«План разгрузки»
Именно эта хрупкая женщина спасла раритеты, которыми до сих пор любуются туристы со всего мира. А ведь Зеленовой было всего 28 лет, когда в 1941 году ее назначили директором музея Павловска и ответственной за эвакуацию музейных экспонатов. Мало кому известно, что план вывоза ценностей из пригородных дворцов-музеев разработали еще в 1936 году. Обстановка в Европе уже тогда была неспокойной. Операцию назвали «планом разгрузки», предполагалось, что в случае необходимости она пройдет за 4 дня. Октябрьская железная дорога должна была пригнать для экспонатов восемь вагонов. Четыре — для гатчинских ценностей, а Пушкину, Петергофу и Павловску предлагалось «втиснуться» в оставшиеся четыре вагона. Но власти не представляли себе реальное число музейных экспонатов. В каждом из пригородных дворцов их количество измерялось десятками тысяч и не могло поместиться в лимитированные составы.
Анна Зеленова еще при жизни рассказывала, что все работы по эвакуации легли на коллектив женщин, находившихся под ее началом. В первое время они пользовались ящиками, заготовленными под размеры каждого предмета. Затем начали сколачивать ящики сами: типовые, трех вариантов. Когда же закончились доски, музейные работницы ломали заборы на хозяйственном дворе дворцового комплекса. Делали ящики из них.
Но самым сложным было уберечь хрупкие дворцовые скульптуры. Загрузить их в вагоны было невозможно, а оставлять на месте — опасно. Тогда решили спустить изваяния в сводчатые подвалы и тесно поставить друг к другу. Женщины таскали на себе тяжелых муз и богов. В итоге тайник замуровали кирпичом. А чтобы кладка не выглядела свежей, ее облили водой и забросали грязью.
Парковые же скульптуры закапывали в землю. Места для захоронений специально выбирали на газонах: свежевскопанная земля там быстро зарастала травой. До сих пор сохранилась карандашная надпись, сделанная на мраморной итальянской статуе «Мир» — «Мы вернемся и найдем тебя». Работы прерывали только при налетах и бомбежках. А на артобстрелы музейщицы даже не обращали внимания. Вечером был скудный ужин, потом работа продолжалась.
Первым предметом, эвакуированным из Павловска, стал туалетный набор императрицы Марии Федоровны, в последний ящик уложили вещи, не предусмотренные планом: изделия из слоновой кости и янтаря; акварели на стекле молочного цвета, исполненные Марией Федоровной в подарок супругу; их семейный архив. Часть коллекции вывезли в Удмуртию, часть хранилась в блокадном Ленинграде, где Анна Зеленова голодала вместе со всеми.
Казармы во дворце
Через неделю после освобождения Павловска, в феврале 1944 года, Зеленова вернулась в родной дворец. Глядя на то, что от него осталось, директор заплакала. Ландшафтный парк был вырублен. Великолепный музей теперь представлял собой груду обугленных развалин. Немцы разрушили и разграбили все что можно. Но большинство спрятанных скульптур они все-таки не нашли.
Несмотря на то, что минеры уже начали работы по разминированию дворца, правительство решило: восстановить комплекс невозможно. И спустило Зеленовой соответствующую директиву. В императорских чертогах после войны разместились казармы. В тот момент Анна спасла Павловский дворцово-парковый ансамбль во второй раз. Она писала письма во все инстанции, разработала целую методику по реставрации (это был 3-томный труд), объясняла, что Государственный музей-заповедник — наше национальное достояние и проститься с ним никак нельзя. В итоге власти отступили и дали добро на восстановление.
Рабочей силы в те дни не хватало. И тогда Зеленова пошла по домам окрестных жителей. Она просила их помочь. В итоге разбирать завалы вышли даже дети. Анна умела убеждать, да и люди хотели видеть красивыми родные места. Мастера закрепляли уцелевший декор, стоя на шатающихся стремянках прямо под открытым небом. Крошащуюся лепнину снимали и отдавали реставраторам. Под руководством Анны Зеленовой восстановительные работы длились почти 35 лет, до 1978 года. Павловск стал первым полностью отреставрированным музейным комплексом после войны.
Сделала дело — освободи место
Но, как только дворец расцвел и засиял во всей красе, Анну Зеленову решили… проводить на пенсию. Хотя, по словам ее учениц Аделаиды Елкиной и Валентины Федоровой, директор была бодра, энергична и могла принести еще много пользы на своем рабочем месте. На самом деле ее отставка была последствием конфликта с партийной верхушкой Ленинграда (точнее — первым секретарем Ленинградского горкома КПСС Юрием Соловьевым). После ухода легендарной женщины в 1979 году директорами музея-заповедника стали назначать дам из партийного аппарата, менявшихся чуть ли не каждый год. Они присвоили лавры самоотверженно бившейся за Павловск женщины: принимали иностранные делегации, рассказывали об опыте работы, про который на самом деле не имели понятия.
То, что Зеленова много лет жила чуть ли не в подсобке дворца, изредка приезжая в петербургскую квартиру, что она так и не устроила свою личную жизнь (хотя была интересной женщиной), никого не трогало. Да и проводили ее некрасиво, предложив место простого методиста, проверяющего работу «культмассового сектора». На эту должность назначались обычно молоденькие девушки после вуза. Но бывший директор согласилась — ведь в Павловске была вся ее жизнь.
А уже через год Зеленовой не стало. Научный сотрудник Валентина Федорова вспоминает, как встретила свою наставницу в последний раз: «Это было в начале января 1980 года. Анна Ивановна приехала в Гатчинский парк проверять проведение новогодних праздников. Поразительно, но даже к такой работе она отнеслась не формально, а как всегда — со всей ответственностью. Был прекрасный солнечный, но ужасно морозный день. Анна Ивановна вынуждена была почти два часа добираться из Павловска до Гатчины на рейсовом автобусе, всегда холодном и забитом пассажирами.
Анна Ивановна, закутанная в два платка, но все равно элегантная, казалась спокойной и даже веселой. Однако в глубине ее молодых и умных глаз таилась нескрываемая грусть! Вокруг новогодней елки веселились ребятня и взрослые. Кто на чем шумно скатывались с ледяных откосов пруда. По дорожкам мимо пруда под звон бубенцов проносились лошадки, катая в санях малышей. Моя пятилетняя дочь тоже веселилась от души, а меня не покидало чувство неловкости и тревоги.
Буквально через несколько дней Анны Ивановны не стало. Когда я узнала обстоятельства ее ухода из жизни, они меня потрясли. Зеленова умерла, выступая на партийном собрании, обсуждая проблемы музея и отстаивая свою позицию».
…Женщина, два раза спасшая Павловский дворец и парк, ушла в 66 лет и похоронена на Павловском кладбище. В день прощания с ней за гробом шла огромная толпа народа. Однако «официально» ее забыли на долгие 30 лет. И только в начале двухтысячных вновь признали, что, если бы не эта хрупкая женщина в очках, жемчужина нашей культуры была бы потеряна.