МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Тайна гибели «К-8»

Неизвестные подробности первой катастрофы с советской атомной подлодкой

«Ваш сын погиб и похоронен в море с почестями» — это все, что знали о судьбе старшего матроса Николая Комкова с подводной лодки «К-8» его близкие. Только 43 года спустя им стали известны подробности его героической смерти. В минувшую пятницу из Петербурга в эстонскую Нарву была торжественно передана капсула с водой из Бискайского залива, где покоятся подлодка «К-8» и 52 члена ее экипажа. Это была первая трагедия с советской атомной субмариной, которая едва не стоила жизни и здоровья миллионам европейцев.

Невезучая лодка

Об этой трагедии известно гораздо меньше, чем о гибели подлодок «Комсомолец» и тем более «Курск». Четверть века о «К-8» нельзя было рассказывать. А потом уже о ней не вспоминали за давностью лет. Этот атомный ракетоносец первого поколения спустили на воду в мае 1959 года. В первые два года эксплуатации на нем произошли три аварии, связанные с повреждением атомного реактора. Но лодку подремонтировали, и она продолжила выходить в море.

— В сентябре 1969 года мы находились в Норвежском море, несли боевую службу, выполняли научные задания. При очередном погружении нос вдруг стал проваливаться, а корма задираться, — вспоминает один из выживших участников последнего похода «К-8» капитан II ранга запаса Станислав Посохин. — Дифферент достиг 45 градусов. Тогда нам удалось быстро всплыть, а на поверхности выяснилось, что у всех гирокомпасов и гироазимутов шкалы перевернулись на 180 градусов.

В марте 1970 года «К-8» возвращалась на базу — в поселок Гремиха Мурманской области — с боевого дежурства из Средиземного моря. Но 1 апреля поступило новое задание. Лодку отправили участвовать в масштабных учения ВМФ в Бискайский залив. А 8 апреля на ней начался пожар.

Огонь и угарный газ распространялись по всем помещениям лодки очень быстро. По сигналу тревоги экипаж занял свои места и задраил переборки между отсеками, чтобы остановить пожар. Но из-за этого многие моряки задохнулись.

— Мой муж Валентин Хаславский был командиром главной энергетической установки (ГЭУ). Он и еще трое человек вручную останавливали реактор, так как автоматика отключилась, — рассказывает вдова офицера Тамара Хаславская. — В их отсеке было безумно жарко, но они успели сделать порядка 600 оборотов специального барабана, остановить ядерную реакцию и тем самым предотвратили атомный взрыв, который мог быть в десять раз сильнее чернобыльского.

Лодка в этот момент находилась в 490 километрах от берегов Испании. Если бы реактор взорвался, радиоактивным облаком могло бы накрыть пол-Европы. Вся смена ГЭУ подлодки погибла на своем посту. Люди сгорели заживо. Судя по тому, что стенки люков их отсека оплавились, температура внутри доходила до 2000 градусов. Но офицеры до конца выполняли свой долг.

Кок погиб за друга-матроса

Тем временем в других отсеках также шла борьба за жизнь. В центральном по тревоге занял свое место и старший матрос Николай Комков. Ему был всего 21 год. Матрос-срочник служил на подлодке коком.

 

— Он был призван на флот в 1968 году из Липецкой области, где мы тогда жили, — рассказала сестра матроса Любовь Степченко. — Брат пошел в армию вопреки воле матери, хотя мог получить отсрочку, так как заканчивал учебу в техникуме. Когда мама узнала, что он призван, то отстегала его как мальчишку мокрым полотенцем.

Но Николай очень хотел служить именно во флоте. После призыва полгода отучился в Ленинграде, а потом был отправлен на Северный флот, на ту самую «К-8». В деревне у него оставалась невеста Галя. Она работала почтальоном и первая получала Колины письма.

— Он писал, что ему все очень нравится и что он хочет остаться на сверхсрочную службу. Мать снова ругалась. Но он обещал приехать в отпуск и обо всем с ней поговорить, — говорит Любовь Степченко.

Семья очень ждала Николая. Но больше года от него не было никаких вестей. Родственники к тому времени перебрались жить из Липецкой области в Эстонию.

— А в 1971-м нам написала наша бабушка из деревни, она возмущалась, почему мы не рассказываем ей о смерти Коли. Она об этом узнала в местном военкомате. А до нас никакие сведения не доходили. Тогда мать собрала вещи и уехала выяснять, что случилось, — вспоминает Степченко.

Военком сначала вообще сказал женщине, что ее сына смыло за борт. Бабушка показала похоронку. И никаких подробностей. Только недавно родственники узнали, что Николай погиб во время пожара на подлодке, но в конце жизни он спас товарища.

