17 мая исполнился год с момента подписания президентом России Владимиром Путиным Указа о создании Президентского фонда культурных инициатив. За столь короткий срок поддержку от государства получили тысячи творческих коллективов во всех регионах России. «МК в Питере» встретился с генеральным директором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым на одной из площадок ПМЭФ-2022 и узнал, как выполняются поручения президента в сфере поддержки творческих коллективов России. Наш собеседник рассказал, что Фонду удалось сделать за год, кто и на какие проекты может получить поддержку, а также о планах на следующий год.
Создание Фонда — уже вызов
— Чуть больше года прошло с момента подписания президентом России Владимиром Путиным Указа о создании Фонда культурных инициатив. Что самое главное было сделано Фондом за это время?
— 15 июня 2021 года мы запустили первую волну грантовой поддержки. С тех пор провели четыре волны на общую сумму более 7 млрд рублей, поддержав порядка 3 тысяч команд со всей страны. К концу 2022 года их будет примерно 4,5 тысячи. Еще две волны идут сейчас. Все задачи, которые на нас возлагались, мы выполнили: создан Фонд, проведено шесть волн конкурсов, из них три — специальные: 1 млрд рублей направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, популяризацию и сохранение общероссийской культурной идентичности, поддержку деятелей культуры, которые оказались в сложной ситуации в связи с отменой нашей культуры на Западе. За год была создана основа для дальнейшего развития Фонда. Мы знаем, что в следующем году наше финансирование составит 10 млрд рублей и 10 млрд — в 2024 году. То есть общая сумма поддержки с 2021 года — 31,5 млрд рублей. Эти деньги есть, и Фонд готов их эффективно распределять. Оценку проводят независимые эксперты, а потом список рассматривается экспертным советом — это 28 очень известных, признанных специалистов из сферы искусства, культуры и креативных индустрий во главе с Игорем Игоревичем Матвиенко. На сегодня нами создан пул экспертов, в котором порядка 800 фамилий из 66 регионов, которые занимаются оценкой поступивших проектов. В нашем случае это конкурс массовый, на каждый поступает в среднем 10–12 тысяч проектов, поэтому они оцениваются таким большим пулом специалистов. Мы создали все условия, чтобы реализовывать механизм поддержки инициатив людей.
— С какими вызовами столкнулся Фонд за этот год?
— Создание Фонда — это уже вызов. Никто никогда не создавал подобных структур для поддержки культурных инициатив людей. Нужно было организовать работу так, чтобы все этапы были проведены эффективно и в сроки, которые мы людям обещаем. Это было главным вызовом, так как Фонд — это новый коллектив, люди, которые не имели такого опыта работы. Он сейчас нарабатывается, появляются практики. То, что нам удалось выполнить поставленные задачи, показали и три специальных конкурса, которые проходили в очень сжатые сроки. Можно сказать, что для коллектива Фонда это был суровый экзамен, и мы его, на мой взгляд, успешно прошли.
От Москвы до самых окраин
— Если говорить про общий культурный фон России, как на него повлияла работа вашего Фонда?
— Самым непосредственным образом: сейчас во всех 85 регионах страны реализуется более 3 тысяч проектов, которые оказывают (и во многих регионах очень серьезное) влияние на культурный ландшафт в целом. Появляются новые театры, коллективы, причем как в крупных городах, так и в небольших поселках. Где-то мы поддерживаем людей, занимающихся народно-художественными промыслами, где-то возникают фестивали, возрождающие имена людей, которые внесли существенный вклад в местную культуру, где-то проходят отборочные мероприятия по поиску молодых талантов. У нас нет квоты по регионам, городам, поселкам — работаем со всеми. Приведу пример. Люди из закрытого города Велючинска на Камчатке подали заявку и выиграли — там появился культурный кластер. Недавно мы были в Самаре на фестивале «САМ.ФЕСТ» — это всероссийское мероприятие, в котором участвовали молодые таланты, победила рок-группа из Хабаровска. Это непосредственное влияние на рок-культуру, это появление новых имен.
Поддержать готовы всех
— Каким творческим направлениям Фонд на данным момент отдает приоритет и насколько заявки соответствуют целям и задачам Фонда?
— У нас нет приоритетов, есть тематические направления, которые мы поддерживаем. Их восемь, и они носят достаточно широкий характер: образовательные проекты, форумы и премии, креативные (творческие) индустрии, поиск молодых талантов, проекты в области популярной культуры, академической (классической) культуры, стартапы. Это ориентир для заявителей: мы показываем, для кого работаем. Соотношение диктуется качеством проектов, которые подают. Сейчас достаточно большое количество проектов, связанных с академическим искусством, и несколько меньше — с популярной культурой. Но это не потому, что есть приоритеты того или иного. Наши эксперты видят не всю картину, а только проекты, которые попадают в их личный кабинет. Они оценивают качество проекта, его команду, тематику и так далее, а потом в итоге складывается общая картина. Сейчас на первом месте у нас образовательные и наставнические проекты, на втором — организация форумов и премий, на третьем — проекты креативных индустрий, на четвертом — академического искусства. На последнем месте, что предсказуемо, — стартапы и популярная культура. Нам бы хотелось, чтобы популярной культуры было больше, но, видимо, для этого должны быть созданы какие-то предпосылки. И они создаются — появляются инфраструктурные проекты по поиску молодых талантов и так далее. Думаю, в следующем году мы услышим новые голоса, новые имена. Это все-таки процесс эволюционный.
— Вы сказали, что работа Фонда так или иначе привела к тому, что в России было создано восемь тысяч рабочих мест. Что это за места?
— Каждый проект — это команда: есть руководитель, люди, вовлеченные в проект, который создается с нуля. Восемь тысяч рабочих мест в сферах культуры, искусства и креативных индустрий — как раз в этих проектах. Кстати, многие проекты продолжают жить уже после того, как были поддержаны грантами.
Поверь в себя
— Наиболее активными с точки зрения появления творческих инициатив традиционно были Москва и Санкт-Петербург. Если говорить о 32 тысячах заявок, которые к вам поступили за этот год, откуда они? Есть ли статистика по регионам?
— Такая статистика, безусловно, есть. У нас свой топ-10 регионов, и он, наверное, будет довольно неожиданным для многих. Конечно, из Москвы и Петербурга много заявок, но, например, третье место занимает Белгородская область. Она подает по 500 заявок в волну. Для сравнения: средним количеством является 50. Мы постоянно говорим о том, что квот на количество заявок нет. Но надо понимать, что 500 заявок — это 500 творческих команд. Чтобы они появились, нужно проинформировать людей о возможности получения гранта. Мы это делаем в масштабах страны, а на уровне региона этим нужно заниматься властям, СМИ и местным сообществам. Они должны рассказывать об этих возможностях, мотивировать людей подавать заявки. Мы постоянно ездим по регионам на мероприятия, семинары, но самый большой отклик — когда все ветви работают на результат. Это же привлечение денег в регион.
Еще пример: на ПМЭФ мы говорим про Арктику, а один из арктических регионов — Карелия — привлекла самое большое количество денег, получив гранты Президентского фонда культурных инициатив. Почему? Потому что работа была организована и все понимали, что грант Фонда — это прямой доступ к деньгам. На их месте может быть любой регион. Я не удивлюсь, если в следующем году десятка самых активных регионов изменится. Это вопрос усилия людей, насколько они верят в команду, в себя. Казань, например, в топ-10, потому что там созданы условия для того, чтобы креативные люди могли себя проявить, реализоваться. Во многих регионах такие условия только создаются: появляются пространства, местные программы. На этих активных людей наконец начали обращать внимание — это все даст результат. У нас сейчас 10–12 тысяч заявок на конкурс приходит, думаю, что через год эта цифра увеличится.
Не умеете? Обучат!
— В мае было объявлено о создании образовательного центра, который помогает тем, кто хочет получить грант от Фонда. Какие его цели, задачи и какие результаты уже достигнуты?
— Креативно-образовательный центр необходим. В нашей стране много идей, команд, но, когда дело доходит до проектной работы, у людей возникают сложности. Поэтому мы должны взять на себя и образовательную функцию. Казалось бы, все просто: заявка в Президентский фонд культурных инициатив — это бюджет и обоснование бюджета, нужно прописать команду, масштаб проекта и его детализацию. Все это люди рассказывают инвесторам, когда запрашивают деньги. Но мы видим, что у соискателей на каждом шагу возникают сложности: с бюджетом, обоснованием уникальности проекта, его общественной значимости, преставлением команды и подготовкой презентации, которая является обязательной.
Весь этот год мы встречались с командами, проводили вебинары. Но мы понимаем, что эта работа должна быть постоянной, необходимо накачивать знаниями нашу аудиторию. Поэтому мы открыли креативно-образовательный центр. В нем есть студии, и мы теперь можем транслировать образовательные программы на системной основе. Будем рассказывать обо всем, включая азы — как зарегистрировать ИП, защитить свою интеллектуальную собственность, заниматься освещением своего проекта и так далее.
Образовательную программу планируем запустить в июле, транслируя на всех возможных носителях, которые нам доступны, — «ВКонтакте», Rutube и так далее. У нас есть также договоренность с «ТриколорТВ», они готовы забирать контент, а это уже проникновение в самые отдаленные населенные пункты нашей страны.
Надеемся, что все это скажется на качестве заявок. Не скрою, люди, проекты которых не поддержаны, склоны упрекать нас в том, что идея не оценена экспертами, но зачастую как раз идея оценена, а вот понять, на что конкретно нужно выделить деньги и как их потом контролировать, из заявки невозможно. Поэтому люди и получают низкие оценки.
— Вы сказали, что одна из проблем — неумение освещать свою деятельностью. В 2021 году гранты получили несколько проектов в Петербурге, но на слуху из них только «Смешарики». Есть ли в планах Фонда оказывать медийную поддержку проектам, которые выиграли грант?
— Да, мы уже начали делать то, чего раньше не было. Примерно месяц назад у нас появились медиакураторы проектов. То есть вы побеждаете, за вами закрепляется финансовый куратор, куратор проекта, который обсуждает с вами какие-то организационные нюансы, и медиакуратор, который вам предложит варианты, где можно осветить ваш проект. Возможностей для освещения у нас хватает. С другой стороны, если вам нужны подсказки, как это сделать в своем городе, мы готовы их давать, ждем только обращений. Мы такие вещи готовы отрабатывать с командами, которые понимают, что им это действительно необходимо.
Полное погружение
— Вас многие знают как медиаменеджера и человека, который занимается управлением. Тема творчества и культуры насколько вам лично близка?
— Во-первых, это менеджмент в любом случае. Это все-таки организация работы Фонда, хозяйственные вопросы, люди. Все это мне знакомо, поскольку и в медиасреде я занимался менеджментом. Что касается искусства, мне понятны проблемы творческих людей: у меня был свой музыкальный коллектив, который играл на разных площадках во Владивостоке и в Петербурге. Я прекрасно понимаю, с чем сталкиваются, например, музыканты, когда пытаются пробиться к аудитории.
Помимо этого, я читаю все поступающие заявки, несмотря на то что их тысячи. Они все проходят через меня, и я могу понять, что беспокоит представителей любого направления, с которыми мы работаем. Сейчас я могу говорить и о проблемах театра, и о трудностях музыкантов, архитекторов и так далее.
Мы также видим, что большинство проектов возникают как попытка решить какие-то проблемы, и для нас это сигнал. Мы радуемся, когда эти проблемы решаются. Так что моя работа — это полное погружение в культурный мир.
Культура победит
— Роман, наша страна переживает не очень хорошие времена на фоне экономической войны, которую развязал Запад. Как культура может справиться с вызовами, с которыми столкнулось наше государство, и как культура вообще помогает обычным людям в повседневной жизни?
— Во все времена представители культуры поддерживали людей, оказавшихся в тяжелой ситуации. Примеров миллион. Сейчас, проводя специальные конкурсы, мы видим, какой отклик у творческих людей вызывает наше новое время. Многие проекты — это попытка помочь друг другу, поддержать. Есть маленькие проекты, есть большие. Например, с концертом «За ВМФ» артисты приехали в города, где базируется военно-морской флот. По городам страны проехал и тур «За Россию». Артисты поддержали людей, показав, что мы не отрезаны ни от чего. Труппы театров ездят на гастроли. Все это мероприятия, которые пробивают мощную брешь в культурной блокаде. В августе планируется оперный фестиваль на Красной Поляне: это будет мероприятие, в котором примут участие и молодые исполнители, и уже опытные. Я уверен абсолютно, что такие мероприятия не пройдут незамеченными на Западе: там есть ценители оперы, театрального искусства, балета. Это пробивает мощные бреши в культурной блокаде, и в итоге мы ее преодолеем. Культура победит в любом случае.
— Роман, какой вы видите работу Фонда в следующем году?
— Будем плотно работать с образовательными мероприятиями. Также мы хотим запустить канал, чтобы показывать лучшие проекты, освещать их, — наши грантополучатели создают очень много контента, есть чем поделиться. С помощью этого медиаканала люди поймут, в каком направлении им развиваться, на что ориентироваться. И это скажется на качестве проектов, которые мы получаем. Это основное.
Кстати
В ближайших планах Фонда — открытие двух представительств. Одно будет находиться в Санкт-Петербурге, второе — в Красноярске.