МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Куда пропадают участницы и победительницы конкурсов красоты

«МК в Питере» выяснил, где находят применение «коронованные особы»

Корона королевы красоты, наверное, хотя бы раз появлялась в мечтах каждой маленькой принцессы. Овации, цветы, всеобщее внимание — именно так конкурсы представляют сторонние зрители. Из года в год проводятся разномастные «Мисс» и «Миссис», которые привлекают участниц и публику со всей страны. Девушки — красивые и талантливые — испытывают себя на прочность, стараются казаться лучше, чем они есть. Своеобразный конвейер коронованных особ.

Фото: canva.com

Но что может дать такой конкурс? Это игра, чтобы потешить свое самолюбие, или борьба, чтобы ­что-то себе доказать? Куда деваются многочисленные участницы конкурсов красоты и что они делают после получения титула? «МК в Питере» поговорил с девушками, которые прошли через «коронацию», об их будущем, настоящем и прошлом.

ЛЮБОЙ РЕЗУЛЬТАТ — ЭТО ОПЫТ

«Я не могу точно сказать, что моя жизнь изменилась после конкурса и из-за конкурса. Но в то же время это стало некой отправной точкой в вере в себя. Это был один из этапов принятия жизни на коляске, и он показал мне, что можно идти вперед», — говорит инвалид-­колясочник Наталья Камолинкова, которая также является активистом, блогером и муниципальным депутатом.

Сегодня Наталья — идейный вдохновитель для людей, в том числе с ограниченными возможностями. В 2016 году она участвовала в конкурсе «Мисс Невская краса». Это стало для нее отправной точкой, помогло обрести уверенность в себе и понять, где брать в себе силы, когда сложно двигаться дальше.

«Собственно говоря, желание пойти на конкурс объясняется просто. Я очень любознательный человек, люблю испытывать себя в разных ситуациях — экстремальных, бытовых, всяких. И пойти на конкурс… Мне было просто интересно посмотреть, как это. Я никогда не участвовала в подобном. Это было интересно — опыт, мероприятия, событие, которое вошло в ряд запоминающихся в жизни. Поэтому в первую очередь желание участвовать было обусловлено интересом», — делится Наталья.

В беседе с корреспондентом «МК в Пи­тере» она прояснила, что на момент конкурса передвигалась на коляске всего три года. Все мы понимаем, что это страшно, однако мало кто решится даже в мыслях примерить подобное на себя. Девушке пришлось смириться и научиться жить с инвалидностью. Как говорит сама Наталья, она смогла принять себя, но на конкурсе ей пришлось снова столкнуться со сложностями. Это не был упрек со стороны, а скорее приговор самой себе от себя же.

«Для меня самым сложным был один конкретный момент, и я отлично его запомнила. На конкурсе был этап — видео­визитка. И в своей визитке я говорю: «Здравствуйте, я Наталья Камолинкова. На днях будет три года, как я на инвалидной коляске». И на тот момент мне казалось, что все окей, ведь я приняла эту жизнь. Но когда я стояла одна на сцене и мою визитку включили… Сидят зрители, звук со всех сторон, и вот эта фраза: «Я три года на инвалидной коляске». Меня ­как-то так прошибло. Я стою, у меня начинают литься слезы, и, единственное, я понимаю, что если сейчас разрыдаюсь, то у меня потечет макияж. А у нас как бы конкурс в разгаре! В общем, я усилием воли собралась, но это был момент очень сложный. Буквально на секунду, но меня выбило из настроя», — рассказывает Наталья.

Фото из личного архива

Как она объяснила корреспонденту, этот конкурс стал для нее испытанием. Но эмоции, впечатления и опыт, который она приобрела, помогают ей до сих пор.

«Эта ситуация не была для меня обычным делом. Я вообще всю жизнь боялась публичных выступлений. Это было не мое. Но я не помню, чтобы стрессовала, скорее было тяжело физически. Потому что мы работали целыми днями — и подготовка, и сам конкурс. Это было очень долго, — рассказывает Наталья. — Конкурс дал мне уверенность в себе. Плюс я абсолютно уверена: независимо от того, какое место ты займешь, из любого результата можно сделать выводы. Это важно понимать. В контексте — не сдаваться и идти дальше! Потому что в процессе ­какой-то гонки мы забываем, что если мы не выигрываем, то все равно получаем опыт, связи, контакты. Много чего. Иногда, когда люди не получают желаемого, условно первое место, они как будто сдаются, расстраиваются. Понятно, если ты шел за победой, тебе будет неприятно. Но есть и дополнительные моменты, которые можно использовать в будущем. Вот это важно. Это связано и с конкурсом красоты, да и в целом я по жизни наблюдаю и вспоминаю этот вывод. И ­как-то себя периодически бодрю».

СО СЦЕНЫ В МОДЕЛИ

Ирина Чесалкина — модель, участница университетского конкурса красоты «Мисс СПбГУПТД — 2018». Для Иры, как призналась девушка корреспонденту «МК в Питере», конкурс был скорее игрой, чем соревнованием. Тем не менее, как отмечает красавица, были моменты, которые не только пригодились ей в будущем, но и помогли изменить жизнь.

Фото из личного архива

«Я относилась к этому как к игре, в которой можно поучаствовать и ничего не потерять. Но самым сложным для меня было выступление на сцене, когда все проходило на публику. В процессе подготовки все подавалось и воспринималось как игра и не было напряженности, но когда ты на сцене, ты понимаешь, что это борьба за победу. И осознаешь, что тебя оценивают. Несмотря на то что это всего лишь конкурс и проигравших там не будет. Тем не менее все равно хочется быть лучшим, — делится Ира. — Я с уверенностью могу сказать, что участие в этом конкурсе помогло мне понять, кто мой настоящий друг, наладить отношения с окружающими, в том числе с одногруппниками, которые помогали мне и поддерживали на протяжении всего конкурса. Я здорово провела время. Это помогло мне обрести уверенность в себе, понять, что никто не идеален, у всех есть свои недостатки и достоинства. В некотором роде это помогло мне обрести закалку. Потому что соперничество — это очень тяжело».

Сейчас Ирина успешная модель, колесит по миру и занимается любимым делом. На связь с корреспондентом она вышла из Турции, в перерыве между съемками.

Александра Буданова также участвовала в университетском конкурсе красоты «Мисс Университет — 2020». Он проходил в пандемийное время. Изначально девушка вообще не собиралась быть конкурсанткой, она работала в команде организаторов, но в ­какой-то момент ей самой пришлось примерить на себя роль участницы. Именно на конкурсе Саша открыла в себе талант к моделингу и нашла рабочую группу, с которой сотрудничает до сих пор.

Фото из личного архива

«Ментально было очень сложно. Я вписалась в конкурс буквально за две недели до финала, и приходилось экстренно наверстывать упущенное. Я сильно сомневалась в себе, было тяжело осознавать, что я недостаточно женственная и так далее, — делится девушка. — Во время всех репетиций и самого конкурса я четко уяснила, что не стоит стесняться себя. Потому что в общей массе людям плевать на твои переживания, а от сомнений хуже лишь тебе самой».

Сейчас Саша занимается рекламными кампаниями разномастных брендов и чувствует себя в этой сфере комфорт­но. Она отмечает, что, пускай сама корона на конкурсе ничего не дает, участницы получают опыт, знакомства, которые могут пригодиться в будущем, и, естественно, эмоции. Поэтому смысл в таких мероприятиях ­все-таки есть.

КРАСОТКИ ЗНАЮТ СЕБЕ ЦЕНУ

Как отмечают в hh.ru, более 85% соискательниц из Петербурга и Ленинградской области, которые указывают победу или участие в конкурсах красоты в своих профессиональных портфолио, имеют высшее образование, а также опыт работы по специальности от 3 до 6 лет. На ресурсе присутствует около 600 резюме от девушек по всей России, где указана информация об участии в таких конкурсах красоты, как «Мисс Россия», «Краса России», «Краса студенчества России» и другие. Женщин и девушек, принимавших участие в конкурсах красоты, чаще всего привлекают профессии в сферах:

  • «Искусство, развлечения, масс-медиа» (24% резюме),
  • «Маркетинг, реклама, PR» (17%),
  • «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» (14%)
  • «Административный персонал» (9%).

Зарплату бывшие участницы конкурсов красоты просят относительно небольшую — 64 000 руб­лей в среднем по стране.

«Участницами различных конкурсов красоты, и в том числе «Мисс Санкт-­Петербург», «Мисс Ленинградская область» и другие, открыто более 300 резюме. Соискательницы, которые ­когда-либо претендовали на роль главной красавицы города или области, сегодня ищут работу в сфере «Маркетинг и реклама» (каждая третья соискательница), в области «Продажи» (12%), а также в сферах «Администрирование» (11%) и «Искусство и масс-медиа» (10%). 8% резюме разместили соискательницы в сфере «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты», еще 6% претендуют на руководящие должности в различных областях рынка труда города или области. Средняя зарплата, которую указывают соискательницы, имеющие опыт участия в конкурсах красоты в Петербурге, составляет 60 000 руб­лей, в Ленобласти чуть ниже — 58 000. Важно отметить, что на такие вакансии претендуют бывшие участницы конкурсов красоты, которые, как правило, имеют высшее образование по специальности (более 85% от общего числа их резюме), а также профессиональный опыт работы от 3 до 6 лет и более, то есть очень профессионально ориентированные и заинтересованные в построении качественной и интересной карьеры люди», — добавляет руководитель пресс-­службы hh.ru Северо-­Запад Мария Бузунова.

Конкурсы красоты уже давно стали ­каким-то клише. В общественном сознании сразу предстают красивые девушки, которые, как принято считать, обязательно длинноноги, фигуристы, сексуальны и, как многие думают, наивны и глупы… Красивая картинка, пустая оболочка. Но о том, что это далеко не так, задумываться не принято. Очень сложно переломить закоснелое общественное мнение, когда в рядах участниц нет-нет да промелькнет «типичный представитель». Однако «МК в Питере» нашел девушек, которые не только смогли побороть стереотипы и стандарты, но и на собственном примере доказывают, что массовый зритель ошибается. Смелые, упорные, сильные духом — девушки, которые вошли и вышли из этого конкурса с гордо поднятой головой. Те, кто открыл для себя дорогу в будущее и превратил этот опыт в прочный фундамент для следующих действий.

То есть девушки с конкурсов уже давно не делятся на красивых и умных. Ценности поменялись, и теперь ценится не только «товарный вид». Это становится важной вехой в развитии общества. И не до конца понятно, является ли это следствием феминизма, или же сама идея феминизма живет и процветает за счет таких героинь. «МК в Питере» поговорил с феминистками (женщинами, которые борются за равные права) о том, как такие конкурсы выглядят в глазах сообщества и как они влияют на образ современной женщины.

«Конкурсы красоты все еще объективируют женщин. Потому что их просят делать дефиле в нижнем белье или купальниках, на женщине обязательно должно быть платье — она не может выйти на награждение или просто на сцену в брючном костюме, как бы ей этого ни хотелось. Ведь женственность равно платья, каблуки, макияж и сложные прически. Но женственность не про это, — говорит феминистка и бывшая участница конкурсов красоты Соня Лаптева. — Я считаю, что конкурсов красоты в каноничном их понимании быть не должно. И они не должны так называться. Необходимо ­какое-то другое значение. Возможно, красота ума или шоу, которое делают девушки, но точно не внешность. Потому что большинство конкурсов остаются довольно жестокими. На них берут девушек с определенными параметрами, внешностью, типажом. И это неправильно. Туда не сможет попасть девочка, которая, например, считается красивой, но она низкого роста. Как это часто бывает в модельном бизнесе, когда твой рост определяет, будешь ты работать или нет».

Пусть сам конкурс в жизни девушек и не играет ­какой-то особенной роли, зато полученный опыт остается с участницами на всю жизнь. Для ­кого-то это остается приятным или, напротив, ужасным воспоминанием, а ­кто-то находит возможности, которыми охотно пользуется, добивается новых высот. 

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах