В Петербурге таксист увез девушку вместо дома в лес и оставил там

Несмотря на то, что поездка оказалась явно неудачной, со счета Натальи Шестаковой списали 711 рублей.

02.02.2018 в 14:27, просмотров: 4732

Садясь в машину «Яндекс.Такси», Наталья Шестакова рассчитывала уже очень скоро быть дома. Однако таксист почему-то повез ее загород. Перепуганная девушка просила водителя остановить машину и выпустить ее из авто. Мужчина согласился, когда был уже примерно в 26 километрах от города.

В Петербурге таксист увез девушку вместо дома в лес и оставил там
Наталья Шестакова уже написала заявление в полицию

Все-таки добравшись до города на другой машине, девушка попыталась добиться справедливости. Однако сделать это оказалось непросто. Дело в том, что агрегаторы такси пока не несут ответственности за то, что может произойти в дороге с пассажиром.

«Неизвестность пугала больше всего»

В ночь с 23 на 24 января Наталья Шестакова возвращалась из ветеринарной клиники в Купчино домой на проспект Большевиков. Девушка вызвала машину через приложение «Яндекс.Такси» и вскоре уже ехала, как она думала, в сторону дома (в распоряжении «МК» в Питере» есть информация о марке и номере автомобиля). Минут через 20 Наталья поняла, что происходит что-то не то.

— По ходу дела я начала понимать, что водитель попался странный, — написала потом девушка на своей странице во «Вконтакте». — Много и странно разговаривал, ехал слишком быстро и, как позже выяснилось, не туда. Я не очень хорошо знаю маршрут от Купчино домой, но когда навигатор стал говорить, что водитель пропускает повороты и маршрут постоянно перестраивается, я начала понимать, что дело плохо. Попросила его остановиться и посмотреть маршрут. Он отказался.

Тогда Наталья Шестакова потребовала, чтобы водитель выпустил ее из автомобиля.

— Я очень боялась: кругом лес, темно, а рядом непонятный человек, — вспоминает Наталья Шестакова. — Я не знала, куда еду, он мне ничего не объяснял. И эта неизвестность пугала больше всего. Ты понимаешь, что произойти может все, что угодно, и тебе никто не поможет. Это очень страшно.

Водитель остановил машину только после третьей просьбы Натальи. Она как можно быстрее выбралась из автомобиля и пошла по трассе в сторону ближайшей заправки. Там она узнала, что находится в 26 километрах от города в сторону Кировска. На заправке девушка позвонила в техподержку «Яндекс.Такси» и попросила, чтобы ей вызвали другую машину и довезли-таки до дома. По словам Натальи, в техподдержке ей посоветовали самостоятельно заказать такси через приложение. При этом, деньги за поездку в лес — 711 рублей — с нее сняли.

У «Яндекс.Такси» своя версия произошедшего.

— Водитель сообщил о помехах с GPS и навигатором, из-за чего он пропустил нужный поворот, — рассказали «МК» в Питере» в пресс-службе компании. — Служба поддержки извинилась, предложила девушке самостоятельно вызвать другую машину через приложение и вернула деньги за неудачную поездку. В ответ она поблагодарила сотрудника, больше ни о чем не просила, о чем свидетельствует запись разговора. Нам жаль, что девушка оказалась в такой ситуации, однако причин не доверять водителю у нас нет. Сейчас с этим случаем разбирается таксопарк, в котором работает водитель.

Организовать встречу

На следующий день с Натальей Шестаковой связался юрист «Яндекс.Такси».

— Она изложила мне позицию сервиса, которая в двух словах сводится к следующему: они ни в коей мере не ответственны за действия своих водителей. И вообще, это водители не их и все претензии к таксопарку, — говорит Наталья.

И это действительно так. Агрегаторы («Яндекс.Такси», Uber, Gett и другие) юридически даже не такси, а что-то вроде информационного сервиса, на котором пассажиры могут заказать себе поездку. В Союзе потребителей «Росконтроль» указывают, что «законы, регламентирующие работу такси, на них (агрегаторов. — Ред.) не распространяются. Агрегаторы <...> отвечают за то, что водитель и пассажир встретились. В дальнейшем клиент оказывается предоставлен самому себе. И если случился конфликт, то решать их водитель и пассажир тоже будут самостоятельно». Фактически это значит, что агрегаторы не несут никакой ответственности за действия таксистов. Если водитель врезался в столб, увез пассажира на другой конец города или просто обругал, предъявлять претензии придется не крупному и респектабельному сервису, а неизвестному ООО.

Наталью Шестакову такие «правила игры» не устроили, и она написала заявление в полицию именно на «Яндекс.Такси». Вот только рассчитывать на большую компенсацию ущерба ей вряд ли стоит.

— Если ее контрагенты не выполнили условия договоров, то она вправе потребовать возврата денег (в данном случае 711 рублей. — Ред.) и компенсации морального вреда, если докажет, что оный был ей причинен, — говорит адвокат Евгений Тонков. —

Компенсация морального вреда в этом случае может оказаться равной стоимости неоказанной услуги.

Никто не виноват?

Случай Натальи Шестаковой не единичный. Пассажиры такси вообще нередко попадают в переделки. Например, 24 января известный литературный критик, дочь писателя Леонида Юзефовича, Галина Юзефович написала на своей страничке в «Фейсбуке»: «А еще я сегодня стала персонажем самого анекдотического сюжета с участием «Яндекс.Такси», который только можно себе представить. Вызвала такси отвезти детей в школу, увидела, что машина приехала, нажала на кнопочку «Уже выхожу», дети надели ботинки — и вдруг мы с интересом обнаружили, что водитель поехал по маршруту. Без нас. Доехал благополучно до пункта назначения, списал денег за поездку, а на мои возмущенные вопли в телефон невозмутимо отвечал, что не заметил отсутствия пассажира. Ну, короче, ржала даже служба техподдержки. «Яндекс.Такси» молодцы, извинялись качественно, деньги вернули мгновенно, обещали водителя исключить из своих списков и еще каких-то утешительных баллов начислили, так что никаких претензий. Но мысль о водителе, не способном заметить, что едет без пассажира, признаться, не дает мне покоя».

Впрочем, бывают и печальные истории. Одна из них произошла летом прошлого года с менеджером IT-компании Еленой Гращенковой. Находясь в такси, она попала в аварию. Со сложнейшим переломом ключицы, сотрясением головного мозга и ушибами Елену Гращенкову доставили в Покровскую больницу Петербурга, а потом перевезли в одну из клиник Москвы. Сейчас женщина требует компенсацию в 60 миллионов рублей. При этом единственное, что она пока получила, так это выплату по ОСАГО в 75 тысяч (по закону максимальная выплата по ОСАГО составляет 500 тысяч рублей).

Но самый страшный случай произошел в декабре 2016 года. 77-летний Лев Гридюшко ехал на такси из поликлиники на дачу в Иннолово (Ломоносовский район Ленобласти). Однако водитель привез пенсионера в другую деревню — Райкузи — и оставил там. В итоге петербуржец замерз насмерть, его тело нашли только на следующий день. Дочь Льва Гридюшко разыскивала отца: она обращалась к диспетчерам такси-сервиса «Везет», чтобы те предоставили данные водителя. Но нужной информации тогда так и не получила.

В ноябре прошлого года стало известно, что следственный комитет прекратил уголовное дело в отношении диспетчерской службы «Везет» (дело возбудили по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Зато следствие увидело халатность в действиях полицейских, которые отправили запрос в сервис «Везет» только утром. Несмотря на это, до сих пор нет точного ответа, по чьей вине замер 77-летний мужчина. Виновные тоже не наказаны.

 

МК - ИНСТРУКТАЖ

Что делать, если вы попали в такси в ДТП?

(По информации Союза потребителей «Росконтроль»)

  1. Необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Если пассажир получил серьезные травмы и его увезли в больницу, это должно быть зафиксировано в протоколе. Но если травмы не серьезные, то дождаться ГИБДД нужно обязательно!
  2. По факту аварии составляется протокол ДТП. В нем должно быть зафиксировано, что имеются пострадавшие.
  3. После получения протокола ДТП пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все травмы. После осмотра врач выписывает заключение, в котором указывает степень травм.
  4. Подготовить для страховой компании пакет документов: акт об аварии, медицинское заключение. Если пострадало имущество, нужны документы, подтверждающие право собственности на это имущество, заключение независимого эксперта о причинении имуществу вреда, подтверждение расходов на ремонт имущества.

О своем желании получить страховую выплату страховщика нужно уведомить в течение 15 дней после ДТП.

 

КСТАТИ

Больше ответственности

В конце прошлого года в Госдуму внесли законопроект, который должен усилить ответственность агрегаторов такси. Так, предполагается точно регламентировать, за какие действия отвечает агрегатор, таксопарк и водитель. Кроме того, все агрегаторы такси согласно законопроекту будут обязаны размещать на своем сайте информацию о водителях, их автомобилях, ценах и деталях перевозки.




Партнеры