Бюджетная рыба
Еще до введения российских контрсанкций представители компании X5 Retail Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», обещали, что резкого скачка цен не будет.
— Под резким скачком надо понимать увеличение стоимости товара более чем на 10 процентов за неделю, — говорит руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. — Как вы видите, такого удорожания нет. Но стоимость продуктов питания действительно растет, и связано это с тем, что поставщики продукции повышают на нее цены. Мы с ними ведем переговоры, пытаемся как-то договориться, но не всегда это получается.
По-видимому, неудачей закончились и «рыбные переговоры». Сейчас больше всего растет в цене красная рыба. Например, семга, лосось, форель, горбуша в августе подорожали у поставщиков на 10–12 процентов. Одна из причин этого — запрет на ввоз в Россию норвежской семги и форели. Но есть и другая проблема: так уж получилось, что в этом году улов российских рыбаков на Дальнем Востоке более чем скромен. Например, к середине августа 2011 года они наловили около 300 тысяч тонн красной рыбы, в 2012 году — примерно 190 тысяч тонн, в 2013-м — 150 тысяч тонн, а сейчас всего-то 92 тысячи.
Конечно, выросла в цене не только красная рыба. По мнению экспертов, это связано с тем, что покупатели, которые уже не имеют возможности приобретать дорогую форель, переключились на более бюджетные виды рыбы. А раз быстро растет спрос, то «подтянется» и цена.
Курица становится деликатесом
По данным Петростата, за август подорожало и мясо. Свинина стала дороже на 2 процента (бескостная — на 2,7 процента), говядина — на 1,2 процента. Но винить в этом подорожании только контрсанкции тоже нельзя. Как и в случае с рыбой, петербуржцам просто не повезло: сейчас запрещен ввоз в Россию свинины и говядины из некоторых стран бывшего СССР по ветеринарно-санитарным причинам. А именно: из-за разбушевавшейся африканской чумы свиней, вируса Шмалленберга (инфекционная болезнь, которая вызывает у крупного рогатого скота лихорадку, расстройство желудочно-кишечного тракта, не исключена возможность и заражения человека. — Ред.). А вот объяснить подорожание куриного мяса на 6,3 процента африканской чумой или контрсанкциями уже нельзя. Ведь курицей Россия практически полностью обеспечивает себя сама.
— Дело в том, что сейчас на курицу большой спрос, — объясняет Владимир Русанов. — Из-за подорожания мяса многие производители колбас и прочих мясных изделий стали заменять ингредиенты, допустим, из свинины или говядины куриным мясом.
Спрос увеличивают и сами покупатели. С подорожавшей свинины они переходят на птицу, что приводит, в частности, к росту цен на куриное мясо у оптовиков.
Бороться с такими недобросовестными поставщиками, которые искусственно завышают цены, обещали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Поможет ведомству и Смольный. Уже создан специальный штаб, который будет мониторить ситуацию и «применять санкции» за необоснованное повышение. Правда, далеко не все эксперты уверены, что это принесет результаты.
— Рост цен возможен и дальше, — считает Владимир Русанов. — Однако на сколько и на какие именно товары, сказать пока сложно.
А вот председатель Общественной палаты Ленобласти, руководитель «Леноблптицепрома» Юрий Трусов куда более категоричен.
— Ребята, вы меня удивляете, честно говоря. Цены будут расти на все и всегда. И какая разница — есть санкции, нет санкций, — говорит Юрий Трусов. — Пока повышается цена на энергоносители, сырье, будет расти и стоимость продуктов. Цены остановятся только тогда, когда люди перестанут покупать. Это же рынок!
Впрочем, не все так уж страшно. По крайней мере в августе Петростат не зафиксировал серьезного увеличения цен на кисломолочную продукцию: сливочное масло стало дороже всего лишь на 0,8 процента, творог — на 0,4 процента, твердый сыр — на 1,3. Более того, есть даже продукты, которые подешевели. Например, цена одного литра пастеризованного молока упала на 0,3 процента. Традиционно снизилась в августе и стоимость некоторых овощей: килограмм картофеля стал дешевле на 33,6 процента, лука — на 23,8. Конечно, когда осенний сезон закончится, эти продукты вновь подорожают.
Фото baikal24.ru
Кстати
18 яиц — прожиточный минимум
Прожиточный минимум в Петербурге за три летних месяца вырос на 2,8 процента. Трудоспособному петербуржцу, чтобы выжить, необходимо в месяц 8 тысяч 697 рублей, пенсионеру — 6 тысяч 270 рублей, ребенку — 7 тысяч 614 рублей. Напомним, прожиточный минимум устанавливается исходя из средних цен на товары и потребительской корзины. По мнению властей, работающий петербуржец каждый месяц может: совершить 52 поездки на общественном транспорте, съесть примерно 3,5 килограмма мяса, 11 килограммов овощей и фруктов, 18 яиц и выпить 18 литров молока.