Данный процесс — одно из ответвлений большого коррупционного скандала, известного уже далеко за пределами Республики Коми под названием «дело Гайзера». Проходит по нему около 20 человек — чиновники, предприниматели и политики самых разных рангов и мастей. По сути, вся верхушка Республики Коми. Внимание следователей привлек в числе прочих и заместитель председателя правительства Коми Константин Ромаданов, который курировал Службу по тарифам. По некоторым данным, были у него и подконтрольные компании, работающие в сфере тепло- и электроснабжения. У которых, по данным других обвиняемых, были подозрительно высокие тарифы. Господин Ромаданов довольно быстро согласился на работу со следствием в обмен на определенные преференции. Вскоре после этого его фамилия начала пропадать из некоторых следственных документов. В том числе из обвинительного заключения по делу Рябинина, которое на днях и начали рассматривать в суде.
Как сообщало Следственное управление Следственного комитета, по их данным, четыре года - с 2011-го по 2015-й — чиновники Службы по тарифам (глава ведомства Илья Перваков и референт Олег Рябинин) принимали решения о тарифах для подконтрольных Ромаданову юрлиц, исполняли поручения и указания зампредседателя местного правительства. Почему они? Илья Перваков — руководитель Службы по тарифам, его слово для подчиненных, по сути, закон. Олег Рябинин — не только правая рука руководителя, но и человек, разработавший программу по расчету тарифов. А значит, он, по версии следствия, мог в любой момент внести изменения в вычисления или поручить это делать сотрудникам Службы. Естественно, такие поручения Ромаданова выполнялись не бесплатно. За ежемесячное вознаграждение. Назвать его скромным язык не повернется — за 4 года, по версии следователей, Олег Рябинин получил почти 2 миллиона рублей (прибавка к зарплате составляла более 41 тысячи рублей), а Илья Перваков — 1,6 миллиона. А также помощь в погашении долгов за купленную квартиру (еще 5,8 миллиона). Бонусом идет подарок в виде снегохода стоимостью 819 тысяч рублей.
И все это притом, что средняя зарплата к Коми — 20-25 тысяч рублей. При этом за «коммуналку» владельцы 1-комнатной квартиры отдают около 4 тысяч рублей, половина из которых — плата за тепло. Но разве будут проблемы обычных граждан волновать «больших» политиков и чиновников?
Оба попавшихся на взятках чиновника вину признали. Экс-глава Службы по тарифам Илья Перваков полностью, референт Олег Рябинин – частично. Однако передать дело в суд - лишь начало долгого процесса.
Ныне Илья Перваков содержится под стражей. Производство по его уголовному делу временно приостановлено. До тех пор, пока не вынесут приговор его бывшему референту. И судя по всему, произойдет это нескоро. Первые заседания по делу Олега Рябинина прошли в конце прошлой недели.
Один вместо целого отдела
На первое судебное заседание экс-референт Службы по тарифам, находящийся под подпиской о невыезде, подошел одним из первых. Одетый в строгий деловой костюм, он терпеливо ожидал начала процесса у дверей кабинета судьи, коротая время за очередным ознакомлением с материалами дела и общением со знакомыми. При этом ни подавленным, ни печальным, как того можно было бы ожидать (все-таки судебный процесс – стресс для человека при любом раскладе), не выглядел. Чуть позже к числу ожидающих присоединились бывшие и нынешние сотрудницы Службы по тарифам, ныне входящей в состав Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Дамы по делу проходят свидетелями. Чуть позже подошел и адвокат. Александр Ладанов, специализирующийся на уголовных делах, излучал спокойствие и уверенность.
На протяжении нескольких часов участники процесса с помощью свидетелей вгрызались с механизм расчета тарифов на электроэнергию и тепло, выясняли, чем же именно занимался, будучи референтом, Олег Рябинин.
Как дали понять обе вызванные в суд свидетельницы, бывший референт Службы по тарифам занимался большим и сложным делом, упростившим жизнь всем отделам учреждения. При этом, по мнению дам, никакого отношения к установки тарифов он не имел. Просто разработал и внедрил некие «Шаблоны». В эту программу специалисты отделов вводили данные, предоставляемые теплоэнергетическими компаниями, и она сама высчитывала тариф. Правда, обе согласились: если компания подаст дополнительные или измененные данные, изменится хоть одна цифра в любой из многочисленных таблиц, программа выдаст новый тариф. По словам приглашенных в суд свидетелей, вносить данные в таблицы могут только специалисты профильных отделов.
Между тем следствие считает, что вносить изменения в расчетные таблицы либо сам Рябинин, либо сотрудники отделов по его указанию могли, не только основываясь на показаниях компаний, но и руководствуясь указаниями от Ромаданова. Приглашенные на заседание дамы уверяли: ни о каких указаниях они не слышали. Однако, как часто руководители объясняют подчиненным или просто ниже стоящим коллегам, почему и для чего нужно сделать то или иное задание?
Все же, что видели и запомнили бывшие сотрудницы разных отделов Службы по тарифам, - Рябинин создал хорошую программу, которая позволяет «исключить много технических неполадок». Сам же он (обе высказались как под копирку): «Высокопрофессиональный специалист, доброжелательный».
- После ухода Олега Николаевича был создан отдел методологии, который занимается тем, что раньше делал один Олег Николаевич, - сообщила одна из свидетельниц, желая подчеркнуть профессионализм, работоспособность и ответственность бывшего референта.
От референта до несостоявшегося зама
У обвинения вызвала вопросы не только процедура расчета тарифов (экспертную оценку защищенности этой программы мы еще наверняка услышим по время судебных заседаний. — Прим. ред.), но и сам факт появления должности «референт». Зачем она нужна и кто ее создал, гособвинитель спросил у еще одного свидетеля - заместителя министра Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Павла Секретарева. С 2011 по 2015 год он работал сначала начальником одного из управлений Службы по тарифам, а затем – заместителем руководителя. Имеющий два высших образования – экономическое и юридическое, – чиновник в своих ответах был предельно лаконичен и точен.
- Введение должности референта регламентировано постановлением главы Республики Коми, а решение об учреждении должности вправе инициировать руководитель органа государственной власти. По законодательству введение этой должности согласуется с курирующим заместителем правительства республики (в период 2011-2015 годыов им был Константин Ромаданов. – Прим. ред.). Соответственно, если такое разрешение получено, руководитель вправе такую должность ввести, - отчеканил свидетель. - Введение должности референта предусмотрено для того, чтобы реализовать конкретное мероприятие в органе госвласти в течение определенного времени и с определенным результатом.
По словам заместителя министра, Рябинин со своей работой справлялся. Более того, когда он сам весной 2016-го возглавил Службу по тарифам, в кресло заместителя планировал посадить именно референта.
Допросами трех свидетелей первые два судебных заседания и ограничились.
- Свою вину обвиняемый не признает, - сообщил «МК» в Питере» после процесса государственный обвинитель.
Как дал понять адвокат, его подзащитный не признает получение взятки. На прямой вопрос: «А что же признает?», переглянувшись с клиентом, сообщил, что об этом станет известно во время дачи показаний. А учитывая, что вчера суд приступил к исследованию материалов дела, а следующие заседания назначены лишь на лето, до дачи показаний и судебных прений, когда обычно и всплывает самая интересная информация и доказательства, дело дойдет нескоро. И если Рябинин до вынесения приговора остается под подпиской о невыезде, его бывший руководитель Илья Перваков будет дожидаться вердикта, находясь под стражей.
Между тем
Между тем Перваков и Рябинин, как мы уже сообщили, — лишь верхушка преступного айсберга. «Дела Гайзера», по которому 18 человек обвиняются во взятках и незаконной перепродаже государственных предприятий Коми. Все – представители местной элиты, и большинство, кстати, выходцы из Питера. Это бывшие главы Республики Коми Владимир Торлопов и Вячеслав Гайзер, замглавы региона Алексей Чернов, председатель Госсовета Игорь Ковзель, зампред правительства Константин Ромаданов, бизнесмен Александр Зарубин, бывший сенатор и депутат Госдумы Евгений Самойлов и другие.
– Все эти лица обвиняются в создании и участии в преступном сообществе с целью совершения в особо крупном размере хищений государственного имущества, его последующей легализации, а также получения взяток, – сообщал в одном из интервью председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. – В общей сложности преступным сообществом похищено государственного имущества на сумму более 3,3 миллиарда рублей, получено взяток в размере более 200 миллионов рублей. Действия преступного сообщества нанесли экономике Республики Коми колоссальный ущерб. Они без малейшего смущения залезают в карман представителей самых уязвимых слоев населения: многодетных семей, инвалидов, пенсионеров и детей.