МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

В деле о гибели Вани Завьялова, погибшего от сосульки, до сих пор нет виноватых

Подсудимая, начальница Жилкомсервиса № 2, хочет полного оправдания

В Кировском райсуде началось новое рассмотрение уголовного дела о гибели шестилетнего Вани Завьялова. Четвертый год следствие пытается доказать вину Маргариты Аникиной, начальницы ЖЭС № 3 Жилкомсервиса № 2, в том, что из-за ее недобросовестной работы на мальчика упала смертельная сосулька. Но дело не спорится: 1 год и 7 месяцев Аникину пытались судить, но не смогли — дело разваливалось и его вернули в прокуратуру, где оно пролежало... еще 1 год и 6 месяцев. И теперь опять вернулось в Кировский райсуд. Аникина могла бы признать вину и уйти от наказания — истек срок давности по одной из статей обвинения. Но подсудимая хочет полного оправдания. Тем более что в Арбитражном суде уже давно признали: снег на той злополучной крыше должны были чистить не жилищники, а подрядчики. Их даже оштрафовали — на 250 тысяч рублей.

Тихий финиш громких скандалов

Почти четыре года прошло с тех пор, как с крыши дома 28 по проспекту Стачек на маленького Ваню Завьялова упала сосулька. 13 января 2011 года шестилетний мальчик шел с бабушкой в поликлинику. Ваня погиб на ее глазах. Сегодня мало кто помнит, что в те зимы 2010–2012 годов эта дикая ситуация могла произойти с каждым петербуржцем. Ведь в городе царил хаос — неубранные от снега улицы и дворы, грозно свисающие с крыш сосульки. В зимний месяц около 30 горожан получали увечья от падающих глыб.

Проблема быстро приобрела политическую окраску. Еще в феврале 2010 года тогдашний губернатор Валентина Матвиенко грозилась отправить нерадивых чиновников «вязать носки» — за неудовлетворительную уборку снега. Но по факту, как выяснила наша газета, никто из 11 слуг народа (надо отметить, не самых высоких должностей) особенно не пострадал (они ушли «в декрет», в длительный отпуск, были переведены на другие должности). Представители городских властей говорили много и угрожали громко, но реально ничего не менялось — только погода. Даже после гибели десятка петербуржцев из-за сосулек, упавших с крыш, революции в сфере ЖКХ не произошло.

Самые громкие случаи, когда люди лишались жизни или получали серьезные травмы от сосулек, облекались в уголовные дела. Их было немного. Как узнал «МК» в Питере» в Следственном комитете, всего было заведено 11 дел «по факту падения снега, льда и наледи» за 2010–2012 годы.

Гибель мальчика стала кульминацией жуткого беспорядка тех зим. По понятным причинами дело обрело широкий резонанс. Негодующая общественность ждала хоть одного распятого виновника. Следствие выдало им 51-летнюю Маргариту Аникину, тогдашнюю начальницу ЖЭС № 3 Жилкомсервиса № 2 Кировского района. Ей вменили «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», а также «выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей» (ч. 2 ст. 109, п. «г» ч. 2 ст. 238 УК РФ).

Следствие изучило трудовые документы начальницы и пришло к выводу, что она должна была оградить пешеходную зону вдоль дома в опасном месте, но не сделала этого.

Маргарита Аникина была шокирована таким поворотом дел — она полностью уверена в своей невиновности. Дескать, просто ее сделали крайней.

Злополучный дом 28

Еще до трагедии крыша дома 28 на проспекте Стачек нуждалась в ремонте. Большинство жильцов рассказали в суде, что их квартиры были испорчены серьезными протечками. Жилищники заключили договор с подрядчиком — ООО «АльфаСтрой-7». Тот нанял субподрядчика, и на крыше дома появились «рабочие азиатской внешности». Однако после этого ситуация только усугубилась. Жители дома красочно рассказали Кировскому райсуду о состоянии кровли той зимой: пока рабочие ремонтировали крышу, жильцы чувствовали себя как на войне — ходили, опасаясь попасть под снежную бомбу. Один из петербуржцев даже вспомнил, что за день до трагедии с Ваней упавшая сосулька серьезно покорежила автомобиль его соседа.

По словам Маргариты Аникиной, пока на крыше трудились субподрядчики, представители ее управляющей компании и шагу туда ступить не могли — у них просто не было права доступа. Казалось бы, все просто: кто ремонтирует крышу, тот и убирает снег и наледь с нее. Но виноватой все равно оказалась Аникина. Она работает в системе ЖКХ еще с советских времен, прошла долгий путь от рядового мастера до начальника. Видно, что ей неприятно быть ославленной на весь город.

— У меня всегда с собой оградительная лента была для опасных зон. Всегда! — рассказывает Маргарита Аникина в коридоре Кировского райсуда в ожидании слушания. — Да и сейчас эта лента лежит в машине... Целыми сутками напролет мы тогда работали на улицах, у нас выходной был только один день — 7 января... Все столы накрывали, а мы на улицах пахали...

В общем, пока крышу ремонтировали подрядчики, дом 28 оказался обделен вниманием жилищников. Но, судя по всему, убирать снег и наледь с крыши никто не собирался.

14 января 2011 года (то есть сразу после трагедии), как выяснил «МК»в Питере», Государственная жилищная инспекция Петербурга проверила ход уборки этого дома. И пришла к выводу: именно компания «АльфаСтрой-7» (генеральным директором которой, судя по открытой информации, является некий Дмитрий Алексеев, а в судах ее представляет Елена Ваганова) должна была убирать снег, но не обеспечила чистоту и безопасность вверенной ей территории. «Обществом не произведена очистка крыши от снега и наледи для предотвращения падения, опасные зоны не огорожены» — установила инспекция.

Подрядчиков привлекли к административной ответственности и даже оштрафовали на 250 тысяч рублей. Однако позиция «АльфаСтрой-7» (как следует из судебных документов) такова: мы зданием не владеем, а значит, и не должны были снег убирать, а только крышу ремонтировать. Компания подала иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, однако там только подтвердили вину подрядчика: «Общество в ходе производства работ по ремонту крыши обязано было обеспечить очистку кровли дома 28 по проспекту Стачек от снега и наледи».

Но почему-то в это же самое время под уголовный суд пошла именно Аникина.

Очень неудобное дело

1 год и 7 месяцев (!) в Кировском райсуде пытались доказать ее вину, а в итоге... дело вернули прокурору. Повод нашелся весьма формальный — адвокат Аникиной не мог осуществлять ее защиту, потому что представлял интересы свидетелей на предварительном следствии. Зацепившись за это нарушение, суд воспользовался своим правом вернуть это дело туда, откуда оно пришло.

Еще 1 год и 6 месяцев уголовное дело пролежало в прокуратуре... И только недавно вновь попало в Кировский райсуд, уже к другому судье, на новое рассмотрение. По словам защитника Аникиной Александра Цибизова, ничего нового и оригинального за это время в нем не появилось.

Между тем Маргарита Аникина могла бы признать себя виновной и уйти от наказания по статье «причинение смерти по неосторожности». Ведь срок давности за это преступление давно истек. Но она все еще ждет справедливости. Как Аникина призналась корреспонденту «МК» в Питере», она добивается полного оправдания.

Неизвестно, как долго дело будет рассматриваться судом. На данный момент исследуются показания потерпевших (жильцов 28-го дома). А в Петербург скоро придет зима. И уже сейчас жилищникам и подрядчикам можно сделать выводы из этой трагедии и предотвратить ее в будущем. Ведь вывод-то ужасающий: шестилетний ребенок погиб только потому, что взрослые не смогли разобраться, кто же все-таки должен чистить крышу.

 

Фото Замира Усманова

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах