Двойная роль Безрукова
Имя актера таили, как могли. Хотели то ли привлечь зрителя интригой, то ли избежать излишне пристального внимания к гриму и технологиям. Дескать, смотрите, перед вами не актер, а сам Высоцкий, живой.
На главного актера накладывали высокотехнологичный грим. И только потом выпускали на съемочную площадку. Но за пять лет кинопроцесса предотвратить «утечку информации» было невозможно. Ходили слухи: легендарного поэта играет Сергей Безруков.
Уже в самом фильме создатели вдруг сами раскрыли карты. В первых кадрах рядом с загримированным «Высоцким» на несколько секунд появляется Сергей Безруков, без грима. С растерянным видом он смотрит на великого поэта, ожидая от него совета – как ему, молодому коллеге, держаться на сцене. И «Высоцкий» направляет его… После этого Безруков в узнаваемом обличье исчезает из картины вообще. Остается только «Владимир Высоцкий».
Очевидно, звезда первой величины мелькнула на несколько секунд в фильме неслучайно. Зрителю намекнули: вот он – тот самый актер, сыгравший легенду (да и сам Безруков получил официальное право все-таки быть записанным в титры). Кроме того, специфическая походка и осанка выдают Безрукова моментально.
Носоздатели картины отчего-то продолжают хранить секрет Полишинеля.
Это не Безруков. Мы сами ничего не знаем, - лукаво отвечает «МК» в Питере» режиссер Петр Буслов.
Это Алена Апина! - шутит Иван Ургант, сыгравший друга Высоцкого.
Мы ничего не скажем, - солидарен Никита Высоцкий.
Между тем, пожалуй, это лучшая актерская работа Сергея Безрукова, успевшего сыграть многих великих - от Есенина до Иисуса Христа. Его «Высоцкому» - веришь. Несмотря на то, что из-за сложного грима актеру порой трудно открывать рот.
Ломки великого поэта
Фильм повествует о том драматическом времени, когда Владимир Семенович колет себе морфий и на гастролях в Узбекистане переживает клиническую смерть. Это реальный факт. Наряду с этим Высоцкий сталкивается с предательством близких друзей, преследованием офицеров КГБ и нелегким выбором: «ходить всю жизнь на поводке» у властей или отправиться в тюрьму. Это тоже правда, но художественная.
- В фильме 10 процентов реальности, - рассказал сценарист, сын поэта Никита Высоцкий. – Но остальное - не вымысел, не вранье или украшательство – а фантазия, художественная правда. Более того, я разговаривал с офицером КГБ, работавшим в то время в Узбекистане, - история с преследованием отца могла быть такой, как в фильме.
- Мы сделали кино про настоящего художника со всеми его проблемами, - говорит Максим Леонидов, сыгравший импресарио Высоцкого. - Сегодня все больше халтуры, которую выдают за искусство. А Владимир Высоцкий был настоящим Художником…
Главная проблема великого Высоцкого в фильме замыкается на наркотической зависимости. Его ломкипоказаны честно, но без излишней «чернухи». Для многих поклонников Высоцкого это его пристрастие до сих пор было неизвестно.
- Если люди узнают – отвернутся, - шантажирует Высоцкого в фильме полковник КГБ (Андрей Смоляков), показывая на ампулы с морфием.
- Отвернутся? Значит, не любили… - звучит голос Владимира Семеновича. - А вдруг… не отвернутся?..
Судя по реакции зрителей, смахивающих слезы после просмотра, поверили и не отвернулись…
«Высоцкий» - незамысловатая картина о кумире, предательстве, дружбе, любви, творческом кризисе и ушедшей эпохе, - профессионально сделанный фильм, доступный для понимания массовому зрителю.