Санкт-Петербург готовится к масштабному дорожному обновлению: в 2025 году планируется привести в порядок свыше 2 миллионов квадратных метров покрытия, что потребует увеличения производства асфальтобетона на четверть. При этом город делает ставку на инновационные экологические технологии, которые позволят минимизировать воздействие на окружающую среду во время беспрецедентных по масштабу ремонтных работ, пишут «Ведомости Северо-Запад».
Масштабы программы
За три года реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Петербурге обновили более 500 километров улично-дорожной сети. В 2025 году потребление асфальтобетона вырастет на 15-25%, прогнозирует генеральный директор ООО «Мегалит» Игорь Михеенко.
Рост спроса обусловлен строительством Большого Смоленского моста и Южной широтной магистрали, но основным драйвером остается плановое обновление существующих дорог. Михеенко отмечает, что увеличение нагрузки связано с потребностями новых магистралей, модернизацией действующих дорог и естественным износом покрытия.
Экологический подход
Профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко выделяет три аспекта воздействия дорожного строительства на экологию. Рост промышленной активности увеличивает нагрузку на окружающую среду, но современные асфальтобетонные смеси позволяют сократить выбросы благодаря новым технологиям и составам.
Качественное покрытие снижает экологическую нагрузку за счет увеличения пропускной способности дорог, сокращения простоев и поддержания оптимального скоростного режима, что значительно уменьшает выбросы всех видов транспорта с двигателями внутреннего сгорания.
Новые технологии
Главный технолог АО «АБЗ-1» Сергей Шибалов подчеркивает эффективность теплого асфальта как экологического решения. В отличие от традиционного горячего асфальта, который требует нагрева до 150-180°C, теплый асфальт укладывается при температуре 110-140°C, что значительно сокращает выбросы углекислого газа.
В городе растет популярность цветного асфальта в проектах благоустройства. Технология сохраняет прочность покрытия, а светлые оттенки меньше нагреваются на солнце. Перспективной разработкой стала водоотверждаемая асфальтобетонная ремонтная смесь (ВОРС) — зеленая технология без органических растворителей.
ВОРС набирает прочность под воздействием воды и позволяет проводить локальный ремонт за 20-30 минут без перекрытия улиц и тяжелой техники, независимо от погоды. Технология успешно апробирована на 16 участках в Петербурге.
Стратегия развития
Профессор ВШЭ Михаил Аким призывает к системному подходу в экологических аспектах дорожного строительства. Он подчеркивает важность оценки углеродного следа различных материалов — асфальта, бетона, цемента — для выбора экологичных решений.
Ключевым фактором эксперт считает долговечность покрытий и переход к оценке полного жизненного цикла дорог с учетом всех экологических последствий. Аким формулирует главный вызов: использование долговечных материалов, не требующих ежегодной замены, станет ключом к экологическому успеху отрасли.
Эксперты уверены, что производственных мощностей петербургских предприятий достаточно для реализации амбициозной программы, а внедрение зеленых технологий минимизирует экологическое воздействие.