Петербуржец сбежал из больницы в пустыню Гоби

Неожиданная развязка продуманного путешествия: пески Монголии покорились пенсионерам и буквально сломали молодых

К поездке в земли Чингисхана петербургский мотопутешественник, основатель международного мотодвижения Павел Кобяк и его товарищи готовились особенно тщательно. Во-первых, сам маршрут чрезвычайно сложен — тысячи километров по пескам под палящим солнцем, когда надеяться ты можешь только на себя, свою технику и друзей.

Неожиданная развязка продуманного путешествия: пески Монголии покорились пенсионерам и буквально сломали молодых

Во-вторых, в эту сложную поездку Павел и его друг Вадим Кудрин «Аниматор» взяли своих отцов. Чтобы 61-летним мужчинам было относительно комфортно, их посадили не на мотоциклы, а на багги отечественного производства. Багги, правда, уже иностранный, достался и съемочной бригаде. Основная группа — трое опытных мотоциклистов — Монголию должны были пересечь на туристических эндуро — легких мотоциклах, созданных для дальних мотопутешествий со сложными дорожными условиями.

Несмотря на то, что поездка была тщательно спланирована, а протяженность маршрута небольшая — всего 5400 километров ,— ни один мотоциклист так и не преодолел пустыню Гоби самостоятельно.

Коварные пески и ориентиры на ЛЭП

Поначалу Монголия была дружелюбна к участникам экспедиции. У границы мотопутешественников встретили, помогли с размещением, обменом валюты. Но на этом везение закончилось. — Самоуверенность губит нас — мотоциклистов. Мы уверенно въехали в Монголию, но не попросили местных богов о хорошей дороге и помощи. А надо было в их шаманских местечках монетки оставить или небольшие подарки какие-то, — размышляет руководитель экспедиции «Сел и поехал в Монголию» Павел Кобяк. — В итоге с самого начала нас начали преследовать разные трудности.

В первые же дни несчастье произошло с Вадимом Кудриным из Москвы. При довольно сложных дорожных условиях он на ходу начал настраивать навигатор. Итог — падение с мотоцикла, тяжелые переломы ноги и возвращение в Москву. Его отцу — Павлу Петровичу Кудрину — пришлось продолжать путешествие без сына. Правда, на границе с пустыней Гоби к путешественникам присоединились машины сопровождения с переводчиком и проводником. — Мы почти всегда ехали по бездорожью. Я запомнил только два участка с асфальтом. Их общая протяженность — 1150 километров. Везде степные дороги с 5-7 разветвлениями. Чтобы не заблудиться, держали ориентиры на ЛЭП, горы или железную дорогу, — вспоминает Павел Кобяк. — Температура была в Гоби — плюс 40, но переносилась довольно легко, потому что там очень сухо.

Группа, уменьшившаяся на одного участника, полюбовалась красотами водопада Орхон, посетила древнюю столицу и монастырь в Хархороне. И взяла курс на небольшое поселение Сайхан-Овоо. Рядом с ним находится заброшенный полуразрушенный монастырь, в котором коммунисты в свое время расстреляли около тысячи монахов. Но доехали не все.

Побег из больницы

Прокладывая путь группе, Павел Кобяк не заметил за небольшим барханом яму и на скорости влетел в нее. Как результат — короткий полет с мотоцикла, жесткое приземление и поездка на машине сопровождения в городок Даландангаз на УЗИ. — Врачи сообщили, что у меня переломы рук, и заподозрили разрыв селезенки. Мне сказали, что я могу умереть, не проехав 500 километров до больницы в Улан-Баторе. Тогда мне не могли найти реанимационный автомобиль и отправили на «Тойоте» из сопровождения. Счастьем было, когда в больнице Улан-Батора мне сказали, что операция на селезенку не требуется и кровотечения нет. Но хотели оставить на неделю лежать в спокойном режиме, — рассказывает Павел.

Однако (это подтвердят все, кто знает петербургского мотопутешественника) Павел Кобяк и спокойствие — понятия несовместимые. Он сразу же попросил переселиться в отель, сообщив, что за ним будет присматривать врач от посольства. И, как только получил согласие врачей, сел в такси и рванул к своим. Экспедицию нагонял прямо в пустыне. — Никто не ждал, что я вернусь весь перемотанный, исколотый и присоединюсь к ним в Гоби. У отца было счастливое и заплаканное лицо, — улыбается Павел.

Путешествие он продолжил в багги, стойко терпя боль в сломанной руке. Но следующий пункт маршрута, по признанию петербуржца, стоили всех пережитых мучений. Каньон Хармен-Цав — настоящая жемчужина Монголии. Живописнейшее место с отвесными утесами из красного песчаника. Место красивое и столь опасное, как ядовитые пауки и белые скорпионы, обитающие в пустыне Гоби. Для человека, привыкшего к цивилизации, - это местный филиал ада — выжженная пустыня, жара и ни души. На то, чтобы преодолеть 15 километров пути, тут уходит 3 часа! Туристы и местные здесь бывают редко. Так что в случае поломки помощи можно ждать неделями и не дождаться. И подмогу не вызвать — связи здесь нет. Именно в этих коварных песках на пути к местному Сфинксу начались проблемы с сердцем у единственного остававшегося на мотоцикле участника экспедиции — екатеринбуржца Виталия Полякова. — Мы посадили Виталика в машину, и он час не мог отдышаться. Весь день на его мотоцикле ехал оператор Александр Поротов, благо у него был опыт вождения мотоцикла. В общем, никто из мотоциклистов самостоятельно проехать весь путь по Гоби не смог, — делится Павел Кобяк.

Старикам везде у нас дорога

Именно так, перефразируя известную фразу, можно сказать о пенсионерах, рискнувших вместе с сыновьями пересечь коварную пустыню. Испытатели отечественного багги — Федор Петрович Кобяк и Павел Петрович Кудрин доказали, что главное, не цифры в паспорте, а то, насколько себя чувствуешь. Они были единственными, кто преодолел весь маршрут самостоятельно и без потерь. Если, конечно, не считать расплавившихся банковских карточек и загранпаспорта одного из Петровичей. Более того, мужчины будто помолодели, скинув пару десятков лет. Даже «старческие» болячки, вроде скачущего давления и подагры, прошли. — И это — счастливые, довольные лица наших отцов — самое главное. Именно ради них вся экспедиция и затевалась. Проделать весь этот непростой путь вместе. Наши отцы всю жизнь были заняты работой, семьей. Быт многое съел. Мы хотели вернуть нашим родителям положительные эмоции, испытания воли, бодрость. И все это было. Они забыли обо всех болячках, освободили головы от всего и думали только о насущном: где заправиться, где переночевать и как решить технические проблемы, — улыбается Павел.

Кстати, финишировала экспедиция все же полным составом. В конечную точку маршрута — российский Барнаул - прилетел и Вадим Кудрин, который пока передвигается на костылях. Однако на этом история «СЕЛ И ПОЕХАЛ» не заканчивается. По прибытии в Петербург Павел Кобяк все же был вынужден лечь в Мариинскую больницу, где ему прооперировали руку. Лишь на днях петербуржца отпустили домой.

Как только рука заживет, мотопутешественник засядет за написание книги об этой опаснейшей и чрезвычайно увлекательной экспедиции. Попутно будет монтироваться и документальный фильм о 26-дневной поездке. Его планируют показать зрителям в 2018 году.

Вернуться и победить Планы на будущее у Павла по-прежнему связаны с экспедициями. На зиму у него запланирована поездка на снегоходе в поселки Шерегеш (Кемеровская область) и Приисковый (Хакасия). А на следующее лето — съемка фильма о путешествии по ХМАО и ЯНАО. И, кстати, оба Петровича — Федор Кобяк и Павел Кудрин — тоже едут.

Кстати

Советы последователям:

- Не будьте самоуверенны. Степи и дороги Монголии этого не прощают. Любая небольшая проблема в условиях пустыни может обернуться чрезвычайно опасной ситуацией. Поэтому в крупных населенных пунктах лучше сообщать о своих перемещениях в местное МЧС. Иначе помощи можно ждать и 2 недели.

- Запаситесь топливом, едой и водой. В пустыне всего этого просто нет. Также стоит брать с собой сухое питание — например, протеин.

- Будьте готовы к однообразию местной пищи. Здесь все едят много мяса. Правда, совершенно без специй.

- Не лезьте в каньон Хармен-Цав на тяжелых мотоциклах. Либо технику сломаете, либо будет очень трудно выехать. Так что никаких спортбайков и чопперов. Исключительно легкие мотоциклы. А еще лучше — багги.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру