МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Второй локдаун увеличил шансы предпенсионеров остаться без работы

Новая коронавирусная реальность диктует свои условия, и с каждым днем петербуржцам становится все сложнее под них подстраиваться

Пожилые горожане вынуждены уходить на добровольно-принудительную самоизоляцию, из-за чего теряют работу, деньги, здоровье и буквально увядают на глазах из-за банального недостатка человеческого общения.

Как правило, пенсионеры ищут работу, связанную с физическим трудом. canva.com Фото: canva.com

РАБОТАТЬ ГОТОВЫ

Требования пандемийного времени усложняют жизнь не только сотрудникам, но и работодателям. Последним сегодня приходится учитывать не только возраст подчиненного, но и его способность к дистанционной работе, общий уровень работоспособности и возможность выполнения различного рода задач удаленно. Не секрет, что старшее поколение может испытывать трудности при использовании современных технологий. Но в нынешних реалиях стоит учитывать еще и специфику труда — умственный или физический. Если с первым проблем не возникает, то работать физически при необходимости самоизоляции становится невозможным.

Статистика рекрутинговых агентств выдает неутешительное — работодатель вынужден отказывать соискателям пенсионного возраста из-за элементарной нестабильности ситуации с локдаунами и самоизоляцией. Если в допандемийном 2019 году пенсионерам и людям предпенсионного возраста было сложно найти работу, то начиная с 2020 года эти шансы сократились в разы. Пожилые петербуржцы, понимая, что в любой момент их могут попросить уйти на самоизоляцию, с каждым годом все реже обращаются в службы по поиску работы.

«По сравнению с 2019 годом число соискателей-­петербуржцев пенсионного возраста действительно стало меньше на рынке труда. Так, если в 2019 году в Северной столице мужчины и женщины пенсионного возраста были максимально активны в поиске работы и разместили более 10 тысяч резюме, то уже с середины 2020 года наблюдается падение их активности, которое продолжается до сих пор», — сообщила «МК в Питере» руководитель пресс-­службы hh.ru Северо-­Запад Мария Бузунова.

Как рассказала эксперт, сейчас на возрастную группу 46–55 лет приходится порядка 9% резюме (это почти 54 тысячи человек). Петербуржцы старше 55 лет за последнее время разместили более 19 тысяч резюме (это 3% от общего числа по городу), горожане в возрасте от 65 лет выложили чуть более 1200 резюме.

Люди пенсионного и предпенсионного возраста хотят найти себя в следующих специальностях: охранник, водитель-­экспедитор, инженер, курьер, инженер-­конструктор, специалист по охране труда, электрик, инженер-­строитель, личный водитель, руководитель проекта. Женщинам пенсионного возраста наиболее интересны профессии бухгалтера, администратора, продавца-консультанта, инженера-­сметчика, уборщицы, оператора call-центра, медсестры, няни, гардеробщицы и сиделки.

То есть соискатели в возрасте выбирают профессии, выполнять которые на самоизоляции не представляется возможным.

Работу няни сложно выполнять дистанционно. Фото: canva.com

БИЗНЕС ВСЕ ЕЩЕ ЖДЕТ ПОДДЕРЖКИ

Руководитель Центра консалтинга и классификации Санкт-Петербургской торгово-­промышленной палаты Анна Сомова считает, что паниковать пока не стоит. Ни работодателям, ни сотрудникам. По мнению эксперта, будет плохо, тяжело, но, как показала практика предыдущего локдауна, находятся сильные компании, руководство, способы и решения.

«Говорить о том, что брать на работу возрастных сотрудников невыгодно, однозначно нельзя, это будет слишком грубо. К тому же ведь есть и специфический труд, куда молодежь не пойдет, а работа нужная и общественно важная — дворники, консьержи, контролеры в общественном транспорте. И, соответственно, этот сектор представлен в основном людьми пенсионного возраста. То есть теми, кто находится в зоне риска. И для таких сотрудников работодатель должен суметь предоставить безопасные условия труда. Понятно, что выполнять свои рабочие задачи на удаленке эти люди не смогут, но потерять работу они также не должны. Работодатель должен отправить этих людей на самоизоляцию с сохранением заработной платы, — делится своим мнением с «МК в Питере» Анна Сомова. — Естественно, это не всем под силу. Еще в период первого локдауна было ясно, что бизнес страдает. Мы наблюдали огромную волну закрытий, просто потому что предприниматели оказались не готовы к новой реальности. Это отчасти можно назвать гонкой на выживание — ­кто-то смог адаптироваться и нашел пути решения, а ­кто-то разорился, закрылся. Когда речь идет о таких условиях, естественно, в ход идут разные методы, в том числе и сокращение штата. Но сейчас бизнес надеется на поддержку от государства. В прошлую волну некоторые компании не могли содержать сотрудников на удаленке, а если речь идет о сотруднике, который просто физически не может выполнять свою работу из дома (например повара), то логично ожидать, что с ним попрощаются. Однако повторюсь, бизнес рассчитывает на вспомогательные меры со стороны властей, и пока о закрытиях и других печальных последствиях речи не идет».

На плачевности ситуации наше внимание заостряют представители бизнеса. Сложившаяся на рынке ситуация, по мнению наших собеседников, не предполагает возможностей дополнительных инвестиций и расширения дела. Более того, многие предприятия вынуждены сокращать объемы работы и штат сотрудников. Потому что финансовые возможности уменьшаются, да и уверенности в завтрашнем дне не прибавляется.

«Мы чувствуем последствия ограничений, и никакого подъема, как некоторым кажется, здесь нет. Предприятия, которые мы обслуживаем, закрываются, у них сокращаются объемы. И соответственно, таким компаниям наши услуги уже не нужны, — сообщил «МК в Питере» директор клининговой компании CleanLine Сергей Москвин. — Тенденции таковы, что рабочая сила стала дефицитна и очень дорога, просит больше, чем готов платить заказчик. Плюсом увеличиваются затраты на расходные материалы, сотрудники требуют повышения зарплат. А заказчики ссылаются на свое тяжелое положение, они не готовы увеличивать бюджеты на это дело. И такая ситуация у всех клининговых компаний».

Как отмечает Москвин, в данный момент в его компании стараются увеличить затраты на сотрудников, чтобы элементарно привлечь людей. Так как из-за кризиса финансовое состояние и физических, и юридических лиц сильно пострадало, спрос и предложение именно по деньгам друг за другом не успевают.

«Время сложное, всем нужны деньги. Мы не та сфера, которая может уйти на удаленку. И сейчас я могу сказать, желание государства, чтобы сотрудники сидели на самоизоляции с сохранением заработной платы, — блажь. Ни у одной компании нет таких возможностей. Просто нет ресурсов. У нас если человек работает — значит он получает заработную плату, если не работает — не получает. Такая у нас специфика», — уверяет Сергей.

Между тем

Недавний опрос HH.ru показал, что за год компании Петербурга стали тратить меньше денег на закупку средств защиты от COVID‑19 для обеспечения безопасности своих сотрудников (маски, дезинфектанты, рециркуляторы воздуха и пр.). В течение 2020 года затраты на закупку таких средств в расчете на одного сотрудника исходя из среднесписочной численности персонала в 42% компаний города составляли от 5 тысяч до 10 тысяч руб­лей. В 2021 году число компаний, которые тратят эту сумму, снизилось почти в два раза, до 23%. При этом затраты большинства (41%) петербургских компаний составляют от 1 тысячи до 5 тысяч руб­лей.

Количество компаний, которым покупка средств защиты от COVID‑19 обходится на сумму свыше 50 тысяч руб­лей, за год также немного сократилось: с 7% в 2020‑м до 5% в 2021 году.

Однако есть и позитивные примеры.

«Наша компания к пандемии и локдаунам оказалась подготовлена, чего не скажешь о некоторых наших партнерах. У нас небольшой штат, порядка 40 человек, комфортабельный офис, и мы все были готовы к удаленной работе, — рассказал «МК в Питере» генеральный директор ООО «Хит Кард» Самуил Горелик. Его фирма занимается техническим оснащением и автоматизацией транспорта. — Мы компания такого сектора, которая мало зависит от коронавируса, потому что бюджет и проекты будут независимо от пандемии. И все же могу отметить, что мир изменится, это 100%. Более того, он уже меняется. Сейчас резко сократился спрос на офисы, вырос спрос на технологии и автоматизацию работы. Мы видим, как сильно страдают перевозчики, сфера транспорта, туризма. Проблем много. Но наша компания справляется. Но мы скорее уникальный случай».

Все пока спокойно и в гостиничной отрасли. Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы уверяет, что в его бизнесе пенсионеров не обижают и с работы не сокращают. В то же время, как отметил отельер, гостиничный бизнес — сфера молодых людей, а разговоры о бабушках-­уборщицах и консьержках — всего лишь стереотип.

«В гостиничной отрасли возрастных сотрудников всегда очень мало. А сейчас, в пандемию, цифры практически стремятся к нулю. Гостиничная отрасль — это бизнес молодых сотрудников, то есть основная масса персонала — люди допенсионного возраста, — объясняет Юнис Теймурханлы. — Поэтому такой проблемы, как нехватка кадров или необходимость искать замену людям предпенсионного и пенсионного возраста, у нас глобально нет. У нас есть всего два сотрудника, которых мы отправили на удаленку в период первого локдауна, и эти люди уже ушли на пенсию».

Как пояснил отельер, большая чистка прошла в бизнес-­кругах еще по время первого локдауна. Тогда на удаленку и пенсию отправили очень много возрастных сотрудников. Часть из них приняла решение не возвращаться на работу. Хорошо это или плохо, станет ясно позже, когда пандемия официально будет побеждена и придет время подводить итоги. И делать это, похоже, будут молодые специалисты. Или те, что не страдает хроническими заболеваниями и регулярно обновляет QR-коды.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Психолог Галина Гусева:

«Ситуации у всех разные — на ­кого-то ограничения сильно влияют, на ­кого-то нет, у некоторых людей уже развиты навыки дистанционной работы, а ­кто-то либо еще не научился, либо и не научится. Огромное количество вариаций. Но если мы рассматриваем самоизоляцию как способ не заразиться, то, конечно, лучше предпочесть дистанционную форму работу, чем ходить в офис. Хотя, безусловно, дистанционная форма работы более тяжелая для людей. В частности, из-за сокращения коммуникаций. Но ведь существуют технологии, которые позволяют общаться, — видеочаты, электронные письма, мессенджеры. Причем не только рабочие чаты, где решают проблемы, но и специализированные, в которых люди поддерживают друг друга. Локдаун — это же не навсегда. Просто необходимо потерпеть ­какое-то время.

Еще в первую волну пандемии были созданы специальные группы поддержки, которые направлены на общение и помощь людям в периоды самоизоляции. Сотрудников таких групп в числе прочего обучали и общению с пенсионерами, которые из-за сложной эпидемиологической ситуации оказались отрезаны от мира. Вопрос поддержки и помощи старшему поколению в период пандемии встает особо остро. Поэтому озаботиться решением следует не только работодателям, но и близким».

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах