечал за прогулки по крышам других домов по Невскому проспекту. Так выяснилось, что Петербург поделен на территории, которые закреплены за определенными неизвестно кем «экскурсоводами».
Ваня дворами провел нас до непримечательной парадной. Сидящая неподалеку группа дворников на появление 15 туристов даже не обратила внимания. Гид, попросив нас не шуметь в парадной, повел наверх. Чердак, дверь на который Иван открыл своим ключом, удивил наличием дорожек, уложенных от входа из парадной до выхода на кровлю. Видимо, они нужны, чтобы путешественники не заплутали среди коммуникаций.
«Рюкзаки и сумки можно сложить здесь, — сообщил Ваня, указав на пятачок у стены. — Не переживайте, доступ на чердак есть только у меня, посторонних здесь не будет».
Через узкие и низкие чердачные выходы выбираемся на покатую крышу. Чтобы создать видимость безопасности, организаторы нелегальных экскурсий расстелили на металлической кровле прорезиненные дорожки, приклеив их с помощью не определяемого на вид вещества. Внешне оно напоминало битумную мастику. Некоторые участки дорожки явно съехали со своих мест. Что тому виной — частые экскурсии, жара или вышедший срок годности — неизвестно. Первые пару метров группа прошла медленно и гуськом, а потом вдруг горохом рассыпалась по крыше. Понять туристов можно — панорама крыш прекрасна, с дома открывается завораживающий, но в то же время пугающий вид на Невский проспект. Эх, если бы такие прогулки были законны и согласованы с МЧС, властями, да по крышам, оборудованным с соблюдением всех требований безопасности…
Гид Ваня с присмотром за членами группы явно не справляется. Девушка на каблуках унеслась к уступу на краю крыши, спеша сделать эффектное селфи. Несколько молодых людей, облокотившись на внешне хлипенькое ограждение, наблюдали за гуляющими по Невскому проспекту людьми. Дама в шлепанцах настойчиво, невзирая на скользящую по металлу крыши обувь, пыталась взобраться на самую верхнюю точку кровли. Не смогла. В какой-то момент, поняв, что пляжные шлепки не подходят для такого вида мероприятий, она остановилась. Было видно, что она едва сдерживает слезы.
«Мне страшно», — наконец призналась дама.
Помощник гида, подхватив туристку под локоток, проводил ее до входа на чердак. Оставшееся время «экскурсии» она провела там. Гид же, поняв, что его просьб быть осторожнее, никто не слышит, начал предлагать себя в качестве экстремального фотографа. Кадры, сделанные им, слабонервным не стоит видеть. В момент съемки же он проявлял чудеса эквилибристики — хоть сейчас в Цирк дю Солей. Что в нем играло, когда он забирался на трубы или свешивался с крыши, — бесстрашие или безумие, — без специалиста в психологии не разобрать. Он вел себя так, будто его папа — Дэдпул (или горец Дункан Маклауд), а мама — Китана из саги «Мортал Комбат», от которых он унаследовал бессмертие. Мне же наблюдать за его действиями было страшно.
Гид предложил перейти на крышу соседнего строения, которая возвышалась на нами метра на три. Чтобы попасть на нее, группе пришлось карабкаться по пожарной лестнице. У новой для нас «смотровой площадки» ограждения по периметру не оказалось. Ваня звал дальше — на небольшую следующую высоту, взобраться на которую предлагал по подобию трапа. Вот тут у большинства туристов и проснулось чувство самосохранения: покорять незащищенную площадку решились лишь единицы. Между тем с этой самой верхотуры спускались бесстрашные члены другой тургруппы, вероятно, они зашли на крышу раньше. По не внушающему доверия трапу друг за другом спустились мужчина и женщина, после чего глава семейства помог слезь с уступа девочке лет 10 и подростку лет 15. Вероятно, я крайне мало понимаю в семейных отношениях, ибо в моей голове не укладывается, как мать подвергла детей такому риску — взяла с собой на нелегальную экскурсию по неогороженным крышам. Это же не только запрещено законом, но и противоречит здравому смыслу. Надо помнить о том, что дети не всегда понимают всех опасностей и не могут контролировать свое состояние и поведение в случае форс-мажора. Если у ребенка резко проснется страх высоты или начнется паника, его действия станут непредсказуемыми и могут привести к трагедии.
Когда прогулка, превратившаяся в испытание для вестибулярного аппарата и нервной системы, была завершена и наша группа направилась ко входу на чердак, выяснилось, что две девушки-подруги не нафотографировались. Гид Ваня разрешил им остаться на кровле в одиночестве, сообщив, что спуститься они смогут с любой другой группой, но за проведенную экскурсию должны ему заплатить. На обратном пути через чердак и парадную он вежливо отвечал на вопросы туристов, при этом тщательно подбирая слова. Видимо, чтобы не сболтнуть лишнего.
Крыши под «крышей»?
Самый явный вывод, который можно сделать после прогулки по крыше, — это небезопасно. От слова совсем. Но почему-то, зазывая на экскурсии, модераторы тематических пабликов и страниц, коих в соцсетях сотни, не предупреждают туристов, что мероприятие незаконно, а кровли для прогулок не оборудованы. Ни слова об этом не говорят и люди, прямо на улицах зовущие любителей острых ощущений подняться на крыши Петербурга. Да-да, в летний период центральные магистрали города пестрят объявлениями, рекламирующими этот вид незаконного экстремального времяпрепровождения.
Из ответов Вани и его помощника я поняла, что в городе сложилось неформальное сообщество гидов-кровельщиков. Некоторые заключают подобие устного партнерского договора — не переманивают друг у друга клиентов, учитывают расписание «экскурсий» гидов-«партнеров», совместно обучают «экскурсоводов». В каждую экскурсионную группу входят гид и гости, количество которых никак не регламентируется.
Мне же было интересно, как нелегальщики договариваются с жителями домов, на крыши которых ежедневно и практически круглосуточно водят толпы «карлсонов». Как выяснилось, этим занимаются некие «надсмотрщики». Они, как стало понятно из ответов гида, берут на себя все «проблемы» — общение с местными жителями, главами ТСЖ и даже якобы с полицией. В какой-то момент, изменившись в лице, Ваня сообщил, что за организацией прогулок «стоят серьезные люди», которые, судя по всему, не собираются сворачивать незаконный бизнес. Даже несмотря на несчастные случаи, которые уже были в городе.
Последняя экскурсия
Случаи падения с крыш в Петербурге уже случались. И относительно недавно.
В 2010 году упал с крыши, поскользнувшись на кровле здания в Апраксином переулке Петербурга, известный на то время фотограф и руфер.
В 2016 году 18‑летний петербуржец сорвался с крыши Римско-католической церкви святой Екатерины на Невском проспекте. СМИ писали, что парень упал, когда делал селфи. Он скончался в больнице, не приходя в сознание. Молодой человек, как заявляли издания, был опытным высотником.
В 2017 году СМИ сообщили о девушке, которая упала с дома № 52 на Невском проспекте.
В 2018 году молодежь, забравшаяся на Новомихайловский дворец на Дворцовой набережной, проломила его кровлю. Замдиректора располагающегося в здании Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева сообщала, что руферы повредили стеклянный потолок в одном из помещений памятника архитектуры середины XIX века. Она отметила, что при этом пострадала девушка — она упала в образовавшийся проем и пролетела несколько метров до земли. Ее госпитализировали.
В 2019 году 29‑летний мужчина погиб во время прогулки по крышам домов на улице Шкапина. В какой-то момент он решил перепрыгнуть с кровли одного заброшенного здания на кровлю другой заброшки, но не смог.
В 2020 году с дома Довлатова на улице Рубинштейна упала пара — 24‑летний парень и 17‑летняя девушка разбились. Отмечалось, что юноша позиционировал себя как городского путешественника и предлагал экскурсии по крышам, старинным домам и коммуналкам в Петербурге.
К сожалению, эти случаи не останавливают ни гидов, ни якобы стоящих за ними «серьезных людей», ни самих туристов. Мол, много же людей ходит, а случаи единичные. Но мало кто думает о том, что в сводки просто не попадают случаи с вывихами, порезанными конечностями или получением ушибов и растяжений. Зато снимки-то необычные, а не как у всех — на фоне Эрмитажа. Но оценят ли близкие, если такие фотографии будут последними?
Чтобы петербуржцы и гости города не рисковали своими жизнями, необходимо выводить подобные мероприятия в законное русло — это понятно всем.
Бизнес выйдет из тени?
Вопросом легализации экскурсий по крышам Петербурга в Смольном впервые задумались при Георгии Полтавченко в 2013 году — губернатор обещал «подумать» на эту тему. Спустя три года депутат Александр Кобринский сообщил градоначальнику, что руферы просят оборудовать площадки для экскурсий на домах. Полтавченко поручил комитету по туризму проработать этот вопрос, и в 2017 году для легальных прогулок открыли крышу дома № 65 на Лиговском проспекте.
