МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Бесценный следственный комитет

Следователи потратили больше, чем вернули потерпевшим по громким антирейдерским делам

Преступников, коррупционеров, а с недавних пор еще и оппозиционеров ведомство Александра Бастрыкина искореняет за счет госбюджета. Что это за суммы — большая следственная тайна. Судя по всему, вполне оправданная. «МК» в Питере» подсчитал расходы выездной следственной бригады, работавшей в Питере почти пять лет, и поразился явному несоответствию затрат полученному эффекту. Сотни миллионов рублей были вбуханы на проживание и пропитание следователей в Петербурге, а на выходе случился пшик. Сфабрикованные уголовные дела, ложные показания свидетелей, служебные скандалы, увольнения следователей... Одним словом, рентабельности ноль. Так для кого был этот банкет?

«Папу» подкосил аппендицит

Выездную следственную бригаду Следственного комитета (СК) для работы в Петербурге формировали в 2007 году из перспективных кадров всей России. Цель перед ним поставили трудную, но почетную — покончить с рейдерством (захватом предприятий) в Петербурге. На борьбу с питерским криминалом из регионов было призвано порядка 40–50 человек, возглавил которых полковник Олег Пипченков. Вскоре глава СК Бастрыкин уже дарил ему наградной пистолет и хлопал по плечу: «Молодец!»

Бригада под руководством Пипченкова (подчиненные звали его «папой») возбуждала уголовные дела, отправляя за решетку известных в городе юристов, заслуженных оперативников. Для Пипченкова не было неприкасаемых. «Я портретам докладываю!» — поднимал он вверх указательный палец, играя роль злого демона для «жуликов и воров», которых он вызывал к себе на «приватный разговор» в кабинет на набережной Мойки.

Но в прошлом году «эпохе Пипченкова» пришел конец. Все завоевания следственной бригады в один миг перечеркнул один медицинский диагноз. Выяснилось, что операцию по удалению аппендицита молодому следователю Николаю Буеву оплатил его подследственный, питерский бизнесмен Олег Риферт. Выставленный счет (около 80 тысяч рублей) за лечение в престижном медицинском центре бизнесмен покрыл своей кредиткой. Улика была настолько очевидной, что Следственный комитет был вынужден отреагировать на нее служебной проверкой. Разразился грандиозный скандал. Ключевые свидетели по антирейдерским делам стали отказываться от своих показаний, говоря, что пошли на оговор под угрозами и шантажом. Уголовные дела стали рассыпаться на глазах.

Буев уволился из следственных рядов по собственному желанию, не дожидаясь окончания проверки, а его непосредственный начальник Пипченков был переведен на новую должность в Следственный комитет России по Центральному федеральному округу.


Кто погасил кредит на «Туарег»?

Но полковника Пипченкова отозвали из Петербурга не только из-за воспалившегося аппендикса его подчиненного и последовавшими исповедями фигурантов уголовных дел и даже некоторых следователей (см. «МК» в Питере» № 23 от 1 июня 2011 года, «Камикадзе из Следственного комитета»). Вслед за злополучным аппендицитом на божий свет вылез и автомобиль «Фольксваген Туарег», который Пипченков купил в питерском автосалоне. Как сначала предполагалось, покупка была совершена не без участия потерпевшего по одному из антирейдерских дел — бизнесмена Фаига Аскерова, который якобы внес в автосалон предоплату. Но в процессе расследования выяснились куда более занимательные подробности приобретения автомобиля. Оказалось, что покупку машины помогал оформлять некий Сергей Федоренко, муж (по одной информации, бывший, по другой — настоящий) Людмилы Федоренко, администратора гостиницы «Престиж» на Гороховой улице, где вот уже почти пять лет квартируют сотрудники следственной бригады! Следователи, правда, в усеченном составе и без главного своего заводилы Пипченкова по-прежнему работают в Петербурге... Есть даже информация, что Пипченков якобы зарегистрировался в квартире Федоренко, судя по всему, для того, чтобы оформить в Сбербанке кредит на покупку того самого «Туарега». Это стандартная схема, которую часто используют правоохранители средней и высшей касты, чтобы отвести от себя любую тень подозрений в коррупционном приобретении квартиры или машины. Вот и Пипченков, когда зазвучали вопросы о происхождении джипа ценой не менее 1 миллиона 300 тысяч рублей, когда он «всего-то» получает 65 тысяч, заявил: взял кредит в Сбербанке, отстаньте! И от него действительно отстали, служебная проверка СК ничего порочащего в действиях Пипченкова не нашла. Добавим только, что ежемесячный платеж за автомобиль составлял 38 тысяч рублей, и, по некоторым данным, эти деньги приносил в кассу автосалона почему-то именно Сергей Федоренко, жена которого работает в гостинице «Престиж» и лично знает полковника Пипченкова.


Пипченкову — джип, гостинице — 100 миллионов

Менять место проживания, рассказывают экс-сотрудники бригады, им было запрещено под страхом увольнения. Выбором отеля и последующим расселением, по их словам, занимался лично Олег Пипченков. Гостиница и в самом деле очень удобно расположена — в нескольких минутах ходьбы от здания Следственного комитета на Мойке. Но последующие события заставляют усомниться, что выбор отеля был продиктован только этим «географическим» признаком.

Так, благодаря, вольным или невольным, стараниям полковника юстиции Пипченкова отель «Престиж» на Гороховой за несколько лет, по самым скромным прикидкам, заработал на постояльцах из Следственного комитета не менее 100 миллионов рублей! Просто фантастический заработок для любого питерского отеля такого уровня, как «Престиж», учитывая короткий питерский туристический сезон. Низкий сезон — с октября по март — в Петербурге обычно «мертвый», бой в гостиницах идет за каждого постояльца. А тут круглый год номера битком, клиенты все положительные (офицеры как-никак) и платят без задержек. Тот же оскандалившийся Николай Буев исправно предоставлял счета к оплате в СК России, даже когда находился на больничной койке. В номере все это время проживала его подруга — официантка Надя из Казани...

А расклад по ценам выглядит так: каждому следователю выделяли, по личному указанию Быстрыкина, по 2500 рублей в сутки на проживание в гостинице. Итого в месяц — 75 тысяч рублей. Опустим тот момент, что на эти деньги можно арендовать роскошную квартиру в центре Питера или, на худой конец, снять за 20 тысяч приличную «однушку» в спальном районе. В Следственном комитете посчитали, что всем следователям нужно жить под одной крышей. Пипченков объяснял подчиненным, что за каждым из них охотится оргпреступность Петербурга, а потому «нам надо держаться вместе». Какое-то время следователей все устраивало, но затем финансирование сократили. Приезжающим из регионов сотрудникам уже выдавали по 1900 рублей в сутки на гостиничный номер. Люди стали искать себе места в других отелях города, тем более что выбор оказался большой — за те же деньги можно было устроиться в более комфортных условиях. Но «беглецов» чуть ли не насильно возвращали обратно. Рассказывают, что на одном из рабочих совещаний Пипченков строго-настрого запретил сотрудникам искать себе другое жилье и фактически приказал заселяться в номера по двое. Таким образом, номер стоил уже 3800 рублей в сутки.

Количество следователей, проживающих в «Престиже», составляло от 25 до 50 человек. В среднем выходило около 30 человек. А всего на обслуживание жизнедеятельности одного сотрудника СК в течение 40 дней (это стандартный срок командировки) выделялось 114 тысяч рублей. Берем калькулятор: на командировочные расходы, перелеты-переезды, суточные, оплату гостиницы было потрачено более 156 миллионов рублей! А ведь следователи еще получали зарплату — от 30 до 40 тысяч рублей. Считаем по минимуму, но все равно получается впечатляющая сумма в 50 миллионов рублей.
Итого, по самым скромным подсчетам, пятилетняя работа выездной следственной бригады в Петербурге стоила госбюджету более 200 миллионов рублей! Половина этой суммы ушла на оплату номеров в «Престиже». Гостиничный бизнес бывает очень, очень выгодным.


Рапорт замедленного действия

Весь минувший год в Следственном управлении по Северо-Западу расследовалось уголовное дело по ст. 187 УК РФ «Изготовление или сбыт поддельных платежных документов», в котором фигурировал Фаиг Аскеров — тот самый, что якобы вносил за Пипченкова предоплату за джип. Но 14 мая дело было прекращено. Видимо, стало ясно, что в нем маячит совсем другой состав преступления. По информации «МК» в Питере», следователь написал рапорт об обнаружении в действиях Олега Пипченкова и еще нескольких его коллег признаков преступления по ст. 285 ч. 1 («Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы»). Рапорт был направлен для рассмотрения руководству. О его реакции пока ничего не известно. Но, скорее всего, делу хода не дадут. Если доказать связь между баснословными заработками конкретной питерской гостиницы и покупкой «Фольксвагена Таурег», то получится тот самый хрестоматийный откат, с которыми так рьяно воюет Следственный комитет. А это уже «пятно на мундире», не отмыться.

Дьявол кроется в деталях. Небольшая питерская гостиница, большой красивый джип — и вот уже серьезный драматургический ход. Как в той истории с аппендицитом — воспалившийся отросток кишечника следователя Буева похоронил карьеру Пипченкова в Петербурге. «Фольксваген Туарег» Пипченкова вполне может «переехать» главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина...

P. S. «МК» в Питере» отправил в Следственный комитет РФ официальный запрос с просьбой представить информацию о сумме затрат на командировочные расходы выездной следственной бригады под руководством Олега Пипченкова. О полученном ответе мы обязательно сообщим нашим читателям.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах