Оштрафованная княгиня Дашкова
В 1710 году Петр I повелел заложить Петергофскую дорогу, соединяющую Петербург с загородными резиденциями и строящейся крепостью Кроншлот. Ныне основная часть этого тракта — проспект Стачек. Вдоль дороги император раздал участки земли своим приближенным. И почти 200 лет здесь отдыхали самые богатые и знаменитые жители столицы. Настоящий блеск Петергофская дорога получила во времена Екатерины II. «Мы поехали в Петербург, лежащий в 30 верстах от Ораниенбаума, и мне никогда не случалось видеть лучшего переезда: он напоминал дорогу от Версаля до Парижа, но только еще в более привлекательном виде», — вспоминала в 1805 году англичанка Кэтрин Вильмот. По обеим сторонам дороги красовались великолепные дачи. Одной из них владел адмирал Федор Апраксин. Потом его двухэтажная вилла перешла к обер-гофмаршалу Екатерины II Карлу Сиверсу. С тех пор за усадьбой и закрепилось название «Дача Сиверса» (современный адрес — проспект Стачек, 158). С начала 30-х годов ХIХ века там была психиатрическая «Больница Всех скорбящих», а сейчас — ДК «Кировец».
А на третьей версте Петергофской дороги от Калинкина моста находилась дача Александра Нарышкина, где любила бывать сама Екатерина II. Эту усадьбу в Петербурге называли «Ба! Ба!» в честь удивленных восклицаний гостей при виде роскоши особняка. На даче Нарышкин не только устраивал шумные «вечеринки», но еще и разводил цветы на продажу, выращивал телят, быков и свиней. Высокородных соседей-дачников этот «скотный двор» раздражал. Мало того, что живность Нарышкина громко хрюкала и мычала, так она еще и забиралась на соседние участки. Однажды особенно наглая свинья пробралась в оранжерею сподвижницы Екатерины II, директора Петербургской академии наук и президента Российской академии Екатерины Дашковой. Княгиня-академик отличалась решительным нравом: она приказала зарубить свинью Нарышкина. Дело дошло до суда, который постановил взыскать с Дашковой 80 рублей. Кстати, ее дача — единственное мемориальное место, связанное с именем княгини. Сейчас в правом крыле дома — историко-краеведческий музей «Нарвская застава» (проспект Стачек, 45).
Кроме усадеб, на Петергофской дороге находились и всевозможные увеселительные заведения для путешественников, направляющихся в Петергоф или Стрельну. Самым популярным местом в ХIХ веке был «Красный кабачок», куда любили захаживать Александр Пушкин с Антоном Дельвигом, а позднее Михаил Лермонтов. Трактир находился неподалеку от современного Красненького кладбища, рядом с постаментом, где сейчас стоит танк КВ-85.
Заводы вместо дач
Уже к середине ХIХ века Петергофская дорога потеряла свой блеск и постепенно превратилась в рабочую окраину. После отмены крепостного права в 1861 году в стране начала бурно развиваться промышленность. Но строили заводы и фабрики не в самом Петербурге, а на окраине. До 1917 года город начинался от Нарвских ворот. Поэтому новые предприятия и появлялись на участке Петергофской дороги. Там, где раньше селились дворяне, теперь обосновывались купцы, промышленники и финансисты.
Например, в роскошной усадьбе Дашковой в 1850-х годах находилась фабрика шелковых изделий купца Ивана Брингера, а затем — заведение по изготовлению зонтов купца Якова Иванова. Перед Февральской революцией 1917 года в доме расположилась полиция. Затем — клуб «Путиловец», детский сад и, наконец, существующий и поныне Дворец бракосочетаний.
Уже в 1866 году в Нарвской части Петербурга было 34 фабрики и завода. Самое крупное предприятие — Путиловский (ныне Кировский) завод — появилось на Петергофской дороге в 1801 году. Изначально это был Кронштадтский литейный завод, который основал шотландский инженер и предприниматель Карл Гаскойн. В 1868 году предприятие приобрел бывший морской офицер Николай Путилов.
Район-фронт
В революции 1905 года рабочие Нарвской заставы приняли самое активное участие. На месте сада 9-го Января раньше был трактир «Старый Ташкент». Именно там проводили свои заседания рабочие под руководством священника Георгия Гапона. Он же стал инициатором шествия 9 января 1905 года, которое жестоко разогнали. Событие вошло в историю как «Кровавое воскресенье».
Когда началась Великая Отечественная война, в Ленинграде было сформировано 10 дивизий народного ополчения, и самая первая из них — именно в Кировском районе, который стал прифронтовым... Многих жителей эвакуировали, а в их домах расположились войска, защищавшие город.
Район, сильно разрушенный войной, восстановили за считаные годы. В 1955-м в нем ввели в строй аж три станции метро: «Нарвская», «Кировский завод», «Автово», а в 1977-м еще две — «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект». Кстати, в районе с 1966 по 1977 год существовала и еще одна станция метро «Дачное». Ее наземный вестибюль располагался на Трамвайном проспекте. Закрыли станцию после начала пассажирского движения на участке «Автово» — «Проспект Ветеранов», пути и часть платформы демонтировали, а кассовый вестибюль снесли. Сейчас станцию можно увидеть разве что в кино — в фильмах «Его звали Роберт» (1967 год), «Цвет белого снега» (1970) и «Шаг навстречу» (1975).
Редакция «МК» в Питере» благодарит за предоставленные материалы Музей «Нарвская застава».