Легальные маршруты по кровлям Смольный, а точнее комитет по развитию туризма, разрабатывал и в 2018 году — власти хотели предложить необычные экскурсии гостям чемпионата мира по футболу. Депутаты ЗакСа выступили в поддержку согласованных прогулок. По какой-то причине не сложилось. Хотя в том же 2018 году в Петербурге прошел первое чтение законопроект об увеличении штрафов за нелегальные прогулки по крышам с 500 до 5000 рублей. Правда, в итоге документ так и не приняли.
Проблемой незаконных проникновений на кровли жилых домов власти Петербурга вновь занялись в 2020 году. 21 июля на заседании правительства глава КГИОП Сергей Макаров сообщил, что город получит субсидию 10 млн рублей на реализацию проекта «Открытый город», подразумевающего экскурсии по разным объектам Петербурга. Губернатор Северной столицы Александр Беглов, выслушав Макарова, сообщил, что количество объектов в проекте нужно расширять и инициировать новые форматы. Он, как сообщало официальное издание Смольного «Петербургский дневник», поддержал предложение депутата Госдумы Евгения Марченко (он тоже был на заседании) о проведении экскурсий по кровлям городских домов.
«Нужно подумать, какие крыши можно открыть для посещения», — заявил Беглов.
Проработать этот вопрос было поручено главе КГИОП Сергею Макарову при участии депутата Госдумы Евгения Марченко. Как шутили балагуры в социальных сетях, власти пошли по пути «Не можешь победить — возглавь».
Был ли чиновником составлен список предлагаемых для открытия объектов, осталось неизвестным — в сентябре произошла трагедия на улице Рубинштейна. Власти отреагировали быстро. В Смольном заявили, что необходимо вносить изменения в федеральный закон, чтобы ужесточить наказание для «карлсонов»-нелегалов. От управляющих компаний потребовали надежно закрывать выходы на крыши: устанавливать сигнализации, антивандальные двери, усиленные замки. Сообщалось, что на тот момент в центральных районах Петербурга был 5621 дом с жесткой кровлей, из них 1008 — потенциально опасны. Власти напоминали, что выход на крыши запрещен правилами технической эксплуатации зданий (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170). Было поручено организовать дежурства с участием сотрудников администрации района и полиции.
С мая 2021 года петербургские суды запретили четыре сайта с рекламой прогулок по крышам. Однако в социальных сетях остались десятки страниц, завлекающих горожан и туристов на городские кровли.
Кстати, нелишним будет напомнить, что во взломе замков и дверей, повреждении коммуникаций на чердаке, а также самой крыши могут быть усмотрены признаки такого преступления, как «Самоуправство» (ст. 330 УК РФ). Если ТСЖ или кто-то из собственников дома оспорит правомерность нахождения туристов на кровле дома, указав на причиненный ими вред, виновных могут как оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей, так и арестовать на срок до 6 месяцев.
Где легально посмотреть на Петербург с высоты?
- Колоннада Исаакиевского собора (Исаакиевская пл., 4). Высота смотровой площадки — 43 м. Цена билета — 300 рублей (дети до 7 лет — бесплатно).
- Звонница Смольного собора (пл. Растрелли, 1). Высота смотровой площадки — 50 м. Рекомендуемое пожертвование — 200 рублей, для пенсионеров, студентов и школьников — 100 рублей.
- Колокольня Петропавловского собора (Петропавловская крепость, 3). Стоимость подъема без экскурсии: взрослые — 250 рублей, учащиеся — 150.
- Крыша «Лофт Проекта Этажи» (Лиговский пр., 74). Здесь периодически проходят различные фестивали. Высота обзорной площадки — 27 м. Стоимость билета — 200 рублей (подниматься можно несколько раз за день).
- Терраса Музея-фотосалона Карла Буллы (Невский пр., 54). Входной билет — 100 рублей, дети до 12 лет — бесплатно, фотосьемка — 100 рублей, профессиональная съемка панорамы — 1000 рублей.
Также в Петербурге можно совместить два приятных занятия: употребление вкусных блюд и любование городом. Сделать это можно в панорамных ресторанах, в число которых входят:
Red Roof, «Этаж 41» (высота — 140 м), «Невесомость», La vue, «Москва», «Паруса на крыше», Barashki, F11, Italy, «Гастрономика», «Крыша 18», Beef Bar Vosem, «Мансарда», «Большая кухня», «Терраса», Solaris Lab, Sky Bar & Lounge, «Вино & Вода», Bellevue, «Я люблю… La Panorama» и другие. В части из них средний ценник составляет 1500–2000 рублей. То есть примерно столько же, сколько вы заплатите за нелегальную прогулку по крыше с риском для жизни.