«Катамаран»-убийца
Паромы «Зибель» получили свое название по фамилии конструктора — немецкого подполковника Фридриха Зибеля. Эти суда представляли собой две 23-метровые баржи, соединенные деревянной платформой, на которой располагались бронированная надстройка для экипажа и огнестрельные орудия: зенитные пушки и пулеметы. Потопить такой паром было довольно сложно. Плавучие конструкции «Зибеля» состояли из 8 секций, и даже если вода заполняла несколько из них, он все равно оставался на поверхности. Паром мог развивать скорость до 10 узлов, то есть около 19 километров в час, и не боялся даже трехметровых волн. «Зибель» обладал обманчивой внешностью и походил скорее на большой катамаран, чем на боевое судно.
Раскрытая тайна
Эти паромы попали в Ладожское озеро с немецкой морской базы, расположенной в городе Лахденпохья. При помощи «Зибелей» в октябре 1942 года немцы планировали захватить остров Сухо, чтобы потом парализовать перевозки по Дороге жизни. План провалился. В ожесточенном бою гитлеровская армия понесла серьезные потери. Один «Зибель» получил несколько пробоин и ушел на дно. Немцы тщательно скрывали этот факт. По документам гитлеровцев, судно затонуло из-за технической неисправности. Несколько лет назад группа дайверов из поисковой группы «Гогланд» обнаружила паром на дне Ладожского озера. Повреждения в корпусе свидетельствуют о том, что затонуть «Зибелю» все-таки помог довольно мощный снаряд.
В ближайшее время силами компании «Балтспецфлот» паром будет поднят со дна, отреставрирован и доставлен в музей «Дорога жизни», где для него уже подготовлено место. Помимо судна на дне также находятся личные вещи экипажа и предметы кухонной утвари со свастикой, которые тоже пополнят историческую экспозицию.
— План подъема уже подготовлен, — рассказывает руководитель компании «Балтспецфлот» Андрей Шпигель. — Паром лежит на боку, и нам сначала предстоит поставить его на киль, а затем при помощи понтонов отбуксировать в док. Там его разберут до винтика, извлекут иловые отложения и подвергнут пескоструйной обработке. Какие-то части, разумеется, придется заменить. Например, деревянную платформу. Но в целом судно будет иметь первозданный вид.
Жизнь после жизни
Паром «Зибель» — далеко не единственный «утопленник» времен Второй мировой, который был найден на Северо-Западе. В 2011 году работники «Балтспецфлота» подняли со дна Невы танк «Клим Ворошилов-1» весом более 60 тонн. Он участвовал в обороне Невского плацдарма, получил повреждение и затонул на переправе через реку. Почти 70 лет боевая машина пролежала на глубине 15 метров в перевернутом положении. Сегодня ее можно увидеть в музее «Прорыв блокады Ленинграда». Кстати, танкист, который находился в рубке «Клима Ворошилова», до сих пор жив и уже навестил своего «боевого товарища».
Вечные пленники моря
Не каждая находка обязательно поднимается со дна. Некоторым судам придется навсегда остаться на глубине. Среди них подводная лодка «Щ-405» серии Х-бис. В июне 1942 года она вышла на боевое дежурство в Финский залив и затонула, подорвавшись на немецкой мине. Все 39 членов экипажа погибли.
— В момент трагедии три человека находились в рубке. Взрывная волна отбросила их в море. Позже их нашли и предали земле. Остальные моряки ушли на дно, будучи замурованными в металлическом корпусе, — рассказывает подробности гибели подлодки Андрей Шпигель. — Подлодку искали 72 года, и лишь в 2013-м мы установили ее координаты.
На вопрос, извлекут ли когда-нибудь лодку на сушу, руководитель «Балтспецфлота» дает отрицательный ответ. Она стала своего рода братской могилой подводников, и тревожить ее, по морским обычаям, непозволительно. Исключение может быть сделано лишь в случае приказа со стороны российского правительства.