«На обиженных воду возят»
— Как вы чувствуете себя, впервые за долгое время наблюдая за олимпийскими соревнованиями по телевизору?
— Прекрасно! Могу полноценно отметить 50-летие своего участия в олимпийском движении. В 1968 году на Олимпийских играх в Гренобле мы вместе с Тамарой Москвиной участвовали в соревнованиях спортивных пар и заняли пятое место. С 1994 года я не пропустил ни одной Олимпиады в качестве тренера. Да и сейчас в Южной Корее выступает Каролина Костнер, которую смело могу назвать своей ученицей (итальянская фигуристка, бронзовый призер зимних Олимпийских игр 2014 года. — Ред.).
— У Вас нет обиды на эту фигуристку? Ведь она не включила Вас в состав олимпийской делегации своей страны.
— Как любит говорить Евгений Плющенко, на обиженных воду возят. Ко мне Каролина обратилась после полутора лет вынужденного простоя. Она была в ужасном состоянии. Костнер дисквалифицировали за нарушение антидопинговых правил, хотя ее вина заключалась только в том, что она не донесла на своего бойфренда. Она числилась в рядах итальянской полиции, вынуждена была работать «по специальности» и, в лучшем случае, выходила на лед на час перед началом смены.
— Тем более должно быть обидно: Вы были нужны, когда с ней никто не хотел работать. А сейчас оказалось, что можно легко обойтись помощью другого тренера…
— Дело не в этом. Осенью Каролина тренировалась в «Юбилейном», жила в гостинице на Петроградской стороне, готовила в номере — и опять шла на каток. Она решила, что в немецком Оберстдорфе у Михаэля Хута гораздо комфортнее. Даже прислала мне SMS-ку: «Здесь так здорово! Свой дом, семья, еда, природа». Расстались мы по-доброму, Каролина до сих пор считает меня представителем своего тренерского штаба.
— На чемпионате Европы в Москве практически все отмечали, что так, как сегодня, Костнер не прыгала никогда…
— Соглашусь, что катание итальянской фигуристки можно назвать эпохой ренессанса. Отмечу также, что Каролина — девушка добропорядочная. Мне вообще везло с учениками на протяжении всей тренерской карьеры.
Плющенко подавлял соперников
— Уровень готовности Михаила Коляды в нынешнем сезоне был, пожалуй, не ниже, чем у Евгения Плющенко перед Сочи. Вам не предлагали поехать в Пхёнчхан в качестве консультанта сильнейшего на сегодняшний день российского фигуриста и помочь ему справиться с присущим дебютанту волнением?
— Сравнивать Коляду с Плющенко, Ягудиным или Урмановым нельзя. Они не делали подарков соперникам, чего нельзя сказать о нынешнем лидере российской сборной. Да и стиль у этих фигуристов совершенно разный. Моих учеников смело можно было назвать королями льда, это уникальные мастера. А Коляда пока — просто неплохой фигурист. Его очень сложно представить воплощающим на льду классические или просто сложные в плане хореографии образы. Да и техническая база у Михаила далека от совершенства.
— Ставка на Коляду в командном турнире была ошибкой?
— Напротив, это был очень разумный шаг. Коляда на протяжении последних сезонов был первым номером в мужском фигурном катании в сборной России. Он завоевал определенный авторитет у судей, получал достаточно высокие оценки за компоненты, имел самый высокий рейтинг среди российских фигуристов. Ошибка была в другом. Тренерам следовало подсказать Михаилу, что в командном турнире в короткой программе нельзя рисковать и исполнять элементы, которые не отработаны до автоматизма. Четверной лутц — это великолепно, но на протяжении сезона Коляда безукоризненно исполнил его только один раз. В Пхёнчхане Михаил выступал в короткой программе предпоследним и знал, что канадец Патрик Чан дважды упал. В такой ситуации нужно было максимально упростить программу, но исполнить ее без ошибок. Проиграть можно было кому угодно, только не канадцу. Да еще так много!
— Многие в шутку говорят, что Евгений Плющенко справился бы с ролью забойщика лучше…
— В каждой шутке есть доля правды. Плющенко одним своим появлением на льду подавлял соперников. В Сочи дрогнул даже Патрик Чан (канадский фигурист китайского происхождения. — Ред.), который делал ставку именно на эту Олимпиаду. Если бы Евгений потренировался месяца четыре, то восстановил бы тройной аксель, каскад с четверным прыжком — и вполне мог бы выступить на своей пятой Олимпиаде. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке…
Оставьте девчонок в покое
— Хореограф и постановщик программ в группе Этери Тутберидзе Даниил Глейхенгауз сравнил соперничество Евгении Медведевой и Алины Загитовой с дуэлью между Плющенко и Ягудиным на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Что вы об этом думаете?
— Когда соревновались Плющенко и Ягудин, пресса просто нагнетала нездоровый ажиотаж. Сейчас следует этого избежать. Оставьте девчонок в покое, радуйтесь, что у нас есть две великолепные фигуристки! Одна из них завоюет серебряную медаль, но это не должно восприниматься как трагедия. Если бы Плющенко в 19 лет стал чемпионом в Солт-Лейк-Сити, он, скорее всего, завершил бы спортивную карьеру и стал звездой шоу. Судьба распорядилась иначе: Евгений выступил на четырех Олимпиадах, стал двукратным олимпийским чемпионом и на протяжении долгих лет радовал своим мастерством болельщиков.
— В командном турнире Россию представляли и Медведева, и Загитова…
— Это мудрое решение. Если бы Загитова выступила в короткой программе и допустила серьезную ошибку, у судей был бы повод инкриминировать ей «юниорское» катание. В произвольной задор Алины в сочетании со сложнейшим контентом программы – это то, что нужно. У 18-летней Медведевой катание сейчас уже стопроцентно женское. Обе наши девушки заметно превзошли всех соперниц как в короткой, так и в произвольной программе. Тренеры поступили абсолютно верно.
— Пятьдесят лет в строю — это замечательно, но увидим ли мы Вас за бортиком во время олимпийских соревнований через четыре года в Пекине?
— Моя жена и первая помощница в тренировочном процессе часто повторяет: «Леша, хватит уже медалей». Меня часто спрашивают о ближайших и долгосрочных планах. Отвечаю, что каждый день в планах пойти на тренировку и получить от нее удовольствие. Если результатом этой работы станут новые медали, будет замечательно. Не исключаю и своего участия в качестве тренера в Олимпиаде-2022.