К примеру, относительно недавно в Петербурге появилось несколько необычных пространств. Если отвлечься от мистической атмосферы экспозиции и посмотреть в суть, можно увидеть смыслы, о которых в нашем городе ранее не говорили. О сути необычных вещей, собранных в одном месте, «МК в Питере» пообщался с создательницей «Небылиц» и «Галакториума» Оксаной Гордишевской.
Мы встречаемся в кабинете в «Особняке-Небылице». Он оформлен точно так же, как и остальное пространство музея. Кругом висят золотистые маски, кинжалы, а на высокой каминной полке как бы невзначай уместился бинокль в компании с резной шкатулкой. Вход в эту комнату просто так и не найдешь: дверь задрапирована и находится между экспонатами на втором этаже пространства.
— Оксана, вы открыли три нетипичных музея, если их можно так назвать. Какие смыслы вы закладывали в каждый из них? Можно ли сказать, что человек, который выходит из вашего музея, отличается от себя же, вошедшего сюда несколько часов назад?
— Наша цель — передать опыт тем, кто хочет его получить. Здесь все продумано. Экспозиции максимально проработаны и дополняют друг друга. Кажется, что ты смотришь на одну сцену, но она имеет продолжение: все, что здесь находится, является частью цельного большого арт-объекта. Ты переходишь из одного пространства в другое, но понимаешь, что все они незримо объединены. Нам хочется, чтобы у людей, которые сюда пришли, разыгралось воображение, пробудилось вдохновение. Чтобы после того, как человек пройдется по музею, ему захотелось глубже изучить какой-то из сюжетов, подумать над ним и покрутить его с разных сторон. И это происходит! Например, несколько наших сотрудников, которые у нас работали экскурсоводами, пошли учиться на искусствоведов. Такое случается, когда внешнее окружение постепенно начинает сливаться с твоим внутренним миром и становится частью тебя.
— В одном из своих интервью вы рассказывали, что образование у вас сугубо техническое. Как так получилось, что вы начали заниматься музейной работой?
— Да, действительно техническое. В школе в Новокузнецке, где я родилась и выросла, училась в физико-математическом классе. Но всегда любила музеи. Занятия заканчивались в 2-3 часа дня, и я сразу шла в Музей искусств, который тогда работал на улице Кирова. Сейчас, обладая определенным жизненным опытом, я могу сказать, что созерцание произведений искусства позволяет нам найти ответы на вопросы, которые не дает наука. И даже высшая математика, царица всех наук, смолкает.
Как и многие советские дети, я тогда не могла оторваться от просмотра телепередачи «В гостях у сказки», которая шла днем по воскресеньям. Готова была пересматривать фильмы «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника». А сколько мысленных путешествий было совершено во время чтения книг. Это было, как в песне Высоцкого «Баллада о борьбе»: «Мы же книги глотали, пьянея от строк».
— То есть, вы родились в Сибири, но живете и работаете в Северной столице. Почему Петербург, почему не какой-то другой город?
— Мой отец очень хотел, чтобы я поехала в Новосибирск в академгородок заниматься ядерной физикой (смеется), но у меня были свои планы. Я хотела в Питер, меня сюда тянуло опять же из-за музеев, дворцов. А еще эти дворы-колодцы – тут искусство на каждом шагу! Я поступила в «Холодилку» — сейчас это ИТМО — на специальность «Автоматизация пищевых производств».
После ИТМО была Академия менеджмента и агробизнеса, ФИНЭК… А потом разразилась пандемия. Тогда я и поняла, что заниматься надо тем, что по-настоящему нравится. Мы до этого были знакомы с известным петербургским художником Евгением Иоффе. Меня покорил его талант, но было понимание, что любая задумка – это всего лишь идея. И пока она не будет воплощена в жизнь, она не станет настоящим произведением искусства. Как-то сама собой у нас пришла мысль о музее сказок и мифов. От ее озвучивания до открытия музея «Особняк-Небылица» прошел всего год.
Справка «МК»
Сказочный музей «Особняк-Небылица» расположился в старинном особняке в центре Санкт-Петербурга. По внутренней легенде в этом месте «истончается грань между вымыслом и реальностью». Ворота в таинственный мир «охраняет» загадочный сударь фон Хеленверкофф. Здесь гости гуляют по дорожкам заснеженного леса, приходят в гости к гномам, фотографируются в волшебном саду.
Вот это всё, каждый экспонат как будто сам находил Евгения на блошиных рынках. Что-то нашли в Петербурге, на знаменитой «Уделке». Но вещи везли не только из российских городов, где немало всяческих старинных и фактурных объектов. Многое приехало из Турции, Израиля, Марокко и городов Европы в Северную столицу нашей страны. Кстати, продавцы этих предметов не всегда хотели с этими вещами расставаться, несмотря на то что они вроде бы как выставили это на продажу. Это вообще очень интересный тип людей. Иногда кажется, что они все это не продают, а просто выставляют напоказ, как коллекцию. Чтобы те, кто проходит мимо, мог полюбоваться их сокровищами.
— Однако на одном музее вы не остановились? Как вышло, что вы открыли еще два?
— Их появление было вопросом времени. Те мысли, идеи, которые были заложены в первом проекте, нашем космическо-звездном «Галакториуме», Евгений переосмыслил и реализовал через тему земных сказочных обитателей. Так появился «Особняк-Небылица»
Справка «МК»
Как сообщается на сайте проекта, «Галакториум» — это воплощенная фантазия о других вселенных и далеких галактиках. Он объединил в себе детские мечты о космосе, радость первооткрытия и восхищение техническим прогрессом.
А потом появилась мысль сделать мир, где все будет посвящено воде. Мы все-таки живем в Петербурге — это морская столица России. Так появилась «Небылица-Водица».
Вообще, мы хотели сделать сначала в этом месте магазин необычных вещей. Тут, в «Особняке», у нас большая мастерская. Люди, которые в нее приходят, время от времени просят что-нибудь сделать, они хотят приобрести для себя часть сказки. И Евгений Иоффе предложил мне сделать такую лавку. Но создать просто сказочную лавку мы не хотели. Женя сказал: «У нас есть “Галакториум” — это космос, есть “Небылица” — это земная жизнь, давай воду сделаем». Я тогда удивилась: как красочно изобразить воду? Но это у него получилось.
В итоге появился самостоятельный, сказочный музей «Небылица-Водица», где мирно уживаются былинный герой Садко, Медуза Горгона, Водомут и морские ведьмы. Евгений реализовал все так, что возникает ощущение, что ты, подобно Садко, очутился в подводном царстве.
Справка «МК»
«Небылица-Водица» — арт-пространство, объединившее в себе мифы, былины, сказки и легенды, связанные с водой и ее обитателями. У него, как и «Особняка-Небылица» есть свой хранитель — это ученый и мореплаватель Аристарх Поликарпович Демидов-Поплавский
Правда, магазина в нем пока не появилось, но это только из-за поглощенности команды развитием существующих проектов и готовящегося к открытию. Мы видим, что люди по-прежнему хотят приобщиться к сказке. Да и самые талантливые творцы иногда должны отдыхать. Поэтому от мысли открыть большую «Лавку кладов» мы, конечно же, не отказываемся — это один из наших будущих проектов, который, уверена, будет воплощен в жизнь Женей также ярко, как и остальные.
Справка «МК»
Четвертый проект сети музеев Оксана Гордишевская и Евгений Иоффе готовят в Москве. По словам бизнес-леди, пока не понятно, как отнесется столичная публика к такого рода искусству.
— Оксана, как вы считаете, какова в целом миссия вашей работы?
— В детстве мы многое слышали про «Диснейленды» и другие парки, где якобы попадаешь в сказку. Я во взрослом возрасте многие из них объездила, осмотрела лучшие — такого, чтобы было полное погружение, нет. Там если декорации, то все из пластика, постоянный шум, запах попкорна. Не хватает полного погружения. Нам хотелось добиться того, чтобы было некое пространство, где можно и отдыхать, и учиться. Но главное, проходя мимо, каждый раз даже я замечаю что-то новое, какую-то деталь, которую ранее не замечала. Наверное, миссия нашей работы заключается в том, чтобы создавать узнаваемые, но всегда разные образы.
— Вы успешно занимаетесь бизнесом. Что бы вы могли сказать тем жителям нашего города, которые только хотят открыть свое дело, но боятся этого?
— Надо искренне любить свое дело и верить в него. Когда ты любишь свое дело, люди это чувствует. И это не миф.