Ну как поплавали: в каком состоянии находятся туристические суда города и что делается для предотвращения аварий

Пик туристического сезона всегда сопровождался прогулками по рекам и каналам города. Также традиционно каждый год появляются новости о происшествиях с плавсредствами. То водный трамвайчик опору моста заденет, то теплоход на мель сядет. Будто в предыдущие годы не было ни мелей, ни мостов.

Ну как поплавали: в каком состоянии находятся туристические суда города и что делается для предотвращения аварий
Экскурсии по рекам и каналам пользуются спросом у туристов. Фото автора

В этом году истории с таранами переправ уже зарегистрированы. Самое жуткое в них то, что капитаны, похоже, не справились с управлением из-за того, что были пьяны. Чудом никто из экипажа и туристов не пострадал. Однако такие истории бросают тень на всю сферу водного туризма и заставляют задуматься: а насколько безопасен такой вид отдыха?

Чтобы проверить, как бизнесмены на воде обращаются с туристами и насколько бережно относятся к Петербургу, я решила лично прокатиться на одном из прогулочных катеров и оценить представленный в городе сервис. На примере среднестатистического плавсредства и его пассажиров стала видна вся картина происходящего в отрасли. Как бы бизнесмены ни ухаживали за своими корабликами, в очередной раз заливая их краской, достаточно одной прогулки, чтобы оценить все «прелести» предоставляемого сервиса. А о безопасности на судне и поведении пассажиров ведомствам можно писать отдельные инструкции.

В жаркий воскресный день я выбралась из прохлады квартиры в изнывающий от зноя и духоты город. В этот день точками притяжения было все, что сулило прохладу, — холодильники с водой в магазине, свежесть рек и каналов города. Вполне ожидаемо водные артерии любимого Петербурга оказались забиты плавсредствами разных габаритов. Одни двигались стройным караваном, другие неслись, разгоняя волны и обдавая прохожих на набережных брызгами.

Точек посадки на водный транспорт в городе много, и у каждой стоят зазывалы, обещая незабываемую поездку и море впечатлений. О безопасности, однако, ни слова.

Мой выбор пал на небольшой причал напротив универмага «У Красного моста». На самой переправе очень бойкая дама с мегафоном буквально уговаривала прохожих прокатиться по рекам и каналам, что в целом ей удавалось. Однако на подходе к ней меня перехватила другая, не менее активная женщина и с ходу озвучила маршрут, расписав его во всей красоте. В конце повествования она озвучила цены: 1000 руб­лей для взрослых, 800 — для льготников (пенсионеры, студенты, учащиеся и другие льготные категории граждан), 600 — для детей. Так как на телефоне еще сохранилась фотография студенческого билета, мне удалось сэкономить. Путешествие, во время которого можно с воды полюбоваться на несколько достопримечательностей Петербурга, длится час.

В этом году отдых на воде стоит около тысячи рублей с человека. Фото автора

И вот я, зажав в руке чек-билет (да-да, билетом служит самый обычный чек из переносной кассы), поднимаюсь на борт судна. В глаза сразу бросается то, что катер перекрашивался неоднократно — это видно по местам, где краска облезла. Но внимание от потрепанного экстерьера быстро отвлекают на себя молодые симпатичные стюарды.

Увидев на палубе ничем не закрепленные обычные стулья (причем металлические), я решила, что безопаснее всего устроиться на корме, там находилась устойчивая скамья с мягкими подушками. Другим пассажирам, в том числе с детьми, пришлось на свой страх и риск рассаживаться на не внушающих доверия стульях, которые при любом толчке могли скинуть с себя седока. Я ­почему-то была уверена, что все тяжелые предметы на борту, в частности кресла на палубе и столы в кают-компании, должны быть жестко закреплены.

Спасательных жилетов, которыми должен быть обеспечен каждый пассажир прогулочного судна, под ярко-синими стульями не наблюдалось, как и в принципе в зоне видимости. Где их брать, если что, экипаж разъяснить не удосужился. Зато предложили зонтики от солнца.

Удобство туриста — дело самого туриста

Контингент на палубе прогулочных катеров собирается самый разный — в Петербург приезжают туристы как из регионов России, так и из стран ближнего зарубежья. Мне запомнилась семейная пара, сидевшая передо мной. Глава семейства половину поездки ходил по палубе, показывая ­кому-то по видео­связи красоты Петербурга, и громко (дабы перекричать шум двигателей) рассказывал ­что-то на неизвестном мне языке. Его предположительно супруга и дочь долгое время не могли справиться с взятым у стюарда зонтом. Держать его ровно при учете ветра у дам не получалось. В итоге при очередном порыве я получила этим самым зонтиком по голове. Мою просьбу крепче и ровнее держать аксессуар женщины, похоже, просто не поняли. В конце концов, после того как ситуация «удар по голове — возмущение» повторилась несколько раз, злополучный зонт был сдан члену экипажа.

Стюарды, к слову, за ситуацией на палубе, похоже, не особо следили. Несмотря на озвученный при посадке на борт запрет на курение, один из пассажиров смолил во время путешествия. Правда, пытался делать это украдкой.

Зато дети нарушать правила безопасности не стеснялись: они бегали по палубе, прыгали, тянули руки к сводам мостов, под которыми проходило наше судно. К моему ужасу, некоторые родители не только не осекали своих деток, но и просили повторить то или иное действие, чтобы сделать эффектные кадры. Кажется, никто не задумывался о том, что распороть ладонь об острый камень или железную скобу — ничего не стоит.

На случай ЧП на судне должны быть средства спасения. Фото автора

Устойчивость стульев пассажиры имели возможность проверить, когда наш катер поворачивал с Фонтанки в Крюков канал. Шедшее перед нами судно, имевшее габариты значительно большие, чем у нашего корабля, подняло солидную волну. Наше судно закачало так, что один из юных шалунов не удержался на ногах. Стулья под пассажирами на пару сантиметров сдвинулись со своих мест, чтобы не упасть с них, несколько человек схватились руками за ограждения бортов. Нас явно сносило к каменной опоре Смежного моста. Только благодаря мастерству капитана мы вошли под мост сантиметрах в пяти от опоры, а потом волной нас «сдвинуло» к центру канала. Ситуация повторилась чуть позже у Поцелуева моста.

Впрочем, гораздо больше пугали не такие моменты, а снующие по рекам и каналам водные мотоциклы. Они на большой скорости пролетали мимо, обрызгивая попутно находящихся на палубах туристов, и вклинивались между туристическими катерами.

Есть чего бояться

К слову, ЧП с водным транспортом в Петербурге периодически случаются. Так, 8 июня сотрудники ГИМС, остановив яхту для проверки документов, попросили ее водителя — 39‑летнего жителя Выборга — пройти медосвидетельствование. После того как мужчина отказался, его задержали, а судно на тросе отбуксировали на стоянку.

15 июня теплоход, на борту которого находилось 39 пассажиров, зацепил опору Дворцового моста. После этого судно развернуло, и оно вновь задело мост. После того как плавсредство пришвартовалось у Адмиралтейской набережной, капитану пришлось объясняться с полицейскими. 17 июня его арестовали.

Предыдущие сезоны тоже не прошли без инцидентов. По данным Главного управления МЧС России по Петербургу, в 2021 году произошло четыре аварии с маломерными судами.

12 июня на Финском заливе перевернулась моторная лодка с тремя людьми на борту. Причиной ЧП стало «плавание в сложных гидрометеорологических условиях».

22 июня из-за нарушения правил плавания у 2‑го Елагина моста на Средней Невке моторная лодка с пятью человеками на борту столкнулась с теплоходом.

26 июня на Петровском фарватере столкнулись гидроцикл и теплоход на подводных крыльях.

10 июля в Дудергофском канале моторка с пассажирами врезалась в шпунтовое ограждение стройплощадки. В последних двух случаях причинами ЧП стало «нарушение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах».

Эксперты дел корабельных

В МЧС подчеркнули, что чаще всего ЧП на воде случаются из-за несоблюдения правил маневрирования, превышения скоростного режима и невнимательности судоводителя.

Как объяснила руководитель практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-Консалт» Дарья Титкова, правонарушения, за которые обычно штрафуют капитанов или пассажиров плавсредств, отражены в КоАП РФ.

Дороже всего (штраф от 10 до 25 тысяч) обойдется плавание на незарегистрированном или неисправном судне, а также управление судном лицом, не имеющим прав. За отсутствие документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета, документов на плавсредство) придется отдать 100 руб­лей. В худшем случае сотрудники ГИМС задержат судно.

На 300–500 руб­лей могут оштрафовать за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров (например, отсутствие спасательных жилетов), а также правил разгрузки и погрузки судна.

Превышение скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, нарушение правил маневрирования, а также правил подачи звуковых сигналов грозит штрафом 500–1000 руб­лей.

По сути, сумма двух билетов легко перекрывает штраф за мелкое нарушение. А на рейс продают около 40 «проходок».

По мнению эксперта Дарьи Титковой, повышение штрафов вряд ли кардинально изменит ситуацию. Например, в Европе могут оштрафовать и на сотни, и на тысячи евро, но при этом нарушителей на воде там не меньше, чем в России.

«Возможно, эффективным методом профилактики нарушений могло бы стать повышение уровня ответственности в случае неоднократности (систематичности), например, с каждым последующим правонарушением ответственность увеличивалась бы в двой­ном размере», — отметила Дарья Титкова.

Постскриптум

Честно говоря, если бы не редакционное задание, я бы на такую поездку не решилась. Во-первых, развлечение это оказалось не очень безопасным. Во-вторых, по моему мнению, не стоит своих денег. Для сравнения: в прошлом году я с друзьями арендовала прогулочную яхту, которая два часа возила нас по рекам и каналам. Экскурсии не было, но зато у нас была своя компания, накрытый стол и вежливые, внимательные стюарды. Все это нам обошлось в 1500 руб­лей с человека.

Кататься на туристических корабликах, конечно, можно. Да, город с воды прекрасен, но не стоит садиться на первое же судно, куда вас будут зазывать. Погуляйте по красивым набережным, присмотритесь к туристическим катерам и выбирайте тот, который будет отвечать всем вашим требованиям и представлениям о безопасности. А главное, пока будете прогуливаться, не забывайте наслаждаться видами — Петербург прекрасен всегда, а летом особенно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру