— На балалайке я начал играть в 8 лет. По большому счету инструмент мне выбрали родители. А мне было все равно, лишь бы не на фортепиано. Сейчас я играю на балалайке прима, которой около ста лет. Ее изготовил мастер Семен Налимов. Это балалаечный «Страдивари».
— Сколько стоит старинная балалайка?
— Хорошая, уже отреставрированная балалайка может стоить до миллиона рублей. Но есть и еще одна проблема: не так-то и просто найти инструмент, который продается. Например, моя балалайка попала ко мне через третьи руки. Мне рассказали, что она долго где-то лежала, причем в довольно плохом состоянии. Ну, видимо, меня ждала. Бывает, старинные балалайки находят на всяких чердаках, в подвалах. Потом приносят «находку» специалистам, и выясняется, что это раритетный инструмент. Очень дорогой. А иногда люди приносят балалайки прямо к нам в оркестр. Некоторые из них уже даже не поддаются реставрации. И тогда они остаются у нас в музее. Это наши «пенсионеры».
— На «пенсионерах» никто не играет?
— На концертах с ними выступать, конечно, уже нельзя. А вот периодически играть на них необходимо. Как, впрочем, и на любом другом инструменте. Иначе он умирает. Возьмем, к примеру, скрипку Страдивари, которая стоит миллионы долларов и хранится где-нибудь в музее под стеклянным колпаком. Минимум раз в полгода приходит музыкант и специально на ней играет. Ведь что такое инструмент? Это кусочек дерева, которые вибрирует. И если его не разыгрывать периодически, то он как бы застывает.
— У балалаек есть характер?
— Безусловно! У моей, например, очень боевой. Мне достался инструмент, который хочет блистать.
— А бывает, что балалайка капризничает и никак не хочет играть?
— И такое тоже бывает. Музыканты по-разному объясняют это. Кто-то говорит, что у инструмента сегодня просто плохое настроение. И чтобы его поднять, надо поиграть на нем. Некоторые даже говорят со своей балалайкой, что-то нашептывают ей. Я этого не делаю. Но поцеловать инструмент иногда могу. Особенно после хорошего концерта. Молодец, не подвел. Но есть люди, которые объясняют «плохое настроение» своей балалайки законами физики. На улице одна температура и влажность, в репетиционном зале — другая, в концертном — третья. А улетел на гастроли, вышел из самолета — там вообще совершенно другой климат. Инструмент на все это реагирует. Вот и меняется характер звучания.
— Считается, что балалаечники очень долго живут и вообще хорошо выглядят.
— Возможно, это и так. По крайней мере моему педагогу больше 80 лет, а выглядит он просто отлично. Я иногда думаю, что секрет долголетия балалаечников заключается в способе игры на нашем инструменте. Музыканты совершают быстрые движения рукой, а это своего рода гимнастика, которую мы ежедневно делаем. А некоторые считают, что звуки балалайки очень близки по своей тональности к человеческому голосу. И если часто слушать ее, да и другие народные инструменты, то это хорошо скажется на здоровье. Некоторые наши слушатели после концерта говорят, что их самочувствие стало куда лучше.