В Петербурге возродился Музей Новороссии

Спустя полгода снова открылась экспозиция, посвященная непрекращающейся войне на Донбассе. Бывший Музей Новороссии, с боем закрытый в январе этого года, выстоял и снова «выходит на передовую». Теперь он называется Музеем воинской доблести Донбасса, сменил адрес и расширил экспозицию. Корреспондент «МК» в Питере» одной из первых осмотрела новую выставку ополченцев.

В Петербурге возродился Музей Новороссии
Фото автора и vk.com/museum_novorossya

Рано еще для Новороссии

На юго-востоке Украины в очередной раз пытаются объявить перемирие. Их было уже бессчетное количество, и все заканчивались перестрелками, не успев начаться. Таким образом, война на Донбассе продолжается четвертое лето. А в Петербурге тем временем успели открыть, закрыть и снова открыть музей, посвященный этому конфликту. Прежде он назывался Музеем Новороссии. «МК» в Питере» не раз о нем писал. Полтора года выставка занимала подвал в доме на улице Декабристов. Питерских «ополченцев» за это время пытались поджечь и выселить. А закончилось все штурмом полиции (конфликт разгорелся после уличной ссоры одного из охранников с прохожим недалеко от музея) в конце января этого года. С тех пор помещение закрыто. После обысков экспонаты, среди которых осколки боеприпасов, знаки отличия, форма, личные вещи полевых командиров и бойцов ополчения, удалось вывезти. Почти полгода артефакты незакончившейся войны хранились у организаторов музея по квартирам и гаражам. Пока, наконец, всю коллекцию не приютили у себя ветераны-афганцы. Это они потеснились и выделили часть своих помещений на набережной Фонтанки, 119, для ополченцев. Там тоже почти подвал, но в три раза больше прежнего, с окнами и свежим ремонтом.

Новоселье отметили 17 июня. Музей открылся под названием — Музей воинской доблести Донбасса.

— Мы решили, что открывать новую страницу в жизни экспозиции лучше с новым названием, — объясняет основатель музея Герман Владимиров. — К тому же Музей Новороссии не совсем верно отражал суть того, что происходит. Ведь Новороссии как таковой еще не сложилось — пока есть две республики — Донецкая и Луганская. А Новороссия — она в прошлом была гораздо больше. Ее историю мы на наших выставках не отражаем, про екатерининские времена почти не вспоминаем. Так что в этом смысле название тоже было не совсем верным. Вот в итоге и выбрали вариант, связанный с воинской доблестью Донбасса — региона, где сейчас идет война, о которой мы рассказываем.

Карта на будущее?

Попасть в музей можно со двора. Вход «замаскирован» зеленой сеткой, будто блиндаж или окоп. Рядом с входом в коридоре висит карта Новороссии.

— Эту карту для нас специально сделал питерский художник Леонид Кипарисов. Он в свое время еще и первую почтовую марку для ДНР и ЛНР придумал с портретами Гиви и Моторолы, — рассказывает Герман Владимиров. — А карта уникальна тем, что на ней в Новороссию входят Одесса, Николаев, Херсон, Кривой Рог, Мелитополь, Запорожье, Днепропетровск.

Там же, в Новороссии, по воле художника и Донбасс, и Крым.

Основная экспозиция занимает один зал. Несколько витрин — подарок артиллерийского музея. За стеклом осколки мин и фугасов, остатки оружия, раций, какой-то техники.

— А тут все, что однополчане сохранили от танкиста — часы и шлемофон. Сам парень сгорел в бою под Старомихайловкой осенью прошлого года. Там шли сражения в направлении на Красногоровку. Он погиб, сослуживцы из отряда «Патриот» его вещи хотели родным отдать, но не нашли никого из родственников — в итоге переправили нам в музей, — говорит Герман Владимиров. — У нас много подобных экспонатов. Мы не гонимся за тем, чтобы собирать просто металл с мест боев. За большинством вещей стоят истории реальных людей.

Кстати, один из новых экспонатов выставки — самодельный бронежилет. Его придумал и сделал писатель Федор Березин. Весит 16 кило, внутри пластины из хитрых сплавов.

— Зато его снайперская винтовка с 20 метров не пробивает, — поясняет Герман. — Таких жилетов сделали несколько штук, ими реально пользовались на Донбассе.

Флаг Украины оказался под ногами

Наиболее ценные экспонаты выставки — личные вещи убитых полевых командиров — папаха Моторолы, волчья шапка Динго, молитвенник Алексея Мозгового.

— В новом помещении мы смогли полноценно развесить флаги подразделений, которые воевали в ополчении. Большинства из них уже не существует, они расформированы. Это уже история. Сейчас в республиках собрана новая армия.

Нашлось место на выставке и трофеям. Их свалили на пол возле стены. В общей куче украинские гривны, медали и значки ВСУ, автономера «Бандеровец», документы украинских солдат, брошенные на местах боев.

— У нас тут два флага — «Правого сектора», добытый в бою на Донбассе, и ИГИЛ (обе организации запрещены в России. — Ред.), привезенный из Сирии. Для нас нет разницы между этими группировками — все это экстремисты, одни религиозные, другие политические националисты, — уверен Герман Владимиров. — И те и другие убивают мирных людей.

А еще там же украинский сине-желтый флаг. Во время открытия музея, когда в помещении собралось несколько сотен человек, он валялся на полу, и на него то и дело наступали.

Так и не получилось ни в каком виде перенести из старого подвала многочисленные автографы, которые ополченцы оставляли на стене.

— На сей раз мы будем хитрее. Для новых росписей заготовили съемные щиты. Что бы ни случилось, их можно будет забрать с собой. А я надеюсь, что это помещение — не последняя наша точка, — говорит Герман. — Мы все-таки верим, что город выделит нам свое отдельное здание на Васильевском острове. Но этот вопрос пока завис.

Кстати, на церемонии открытия Музея воинской доблести Донбасса не было ни одного представителя городской власти.

Тем временем

Охранник продолжает сидеть

Еще один неразрешенный вопрос питерских «ополченцев» из Музея Новороссии — судьба их бывшего охранника. Напомним, 28 января один из сторожей вышел на улицу, где у него завязалась ссора с компанией прохожих. Охраннику пришлось отступить и закрыть двери в музей. Но обидчики вызвали полицию. По словам Германа Владимирова, стражи порядка, толком не представившись и не объяснив, чего хотят, стали ломиться в подвальное помещение. Охранник выстрелил из ружья. Дробь большей частью застряла в металлической двери, но немного попало и одному из полицейских. В итоге музей был взят штурмом, а охранника отправили за решетку. В «Крестах» он остается и по сей день.

— И ему еще даже не предъявлено обвинение! — возмущен Владимиров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: О чем молился комбат Мозговой?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру