«МК» в Питере» выяснил, спасет ли исторический облик города отказ от высоток

Небоскреб «Александр Невский», «Дом с курантами», ставший новой достопримечательностью города, бизнес-центр на Добролюбова, 17...

Все это проекты, вышедшие «из-под карандаша» петербургского архитектора Михаила Копкова — генерального директора компании «ЯРРА проект», входящей в ГК «РосСтройИнвест». И кому, как не ему, задавать вопросы о будущем облике города и об архитектуре, которая его создает?

Небоскреб «Александр Невский», «Дом с курантами», ставший новой достопримечательностью города, бизнес-центр на Добролюбова, 17...

— Михаил Павлович, сейчас часто можно услышать, что новые жилые и социальные объекты оторваны от природы и существуют сами по себе. Но такое просто язык не поворачивается сказать о спроектированных вами «Золотых куполах» и «Земляничной поляне». В чем секрет?

— «Золотые купола» и «Земляничная поляна» — малоэтажные комплексы. Это очень интересная область для работы. В такой застройке человек чувствует себя естественно и уютно. А сам ландшафт и окружающая среда — лесопарковые зоны, озера — диктуют стиль жилых комплексов. В своей работе я придерживаюсь решений органичной архитектуры, где превалирует стремление найти взаимосвязь с природой либо с тем местом, где проектируешь. Это характерно именно для петербургской архитектуры. Основные принципы, которые при этом закладываются, — органичное внедрение домов в окружающую территорию и комфортность проживания. Как раз они делают жилые объекты «живыми», когда ты чувствуешь единение с окружающим миром.

— Но в данном случае речь идет о пригороде. А что, если здание строится в так называемом спальном районе. Неужели в этом случае нужно придерживаться нейтральности во всем, чтобы не выделяться?

— Архитектура любого здания не должна быть бездуховной. Она должна объединять жизнь людей, города и страны. К счастью, прошли брежневские времена, когда строители ставили безликие строительные «коробки». Сейчас и заказчики, и архитекторы понимают, что человек хочет, чтобы его дом был необычным, имел свое лицо. За что мы любим центр города? В его архитектуре есть поэзия, ее можно читать как книгу. О спальных районах такое пока трудно сказать, но изменения есть. Например, под часами, которые установлены на «Доме с курантами», влюбленные сейчас назначают свидания. Это говорит о том, что мы с заказчиком — Группой компаний «РосСтройИнвест» — нашли правильное направление в работе. Из жизни не должны исчезать романтика, духовность. Архитектор должен создавать романтическое настроение в пейзаже, жизни людей. Это вечные ценности. А смысл профессии архитектора как раз и состоит в том, чтобы, не ориентируясь на сиюминутную моду, предвидеть, как изменится взгляд на архитектуру спустя годы. Например, есть классические произведения (а, по словам Гете, архитектура — это музыка, застывшая в камне) и популярная музыка. Первые живут веками, вторая забывается за год. Так и здания. Одни годами не теряют своей актуальности и выделяются на сером фоне, а другие этот фон как раз и создают. И об этом должны помнить и зодчий, и строитель, и заказчик.

— Михаил Павлович, среди ваших работ есть жилой небоскреб «Князь Александр Невский». Сейчас же по всему городу запретили высотную застройку. По вашему мнению, это позволит решить проблемы с сохранением единого исторического стиля города?

— Конечно, нет. Силуэт города, который формировали архитекторы прошлого, не ограничивался высотой зданий. Во все времена застройка Петербурга была очень спокойной, но с высотными доминантами. Раньше их образовывали соборы. Колокольня Смольного собора, проект которой сделал Растрелли, высотой 140 метров. А это намного превышает шпиль Петропавловской крепости. И реализовать этот проект не удалось лишь из-за экономических соображений и начала Семилетней войны. Сегодня доминантами становятся жилые дома. Например, в районе Вантового моста необходима была доминанта, и ею стал 100-метровый небоскреб ЖК «Князь Александр Невский». Сегодня он — украшение этого района. Проектируя жилой комплекс «Петр Великий и Екатерина Великая», продажи квартир в которых уже открыты, мы также исходили из Генплана, из плавности линий берега. Высокий и стройный «Петр» — доминанта, стоящая в створе, «Екатерина» — статная дама в платье с пышной юбкой, плавные формы которой повторяют линии берега. Высотность здесь не только оправданна, она необходима. Сейчас 25 этажей — это уже фоновая застройка. Чтобы выделить точки притяжения, нужно более 30 этажей. Проблема не в высотной застройке как таковой, а в том, чтобы новая архитектура органично вписывалась в ландшафт.

Я не согласен, что старое нужно консервировать или воссоздавать. Новое здание можно построить и в пригороде, и в спальном районе, и в историческом центре, но важно, проектируя его, прочувствовать душу города. И, конечно, его исторические традиции. Считаю, что человек, оторванный от своей истории, сам себя обедняет. А такие комплексы, как «Александр Невский», «Петр Великий и Екатерина Великая», — это воплощение исторической преемственности, заложенной в архитектуру Петербурга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру