Битва за воду: жители Ленобласти сами спилили забор у коттеджа, чтобы пройти к озерам

Далеко не все владельцы земель согласны с требованиями закона и природозащитников. Они хотят иметь единоличный доступ к пляжам и водоемам.

Любой загородный дом значительно возрастает в цене, если у него есть собственный спуск к водоему. Это прекрасно понимают владельцы коттеджей, перек­рывая заборами доступ к воде. Вот только делать это запрещено. Против таких захватчиков и борются активисты движения «Против захвата озер».

 Далеко не все владельцы земель согласны с требованиями закона и природозащитников. Они хотят иметь единоличный доступ к пляжам и водоемам.
Жители Нового Токсова решили, что обманывать суд негоже, и спилили забор. Фото: vk.com

Битва с «Нежностью»

Движение «Против захвата озер» существует с 2006 года. Его члены переписываются с чиновниками, устраивают митинги, подают иски против захватчиков, организуют акции на захваченных берегах (в том числе со сносом заборов) и проводят экоуборки. Одной из последних акций активистов стал демонтаж незаконного забора, огородившего берег озера Лассылампи рядом с поселком Новое Токсово. И это был не просто демарш, а помощь судебным приставам, которые по каким-то причинам не захотели исполнить распоряжение суда.

— 900 метров берега небольшого озера Лассылампи самым циничным образом поделили между собой три влиятельных персоны, — сообщили «МК» в Питере» активисты движения. — Безымянным полуостровом на озере владеет вице-президент компании главной нефтяной компании страны и президент компании «Башнефть» Андрей Шишкин (он приобрел дачу у родителей убитого криминального авторитета Романа Цепова), председатель местного ТСЖ «Нежность» Владимир Мутохин и гендиректор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков.

За право иметь доступ к воде и пляжу жители поселка Новое Токсово боролись несколько лет. В итоге природоохранная прокуратура предписала Шишкину и Шес­такову освободить берег. Однако система, которая на обычных гражданах работает исправно, вдруг дала сбой.

В иске, который прокуратура направила нефтянику, закралась ошибка в адресе, из-за чего Всеволожский суд заявление вернул и дело закрыл. С директором мебельной фирмы произошел другой курьез. 6 июня старший помощник прокурора Рамила Агаева (она же вела дело по Шишкину, пропустив в нем ошибку. — Ред.) на судебном заседании сообщила, что 5 июня 2018 года Шестаковы забор снесли, выполнив требования прокуратуры. Только вот на деле ограждение как стояло, так и продолжало стоять. И тогда местные жители решили сами его убрать. 10 июня с помощью бензореза они, под пристальным взглядом хозяйки коттеджа — жены Шестакова, за несколько минут спилили забор.

Впрочем, открытым берег оставался недолго. 13 июня на месте убранного ограждения появились новые столбы и сетка-рабица.

Хочешь к заливу — иди в обход

О незаконных захватах берега заявляют и жители Сестрорецка. Сейчас Курортный район активно застраивается. Несколько компаний возводят здесь апарт-отели: они появятся на территории санатория «Сестрорецкий курорт» (строит RBI), около парка «Дубки» (компания «Зеленый берег»), вместо пансио­ната «Дюны» (Seven Suns), на углу Таможенной дороги и 41-го километра Приморского шоссе (холдинг NAI Becar). Застраиваемые территории огораживаются забором, закрывая людям прямой проход к пляжам Финского залива. Нарушение в этом увидели не только местные жители, но и депутат ЗакСа Борис Вишневский. В своем обращении в прокуратуру Петербурга он заявил, что подобная практика нарушает статью 6 Водного кодекса.

СПРАВКА «МК»

Статья 6 Водного кодекса РФ — «Водные объекты общего пользования», в частности, гласит:

Пункт 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Пункт 6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы составляет 20 метров <...>.

Пункт 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой <...> для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

На Озерках владельцы участков оставили людям лишь узкую полоску земли вместо положенных законом 20 метров. Фото: Всероссийское общественное движение «Открытый берег»

Карта захваченных берегов

Ее создали активисты Всероссийского общественного движения «Открытый берег». И пригласили россиян пополнять ее метками и комментариями — какой водный объект захвачен и, по возможности, кем. «Полученный результат будет лучшей иллюс­трацией масштабов воровства и коррупции в нашей стране», — говорится на сайте организации.

Так выглядит карта захваченных берегов Петербурга и области.

Петербург и Ленинградская область на этой карте напоминают новогоднюю елку. Только вместо игрушек — метки захваченных берегов. Вот лишь часть описаний к ним.

  • «Река Вуокса, порог Гремучий Шлюз. Захвачены и застроены три острова (в том числе Подпорожский) и несколько Га материкового берега. Захватчик — бывший депутат ГД и владелец лесопромышленной компании «Тимберлэнд-Выборг» Дамир Шадаев. Прокуратура в 2008 году нарушений в действиях Шадаева не нашла».
  • «Озеро Суходольское, поселок Удальцово. Большая часть береговой линии на территории поселка огорожена и застроена. Здесь находится дача (с водозахватом) бывшего премьер-министра РФ Зубкова, построенная им в бытность областным чиновником».
  • «Озеро Нахимовское, поселок Ганино. Обширная полоса водозахватов, в том числе роскошный замок с набережной некоего Тюхменева. Прокуратура проверила — и молчок».
  • «Токсово, Федеральный тренировочный центр. Захват берега Курголовского озера (часть большого Кавголовского озера) силами «Федерального тренировочного центра». Во имя подготовки олимпийцев жителей лишили большого и красивого пляжа «Родники».
На озере Глухое забором огорожен большой участок леса и примыкающий берег водоема. Перекрыт оказался не только берег, но и подъездная дорога. Фото: Карта захваченных берегов.

Таких сообщений — сотни. И не только в Ленинградской области. В Петербурге, как сообщают активисты, захвачены берега на реке Малая Сестра, на Ольгинском канале, у озер Глухое и Озерки.

Ответят перед народным фронтом

В ближайшее время с любителями захватывать пляжи будут бороться не только представители природоохранных организаций. К ним решили примкнуть активисты Общероссийского народного фронта. Вместе со специалистами Росприроднадзора они проверят «самые горячие точки на карте захваченных берегов рек и озер Ленобласти».

Владельцы участков у Суздальских озер не стесняются перегораживать людям дорогу. Фото: Всероссийское общественное движение «Открытый берег»

В ОНФ говорят, уже разработан план совместных рейдов. Сносить будут не только ограждения на берегу, но и шлагбаумы, заборы, которые перекрывают дорогу до берега.

— Мы стараемся использовать новые технологии, в данном случае — дроны, — заявил представитель регионального отделения ОНФ в Ленинградской области Денис САЛЬНИКОВ. — Облет помогает оперативно выявить и зафиксировать правонарушения. В том числе даже незаконные сбросы в водоемы.

С помощью дронов уже проверили Лемболовское озеро во Всеволожском районе (там перекрыт местный песчаный пляж, а на безымянном полуостровке построена частная база отдыха). На очереди — Ждановское озеро во Всеволожске. Представители ОНФ напомнили, что берегозахватчикам придется не только убирать заборы, но и выплачивать штраф (от трех тысяч рублей для физлиц, и под миллион — для юрлиц).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 11 июля 2018

Заголовок в газете: Вечный бой за водопой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру