Остальным секторам оставалось лишь задаваться вопросом о загадочном поведении фанатов. Наибольшее распространение получил слух, что таким образом ультрас отреагировали на слабую игру зенитовцев в кубковом матче с «Динамо» (некоторые даже заподозрили, что он договорной). Мы пообщались с одним из представителей фан-виража, пожелавшим остаться неизвестным. Он категорически опроверг эти измышления:
— Фанаты принципиально стараются воздерживаться от упреков в адрес футболистов по поводу плохой игры. В отличие, скажем, от Романа Широкова, который после матча с АПОЭЛом обвинял нас в потере двух очков. Несомненно, в тот раз вираж переборщил с пиротехникой, но ведь гораздо чаще очки теряются по вине самих игроков. Мы же их никогда не обвиняем в этом.
Как оказалось, уход с трибун стал ответом ультрас на действия полиции, запретившей заранее подготовленный и согласованный с клубом и Премьер-лигой перформанс. А началось все опять с пиротехники. На ту самую кубковую игру с «Динамо» фан-вираж сумел пронести несколько десятков файеров и дымов и во втором тайме пустил весь свой арсенал в ход. Однако этого фанатам показалось мало. На их официальном сайте «Ландскрона» появилась новость со словами благодарности высоким полицейским чинам города за помощь в проведении данной акции. Поговаривают, что потом эти два офицера получили форменный разнос от начальства и за то, что не уследили за ультрас, и за то, что стали объектом насмешек со стороны фанатского сайта.
Так или иначе, говорят, полицейские задумали отомстить виражу за этот инцидент. Подходящий случай представился уже через четыре дня. К матчу с «Рубином» фанаты подготовили масштабное шоу, на этот раз абсолютно легальное, без пиротехники. Его изюминкой должен был стать огромный баннер, содержание которого до сих пор держится в секрете. Однако, как уверяют сами ультрас, ничего предосудительного или запрещенного там изображено не было. По их словам, этот рисунок демонстрировался и представителям клуба, и делегату Премьер-лиги, и никаких нареканий со стороны этих официальных лиц не вызвал.
Камнем преткновения стал полицейский кордон на пути к секторам «Петровского». Блюстители правопорядка заявили, что поскольку на картине нет изображения футбольного мяча, то к игре она никакого отношения не имеет и на стадионе ей делать нечего:
— В Москве мы уже привыкли к запретам наших шоу по надуманным причинам, — признается собеседник газеты. — Помнится, там нам запрещали проносить на трибуну баннер одной из фан-группировок, на котором был изображен кот. Полицейские (вернее, тогда еще милиционеры) заявили, что у кота недобрая улыбка, наверное, он — экстремист. Также тотальному запрету подлежали все надписи на английском языке, популярном в ультрас-культуре. К сожалению, сотрудники органов охраны правопорядка, работающие в «Лужниках» и на «Локомотиве», слабы в языкознании, английским не владеют и очень боятся, как бы мы не пронесли на трибуны какие-нибудь запрещенные лозунги на чужом языке.
Так или иначе, но в результате противостояния фанатов и полиции без частичной поддержки осталась команда. Можно только предполагать, как играли бы петербургские футболисты в неудачно сложившемся для них втором тайме, если бы за их спинами были ревущие и гонящие их вперед трибуны фан-виража. Отметил это после матча и Лучано Спаллетти:
— Мы никаких баннеров не запрещали. Мы — это команда. А пострадали именно наши футболисты. Я уже не раз говорил, что нам проще играть, когда весь стадион ведет нас вперед, а в этот раз мы остались без его внушительной части.
Поговаривают, что в отделах по работе с болельщиками ведущих клубов России рассматривается вариант, по которому футбольные команды будут переходить на практику хоккейных: стараться привлекать на стадион как можно меньше фанатов и как можно больше людей респектабельных и семейных. Причин тому несколько: во-первых, клубы уже порядком достали малоконтролируемые фанаты, способные на любой, даже самый глупый поступок, который может даже помешать родному клубу (вспомним хотя бы пиротехническую акцию фанатов «Зенита» в матче Лиги чемпионов, которая чуть не стоила петербуржцам технического поражения). Во-вторых, фанаты — самая несостоятельная часть болельщиков, приносящая в казну клуба наименьший процент от всех денежных поступлений. Ориентироваться на такой болельщицкий актив не имеет смысла, особенно если в дальнейшем в России будет принят закон о финансовой «фейр-плей», который обяжет все клубы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. А пока же, как «МК» в Питере» отмечал в одном из прошлых номеров, «Зениту» самостоятельно приходится оплачивать часть «выездов» собственных фанатов для поддержки команды. К добру такая позиция, как мы видим, не приводит.