Все началось с того, что известный телеведущий и режиссер Евгений Понасенков в монографии «Первая научная история войны 1812 года» (целых 860 страниц) обвинил доцента Института истории СПбГУ и основателя движения военно-исторической Реконструкции в России Олега Соколова... в плагиате. Соколов оскорбился и на ютьюб-канале Дмитрия Пучкова (псевдоним — Гоблин) раскритиковал книгу Понасенкова.
2 марта скандал вышел за пределы интернета. После открытой лекции Олега Соколова «Битвы наполеоновской эпохи глазами Луи-Франсуа Лежена, художника и воина» студент 4-го курса Петербургского университета путей сообщения Антон Кужим прилюдно спросил у историка, как он относится к обвинениям его в плагиате.
— Соколов начал беспорядочно выкрикивать оскорбления в адрес Понасенкова, после чего приказал мне убраться из зала, — рассказывал «МК» в Питере» Антон Кужим. — Я даже вещей собрать не успел, как на меня и моего друга напали с разных сторон здоровые амбалы.
Один из них сильно ударил Антона в спину и затылок, а второй за горло вытащил из аудитории его друга. Олег Соколов при этом командовал: «Давай отсюда, вали!», а некоторые слушатели его лекции угрожающе кричали: «Дай ему в глаз», «У нас разговор простой».
Сам историк потом признался «МК» в Питере», что мускулистые ребята — его друзья, которые «были возмущены и вытолкали этих провокаторов из зала».
— Я считаю, что они все сделали совершенно достойно, правильно и нам не за что здесь стесняться, — подытожил Олег Соколов.
Похоже, к этому же выводу пришла и Комиссия по этике, которая оправдала действия доцента.
— Подобное решение ожидаемо: к сожалению, в России закон и репутация ничего не стоят, — считает Евгений Понасенков. — Но, безусловно, фактическая поддержка так называемой «комиссии по этике», совершенно быдляцкого поведения и преступления, карающегося по статье УК РФ — это несмываемый позор СПбГУ и всего Петербурга. Следует логическое предположение, что подобное стало следствием круговой поруки, это своего рода мафия. И я намерен бороться с такой мафией, жирующей на государственные деньги и покрывающей подлецов и профессионально непригодных типов. Пусть все члены этой псевдокомиссии знают, что я этого так не оставлю — и буду проверять деятельность каждого, также я полагаю, что в СПбГУ необходимо направить соответствующие комплексные проверки.
В состав Комиссии по этике, с которой теперь хочет разобраться Понасенков, входит десять человек (правда, не все из них присутствовали на заседании по «делу» Соколова). Все они почетные профессора СПбГУ. «Это умудренные жизнью люди, с особым трепетом относящиеся ко всему, что связано с Университетом. Для них он уже стал родным домом, жизнь которого им далеко не безразлична», — так на сайте вуза отозвался об этих людях профессор СПбГУ и председатель Комиссии по этике Геннадий Богомазов.
«МК» в Питере» попытался связаться с членами комиссии. Дозвониться до некоторых не удалось, другие не захотели давать комментарии, объясняя это тем, что в заседании по Соколову участия не принимали. Еще два преподавателя СПбГУ вообще отказались говорить и о решении комиссии, которая, видимо, не увидела ничего страшного в избиении студента, и об Олеге Соколове.
Зато Евгений Понасенков молчать не готов.
— Я доведу до логического конца его (имеется ввиду, Олега Соколова. — Ред.) бесчестную и уже лишенную смысла тухлую биографию, — сообщил он.