— Их было несколько человек в центральном отсеке. Дыхательных аппаратов на всех не хватало. И кок Комков отдал свой другу, тоже матросу, — говорит руководитель движения «Вахта памяти» Марина Русина. — Тот человек спасся. Он жив до сих пор. Но он не хочет рассказывать о себе, говорит, что «не может примазываться к чести погибших товарищей». Он лишь обмолвился, что в тот момент взял аппарат у Николая, потому что от удушья уже плохо соображал. Но он благодарен матросу Комкову за свое спасение и понимает, что обязан ему своей жизнью. Кстати, на лодке погиб и второй кок — Башир Инамуков. Он тоже отдал свой дыхательный аппарат другому матросу…

Посмертно Николая Комкова наградили орденом Красной Звезды.

Секретную лодку не торопились спасать

— Из матросов на той подлодке погибли 18 человек. И если родственники офицеров спустя какое-то время все-таки узнали о судьбе своих мужей и сыновей, то семьи рядовых до наших дней оставались в неведении. Ведь срочников призывали из глухих деревень со всей России, их близкие просто не знали, где и как искать информацию о погибших, — посетовала Марина Русина.

Она работает в Университете морского и речного флота имени Макарова. Несколько лет назад Русина познакомилась с Тамарой Хаславской, вдовой офицера, спасшего мир от ядерной катастрофы, которая к тому времени собрала информацию о всех погибших моряках с «К-8», получила копии их личных дел и фотографии.

— В 2010 году, к 40-й годовщине гибели подлодки, по моей просьбе моряки из Макаровки, ходившие на торговых судах, сделали забор воды с места, где лежит «К-8», — объяснила Марина Русина. — Эту воду мы теперь разливаем по колбам и передаем родственникам погибших матросов. Николай Комков стал шестым, чьи близкие получили такую символическую капсулу.

В пятницу ее подзахоронили в Нарве на кладбище рядом с могилой матери Николая. На церемонии присутствовали его сестры и отец.

— А первым в нашем списке матросов, чьих родных мы разыскали, был Юрий Печерских. Деревни, где он жил, уже давно нет на карте. В соседнем поселке нам удалось разыскать его бывшего учителя и через него выйти на родственников. Оказалось, что Юрий был из многодетной семьи. Его очень любили и ждали. А погиб он не от пожара, а утонул в ночь на 12 апреля, до конца борясь за свою подлодку, — рассказала Марина Русина.

«К-8», в трюмах которой бушевал пожар, смогла всплыть. Большая часть экипажа поднялась на палубу и в верхние отсеки, где можно было дышать. Первым терпящую бедствие субмарину заметил канадский танкер, но он прошел мимо. 10-го числа к лодке приблизился болгарский сухогруз, которым командовал советский капитан. Только со второй попытки ему удалось сообщить в Москву о «К-8». В штабе ВМФ не сразу признали, что наша АПЛ находится в Бискайском заливе.

Прощальное послание командира

В ночь на 11 апреля к лодке подошли три советских торговых судна. Моряков пересадили к ним на борт. Но командир Всеволод Бессонов остался на своей подлодке. Он хотел спасти ее, удержать на плаву до прихода буксиров.

— С ним остался еще 21 человек. Все добровольцы. Причем брали только неженатых и из многодетных семей, понимая, что лодка может затонуть в любой момент, — отметила Русина.

Ночью начался шторм.

— 12 апреля около 6 часов утра по московскому времени я почувствовал сильный глухой гидравлический взрыв, затем второй, но послабее, и потом все стихло, — вспоминает Станислав Посохин. — Как мы предполагали, лодка кормой ушла в воду, в аккумуляторной яме стал скапливаться водород, и начал вытекать электролит. Из-за этого произошел взрыв.

Стоявшие неподалеку советские суда направились к месту, где стояла подлодка. Но она уже ушла на дно, на глубину 4650 метров, увлекая за собой и свой последний экипаж.

— Освещая беснующуюся воду прожекторами, моряки с наших сухогрузов спустили шлюпки, они надеялись обнаружить кого-то из наших товарищей. Найти удалось только тело командира. Его подтянули к борту, но набежавшая волна подняла и отбросила шлюпку в сторону, и спасатель выпустил руку Бессонова. Его тело исчезло под корпусом сухогруза. А в руках у того человека осталась лишь книжка «Боевой номер», в которую были вписаны все остававшиеся на «К-8» подводники.

На вторые сутки поисков обнаружили труп командира электротехнического дивизиона капитана III ранга Владимира Рубеко. В тот же день его захоронили по морскому обычаю, спустив тело в воду. Больше никого ни живым, ни мертвым обнаружить не удалось. Всего из 125 членов экипажа АПЛ погибли 52 человека.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах