МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

«Смерть» не все списала

 В конце минувшей недели в Государственной Полярной академии (ГПА) вручали дипломы выпускникам. Впервые за 5 лет после громкой истории с «убийством ректора» на этой церемонии не было Кермен Басанговой. Зато, тоже впервые за 5 лет, как почётный гость пришёл «заказчик убийства» — Владимир Лукин. 

И это была не просто рокировка: Министерство образования сменило ректора Полярной академии волевым решением. «МК» в Питере» сразу, еще в 2009 году, не поверил в «шокирующее покушение на беременную женщину». И предположил, что за всей этой мутной историей стоит попытка Кермен Басанговой и ее нежного друга «из МВД» Амбарцума Сируняна поставить под контроль питерский вуз и его финансовые потоки. И, кажется, мы оказались правы. В долгоиграющем скандале наступает развязка. «Жертва» оказалось не такой белой и пушистой (как на фото). Новый и.о. ректора академии Валерий Михеев на днях подал в полицию заявление с просьбой возбудить уголовное дело по фактам, которые стали вскрываться, едва он начал проверку деятельности своей предшественницы — Кермен Басанговой.

Воскресение назначено на среду

Во вторник, 21 апреля 2009 года, по стране разнеслась душераздирающая новость: ректор Государственной Полярной академии в Петербурге Кермен Басангова, молодая женщина — едва за тридцать, к тому же на последних месяцах беременности, — зверски убита (зарезана) на глазах у коллег во дворе вуза. Предполагаемый заказчик, сообщало следствие, задержан — это первый проректор ГПА Владимир Лукин. Он испугался, что Басангова заявит на него в милицию по поводу финансовых махинаций, — так разъясняли мотив преступления правоохранители.

А в среду, 22 апреля, выяснилось, что красавица-ректор жива и здорова. «Убийство» было инсценировкой — оперативным экспериментом с целью изобличить злодея. Остроты истории придавали личности: предполагаемого «заказчика», которому на момент покушения исполнилось 69 лет, и несостоявшейся «жертвы».

Как уже писал «МК» в Питере», Владимир Лукин был не только первым проректором ГПА. Он и его жена Азургет Шаукенбаева в начале 1990-х создали этот вуз, удержали его на плаву и добились для него статуса государственной академии и бюджетного финансирования. Шаукенбаева стала ректором, Лукин — её первым замом. Можно догадаться, каким авторитетом супруги пользовались не только в вузе, но и в Министерстве образования.

В 2003 году в Петербург из Калмыкии приехала Кермен Басангова. Ни жилья, ни работы у неё не было, а были двое детей. Шаукенбаева взяла её лаборанткой на кафедру, потом стала продвигать вверх «способную девочку». Та демонстрировала закономерное послушание и глубокую благодарность.

Осенью 2008 года Шаукенбаевой пришлось оставить ректорскую должность по возрасту. Но, разумеется, супруги не хотели терять бразды правления в вузе, который привыкли считать своим. И на выборах ректора пролоббировали кандидатуру послушной и благодарной Кермен. Не зная, что в ее жизни произошли кое-какие изменения и что авторитеты для неё сменились.

К февралю 2009 года, когда Кермен Басангова была утверждена в должности, она уже ждала третьего ребёнка. Отцом называли студента-заочника академии — в прошлом офицера-снабженца МВД, параллельно с учёбой — успешного бизнесмена Амбарцума Сируняна. Правда, в интервью «МК» в Питере» в мае 2009 года он уверял, что лишь «целовал в щёчку» мадам ректора. Но недавно сама Кермен Басангова в беседе с нами проговорилась и назвала его своим мужем.

Милицейский эксперимент

В Полярной академии стали говорить, что именно на мнение заочника-милиционера-бизнесмена Сируняна теперь и ориентируется Басангова. Пошли разговоры про фитнес-центры в спортзалах академии: дескать, оборудование закупили на деньги вуза, а потом оно куда-то делось. Про гостиницы в общежитиях, где селят без документов целые группы экскурсантов. Про столовую, где директоров обязывают отстёгивать «дань» в ректорат. Всё это Кермен Басангова опровергала в разговоре с «МК» в Питере».

— Чем плохо, если студенты совершенно бесплатно могут заниматься на тренажёрах? — обиделась она на обвинения.

А гостиницы, добавила экс-ректор, — так у них в уставе написано, что вуз должен заниматься коммерцией, наоборот — её ещё ругали, что, дескать, мало этой коммерции.

В Полярной академии говорили, что заочник Сирунян — человек с большими связями на прежней работе, в милиции, и может посадить любого. Рассказывали, что однажды в Ростове он разбил человеку машину, а потом на него же организовал уголовное дело. Сам Сирунян в интервью «МК» в Питере» утверждал, что это был не он, а его полный тёзка и однофамилец, хоть и признавал, что сам жил в Ростове как раз в то время.

Ходили в первые два месяца ректорства Басанговой и такие разговоры: хоть Шаукенбаева и ушла, но Лукин, оставшийся первым проректором, не позволит «девочке» и её другу «из МВД» наделать лишнего, всё-таки его авторитет высок. Но через 2 месяца, в апреле 2009-го, случился тот самый милицейский «оперативный эксперимент», результатом которого должен был стать вывод Лукина из игры. Он должен был оказаться очень далеко от Полярной академии и больше уже авторитетом своим не светить…

Практика показала, что «эксперимент» удался: после разыгранного милицией покушения на Басангову Лукин провёл больше года в «Крестах» и ещё полтора года следствия под подпиской о невыезде. В октябре 2011-го он был полностью оправдан, суд признал его невиновным в покушении. Однако вернуться в Полярную академию уже так и не смог: после череды судов о восстановлении ему сообщили, что вакансии для него нет.

Итак, от всяких дел в академии ее бывшие ректор Шаукенбаева и проректор Лукин с апреля 2009-го были отстранены. А дела там, как уже писал «МК» в Питере», шли весело. Это подтверждают сегодняшние открытия нового и. о. ректора Валерия Михеева.

Эффективный ректор неэффективного вуза

— Деньги в столовых принимались наличными и не сдавались в кассу, — рассказывает Валерий Михеев «МК» в Питере» о первых результатах ревизий.

Он выражается обезличенно. Однако не скрывает, что речь идёт о вполне конкретных персонажах, в частности — об экс-ректоре Басанговой.

— Насколько мне известно, столовой руководил родственник её близкого знакомого, — добавляет Валерий Михеев. — У нас есть показания прежних директоров столовой, у которых вымогали деньги.

В студенческом общепите, продолжает он, мыли и снова использовали одноразовую посуду, антисанитария царила ужасная. В ближайшие дни, по словам Михеева, он планирует подать ещё одно заявление — по поводу финансовых нарушений, найденных в работе студенческих общежитий. Возможно, этим дело не ограничится.

Кермен Басангова была вынуждена оставить пост ректора в феврале этого года. Истекли 5 лет, после которых главу вуза полагается переизбирать. Казалось, что Басангову ждёт новая пятилетка. Но в конце мая министерство спустило вузу «варяга» Валерия Михеева — бывшего главу Академии имена Макарова. Басанговой дали понять, что в выборах она вряд ли будет участвовать.

Возглавив вуз в ранге исполняющего обязанности (до выборов), Михеев начал проверять вверенное хозяйство. И убедился, насколько оно оказалось беспокойным. Ректорская пятилетка Басанговой со скандала началась, скандалами сопровождалась и, видимо, без скандала не завершится. Напомним, как трясло последние 5 лет этот вуз.

Едва стихла история с «покушением» — газеты написали о вопросах к общежитиям и столовым. Потом выяснилось, что полсотни выпускников получили дипломы, в которых вместо главы государственной комиссии почему-то расписалась секретарь ректора. У самой Басанговой сообщество «Диссернет» обнаружило проблемы с цитированием в кандидатской. А недавно на её проректора по воспитательной работе подали в суд по поводу плагиата в докторской. Наконец, последние 2 года академия числилась в перечне неэффективных вузов. Набор студентов сократился вчетверо, бюджетное финансирование урезали в разы.

Можно предположить, что Полярная академия в министерстве просто набила оскомину своими скандалами...

Ректорские полномочия Кермен Басанговой прекратились, как и положено по уставу Полярной академии, через 5 лет — в феврале 2014-го.

— Министерство образования должно было заранее назначить дату выборов, но оно её не назначило, — возмущается она. — Процедура не была запущена, все сроки прошли.

В феврале министерство временно назначило исполняющей обязанности ректора сотрудницу академии, а Басанговой пришлось опуститься до должности первого зама и завкафедрой. Правда, фактически она продолжала руководить, надеясь на переизбрание. Например, рассказывает сама Басангова, именно она ездила в ООН делать очень важный доклад — о «подготовке национальных кадров для Арктики». Но как раз в то время, когда она учила иностранных коллег, как надо работать, министерство и назначило Михеева.

На прошлой неделе, 24 июня, Кермен Басангова и группа поддержки провели митинг протеста «против разрушения вуза». Разрушает, по мнению «демонстрантов», новая команда. По этому поводу экс-ректор даже написала прочувствованное письмо президенту Путину.

Помимо увольнения её лично и ещё двоих проректоров (из них, отметим, один — тот, что теперь отвечает в суде по поводу плагиата), жалуется Басангова, Михеев «отменил участие Государственной Полярной академии в международном семинаре «Коренные народы: культурное значение и защита арктических святынь» (так в оригинале). Поставил «на грань срыва» проведение молодежного форума «Патриотизм — путь единения многонационального Российского народа и процветания России». Вывел из-под её, Басанговой, подчинения управление имущественным комплексом. Затеял проверку студенческих столовых, которые она, Басангова, курировала. И вообще начал проверять хозяйственную деятельность в вузе.

— Увеличен фонд оплаты труда, — продолжала она перечислять в разговоре с «МК» в Питере». — По моим подсчётам, это порядка 11 миллионов в год!

Закономерный финал

Едва Валерий Михеев занял место, на которое претендовала Басангова, его фигура стала обрастать слухами. Так, в телефонном разговоре с «МК» в Питере» человек, представившийся как бывший студент по имени Юрий Николаевич Белов, сообщил, что новый и.о., дескать, привёл девятерых своих замов, которым положил оклад аж 11 миллионов рублей (об этой сумме, заметим, говорила и Басангова). Однако в нашем распоряжении есть список членов учёного совета, из которого следует, что проректоров в вузе — четверо.

— И зарплаты у них те же, что были у их предшественников, — удивился вопросу сам Михеев. — Я оставил то количество проректоров, которое было при прежнем руководстве, просто назначил новых людей. Это в рамках закона: когда приходит новый ректор, прежняя команда уходит. При этом тех, кто реально работал, мы не увольняли, эти люди остались в академии на должностях заведующих кафедрами.

Но информационная война не стихает. На сайте gazeta.spb.ru к заметке о пожаре в Академии имени Макарова 8-летней давности вдруг появился свежий комментарий за подписью «Кермен Басангова»: «А теперь начальник университета того периода, Михеев Валерий Леонидович, пришел хоронить Государственную Полярную академию». Отметим, что трагедия в Макаровке случилась в 2006 году, когда Михеев не то что ее не возглавлял, а вообще там не работал. Он пришёл на год позже.

Если начистоту, то Кермен Басангова имеет право быть недовольной новым и.о. ректора. Он ведь не ограничился столовой и общежитиями. Комиссия пришла на кафедру государственного и муниципального управления, которой заведовала Басангова, и нашла нарушения уже по учебной части.

— Отсутствует учебно-методический комплекс, — говорит и.о. проректора по учебно-методической работе Иван Палкин. — Работа со студентами — это не формальность, как кому-то может показаться. Это самое главное. Журнал посещаемости тоже отсутствует — а это еще один ключевой документ, по которому можно определить, кто проводил занятия и кто на них присутствовал.

Впрочем, кто все-таки проводил занятия — выяснили: Басангова была на полставки оформлена профессором, а лекции вместо нее читала бывшая аспирантка академии.

— Мы попросили Кермен Маратовну написать объяснение, но пока его не получили, — уточняет Палкин.

И вряд ли, добавим, уже напишет. Понедельник, 30 июня, был последним рабочим днём Кермен Басанговой в Полярной академии, где она проработала больше 10 лет и где 5 лет была руководителем. Она, конечно, сообщила «МК» в Питере», что намерена судиться с новым руководством по поводу увольнения. Шансов выиграть у неё немного. Если только не случится что-нибудь экстраординарное — например, новое леденящее душу покушение на ее жизнь...

Фото vzov.ru

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах