«МК в Питере» разобрался, чем может быть чреват перенос обучения на дом и почему так подорвано доверие к современной системе образования.
Плюс на минус равно…
Как разъяснила «МК в Питере» учитель начальных классов одной из петербургских школ Галина (имя изменено), перейти на домашнее обучение просто — достаточно написать на имя директора соответствующее заявление. Ребенок продолжает числиться учеником школы, но обучается на дому, изредка по графику посещая учебное заведение. Занимается ли ребенок сам, с родителями, репетиторами или педагогами частных школ (в дистанционном формате) — решают папа и мама. Школьному учителю важно, чтобы ученик сдавал промежуточные контрольные и отвечал на вопросы во время редких визитов в государственное образовательное учреждение. С одной стороны, у домашнего обучения есть весомый плюс — индивидуальный подход к ребенку, учитывающий сильные и слабые стороны ученика. Но есть и жирный минус.
«Школа не случайно была придумана. Именно в ней происходит так называемая социализация: ребенок знакомится с разными людьми, системами ценностей, позициями. Это бесценный опыт и подготовка ко взрослой жизни, в которой человек должен уметь себя позиционировать. Тому, как подавать свои знания, чтобы их приняли и оценили другие, и учит в числе прочего школа», — говорит практикующий психолог Наталья Панфилова.
По словам эксперта, посещение ребенком различных студий и секций не исправит ситуацию.
«Понятно, что любая секция в дополнение к домашнему обучению — это лучше, чем ничего. Но ни одна секция не дает такого разнообразия взаимодействия, какое есть в школе», — объясняет психолог.
Заявления о том, что домашнее обучение помогает выстроить более доверительные отношения с ребенком, по мнению эксперта, не выдерживают критики.
«Не обязательно переводить ребенка на домашнее обучение, чтобы с ним сблизиться. Родители с ребенком могут поиграть в теннис, пойти на пробежку, посетить фитнес-центр, да просто поговорить по душам, — уверена Наталья Панфилова. — Я бы посоветовала родителям, если это возможно, не лишать детей полноценного школьного образования. А чтобы ребенку было комфортно, нужно выбрать школу, которая соответствует его способностям. В случае возникновения конфликтов не спешите вставать на сторону ребенка и забирать его из учебного заведения. Сначала разберитесь, почему произошла та или иная ситуация, и уже после этого принимайте решения о дальнейших действиях — не торопитесь сразу переводить дочь или сына на домашнее обучение только потому, что в школе что-то пошло не так», — подвела итог психолог.
Не учение, а мучение?
Иногда родители, переводя ребенка на домашнее обучение, говорят, что недовольны качеством образования, которое их чадо получает в школе. Но будет ли оно лучше на удаленке, если ученику не нанимают репетиторов?
— Я плотно работала со множеством школ. Опыт говорит, что процент детей, переходящих на домашнее обучение, можно отнести к статистической погрешности. Например, в одной из школ из более чем 500 учеников лишь один был на домашнем обучении. И то по медицинским показаниям. В другом учебном заведении из 1400 учеников обучение на дому проходили трое, — рассказывает «МК в Питере» завуч с 20‑летним стажем Светлана Азимова (имя изменено).
— Домашнее обучение — плохое. Потому что ребенок лишь раз в неделю приходит к учителю. Посчитайте, сколько нужно учителю времени, чтобы опросить ученика по всем темам, которые они прошли за месяц. Очень много. Преподаватель будет проверять выборочно. Для него главное дотянуть ребенка до ЕГЭ. Все.
Разбитые розовые очки
Виктория (имя изменено) — студент-лингвист четвертого курса одного из педагогических вузов Петербурга. Последние два года активно занимается репетиторством. Недавно она с сокурсниками прошла практику в школе с углубленным изучением немецкого языка. За их группой закрепили учителя-методиста. Практически каждый день Вика вела по 1–2 урока. Девушка признается, что она и другие студенты переживали: вдруг их уровень владения языком окажется неудовлетворительным для преподавания в учебном заведении.
«Мне достаточно было прийти на первый урок, чтобы понять — квалификация преподавателя немецкого языка в школе крайне низкая. Она допускала ошибки в фундаментальных и банальных вещах. Элементарно не могла проспрягать глагол «быть». Причем этого педагога нам представили как профессионала высшего класса», — призналась Виктория.
Первый урок подарил героине еще одно незабываемое впечатление о школе.
«Когда мы входили в кабинет, методист рассказывала, какой класс хороший, детки замечательные. Но первое, что я увидела, — нарисованный на парте мужской половой орган. Педагог поймала мой взгляд и говорит: “А это наше творчество”», — вспоминает студентка.
В школе, где проходила практику Вика, немецкий начинают учить со второго класса. Преподают по учебнику, в котором «современный принцип подачи материала с большим количеством игровых заданий […] дает возможность учителю проводить уроки с максимальной эффективностью в группах с любым уровнем знаний языка».
«Когда я полистала этот учебник, поняла, что осилить его сможет только гений. На первой же странице написано крайне сложное, особенно для малышей из начальных классов, слово der Schlagbaum. Они же еще алфавит не знают, а их заставляют читать такое. Зачем?! Хрестоматийный случай: второклассник на уроке просто начал рыдать, потому что ничего не мог понять», — рассказала студентка.
По словам студентки, у учеников старших классов со знанием и пониманием немецкого дела обстоят не лучше.
«Провожу контрольную. Ребята язык вообще не знают. Прошу: «Кто интересуется немецким, поднимите руку». Никто из 20 школьников не поднял», — рассказывает Виктория.
Диссонанс
По словам Вики, они часто слышали, что учителям достойно платят.
«Но одна из методистов сообщила, что зарплата у нее 27 тысяч рублей. При этом она пашет с утра до ночи», — рассказала студентка.
Как уверяет девушка, школа, в которой она проходила практику, находится в плачевном состоянии: в ней давно не проводили ремонт, парты старые, от стен повсюду отваливается штукатурка. Но при этом у школы стоит новенькая BMW, хотя парковаться там запрещено. Прочие машины — за ограждением.
«В школу заходит директор. На ногах обувь дорогого бренда Alexander McQueen. Одежда не из дешевых. В руках IPhone Pro 12, который стоит сейчас около 80 тысяч. На руке Apple Watch (умные часы). И множество украшений. А школа нищая. Делай выводы», — поделилась Виктория.
«В школу? Лучше в общепит!»
Еще одна беда школ, по мнению Вики, — бюрократия.
«Преподаватели безнадежно загружены. Они заканчивают работу, приходят домой и начинают заполнять технологические карты, учебные планы и т. д. Наш методист не стесняясь говорила: “Сейчас заполним этот отчет. Но мы все это делать не будем, не переживайте — я просто должна заполнить бумажку по мероприятиям”», — поделилась студентка.
Встает закономерный вопрос: а не пропадет ли желание стать учителем после такого у современных студентов? Виктория искренне призналась — исчезает.
«Я не пойду работать в школу. Лучше в общепит! Эта практика полностью отбила всяческое желание преподавать. Я разочаровалась от слова совсем. И убедилась в том, что наша система образования катится в никуда», — подвела итог Вика.
Учителя, ау!
Завуч Светлана Азимова с ходу дополняет перечень проблем современной системы образования.
«Россия уже столкнулась с дефицитом кадров. Найдите мне, например, математика. Если узнаете, где свободный, — я его поймаю. И информатика! Я капкан на него поставлю. Откуда такая проблема? Возьмем один из педагогических вузов города: среди его выпускников 7% — педагоги, а остальные — менеджеры и прочий офисный планктон. Но, честно скажу, лучше взять толкового выпускника педагогического колледжа, он хоть практико-ориентирован», — говорит Светлана.
Притом что учителей в школах не хватает, учебное заведение в любой момент может остаться без того или иного преподавателя. Как заявляют наши собеседники, педагоги — один из самых незащищенных классов в стране, наравне с пенсионерами и врачами. Одно неверное слово или… фотография в Instagram — и на карьере можно ставить крест.
«Учителя сейчас абсолютно беззащитны. Им нужна психологическая поддержка и отчасти материальная. Учителя нуждаются в помощи. А ведь они — вторая нога, на которой стоит воспитание. Первая — родители», — заявляет завуч.
Медвежья услуга дистанта
Пандемия COVID‑19 изменила мир и вскрыла множество проблем, в том числе в системе образования.
«В этот период перехода на дистанционное обучение многие учителя устремились на сайты, где им предлагали готовую разработку урока, а дети там же искали решение задач, — говорит завуч. — При такой ситуации, как вы думаете, что с уровнем образования? Он упал. И пройдет немало времени, пока удастся наверстать то, что мы потеряли».
Мнение
У родителей, которые переводят детей на домашнее обучение, свои мотивы, наблюдения и выводы. Жительница Казани Айгуль с мужем решили, что их ребенок будет заниматься дома. Со специалистами одного из петербургский центров дистанционного образования. О своем решении родители не пожалели.
Айгуль признается, что сначала ее очень тревожил вопрос организации самого процесса обучения. Говорит, было страшно, что не справятся. Она проштудировала сайт онлайн-школы, изучила программу и выяснила, что методисты центра подготовили всю необходимую базу: описание программ по предметам, видеоуроки, рабочие тетради, тесты по каждой теме.
«Каждый день Саид по 10–20 минут занимался обязательными предметами. Шел по школьной программе. Проходил тесты и сдавал промежуточные контрольные. В отличие от традиционной школы мальчику пришлось нырнуть в теорию, слушать классическую музыку, научиться разбираться в художниках. Он решал проверочные тесты по обязательным предметам на сайте центра. Так я выясняла, какие темы он не понял. Мы вместе искали видеоуроки и разбирались в вопросе», — рассказывает Айгуль.
Даже при учете разбора непонятых тем, по наблюдениям женщины, сейчас она занимается с сыном меньше, чем во время его обучения в обычной школе. А еще он стал спать спокойнее, перестал нервно дергаться и задыхаться. У него прошли насморк (который уже приняли за хронический) и нервный тик. Просто такой формат учебы ему комфортен.
«Моя главная задача — не заменить Саиду педагога, а научить его искать информацию, ответы на свои вопросы. Справляюсь я с этим или нет, время покажет», — резюмирует Айгуль.
Времени, которое мальчик учится дистанционно, женщине хватило, чтобы сделать вывод: «Программу “Школа России” (основная в России и самая легкая) для 1–4 классов при желании можно пройти за год».