В кризис петербуржцы стали меньше пить пива и больше есть хлеба

«МК» в Питере» продолжает инвентаризацию отечественных и импортных продуктов, начатую в прошлом номере нашей газеты.

Прошло около полутора лет, как страна живет в режиме западных санкций и ответного российского эмбарго на ввоз еды из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии. Отечественные аграрии и производители показали, что голодать без западных деликатесов мы точно не будем. Но какой ценой?

Как мы уже выяснили, лучше всего во время продовольственной «войны» чувствуют себя кондитеры. Справляются с поставленными задачами птицеводы и производители молока. Мы не остались без мяса, овощей и вин, но сложнее дела обстоят с фруктами. В прошлом номере мы не успели оценить еще несколько важных сегментов продовольственного рынка, но без них картина была бы неполной:

Хлеб

Тут у нас все хорошо. По данным петербургского центра импортозамещения и локализации, 99,9 процента хлебобулочных изделий в Питере производится из отечественного сырья. Оставшиеся доли процента приходятся на специальные смеси, нужные для выпуска особых сортов хлеба. А социально значимые («Дарницкий», «Столичный», «Пшеничный») буханки делают стопроцентно российскими. И в прошлом году производство хлеба в городе благополучно увеличилось на 15,8 процента.

Зерно

В 2015-м сельхозпредприятия Ленобласти собрали 144,4 тысячи тонн зерна, что на 29 тысяч тонн больше, чем годом ранее. Помогла не только погода. Изначально аграрии засеяли большие площади. Их производства расширяются сезон за сезоном. Вытеснение импортных поставщиков тут идет полным ходом. Более того, наращивается экспорт зерна и муки. Этому способствует девальвация рубля. Почувствовав свои преимущества, аграрии региона готовятся и в 2016-м увеличить площади для выращивания зерна.

Рыба

Питерские хозяйки не перестают возмущаться — рыба в Петербурге, который раскинулся на берегу моря, стоит дороже мяса. Импортозамещение в этой сфере рынка явно недостаточное. Власти Петербурга ведут переговоры с коллегами из рыбодобывающих регионов, на словах есть понимание и желание сотрудничать, на деле же все сложнее. По данным Росрыболовства, отечественные компании продолжают ориентироваться на экспорт. Мурманским, архангельским, дальневосточным предприятиям оказывается выгоднее добыть рыбу, заморозить ее на судне и продать в ближайшем иностранном порту за валюту. Поставлять ее свежей или замороженной в Питер или Москву им довольно сложно. В основном перевозки идут по железной дороге, а изотермические вагоны морально устарели и в них банально не довезти товар до столиц.

Конечно, есть кое-какие позитивные новости. То тут, то там по стране открываются новые рыбозаводы, рыбные и моллюсковые фермы, компании по производству кормов для искусственного выращивания морских и речных обитателей. Даже в Ленобласти в 2015 году стали производить рыбы на 10 процентов больше. Но этого явно недостаточно. И рынок это чувствует, отзываясь ростом цен.

Пиво

Производство пива и напитков на его основе упало в Петербурге в прошлом году на 25 процентов — до 2 миллионов декалитров. Доля пивного импорта, и без того стремящаяся к нулю (1–2 процента от всего рынка), тоже сократилась, причем провально — в начале 2015-го закупки рухнули сразу на 70 процентов. Производители пива винят во всем кризис. Петербуржцы отказываются от дорогих сортов, да и вообще от этого напитка, как от излишества. Кроме того, сказываются введенные в стране и городе внутренние «санкции» — ограничения на время и место продажи алкоголя.

Цены не оправдали надежд

Эксперты признают, что в целом импортозамещение продуктов в Петербурге идет успешно. По основным направлениям, особенно по части продовольствия первой необходимости, наши производители смогли заменить иностранную еду. И даже по качеству российские продукты не уступают «заморским». Однако от импортозамещения ждали и еще одного результата — снижения цен. С этим оказалось сложнее. Поставщикам удалось сократить расходы на транспортировку — все-таки везти, например, молоко из Ленобласти до питерского супермаркета дешевле, чем из Финляндии. Однако рост стоимости (из-за курсов валют) комбикормов, удобрений, оборудования, запчастей и прочих составляющих агропроизводства вылился и в увеличение отпускных цен на само продовольствие.

По данным Петростата, годовая инфляция в Петербурге составила 13,2 процента, а продукты в это же время прибавили в стоимости 14,6 процента.

Лидерами роста цен оказались фрукты и рыба. Особенно удивили апельсины — они в 2015 году стали дороже на 63 процента. На 21 процент выросла цена на яблоки.

Нестабильны цены на огурцы и помидоры. В декабре томаты подорожали сразу на 33 процента, что объяснялось сезонностью. В начале года рост цен на эти овощи продолжился, хотя и более сдержанно — 8 процентов у огурцов, 2 процента у томатов. С импортозамещением в этой сфере наши тепличные хозяйства пока плохо справляются, а тут еще и антитурецкие санкции ввели. Все вместе и дало рост цен.

Кроме того, ощутимо подорожали:

алкоголь — от 5,8 до 20,6 процента;

молоко — на 8,4 процента;

творог — на 13,3 процента;

сметана — на 15,6 процента;

хлеб — на 20 процентов;

сахар — на 23 процента;

мороженая рыба — на 28 процентов;

маргарин — на 34 процента;

рис — на 35 процентов;

подсолнечное масло — на 37 процентов;

селедка — на 40,7 процента;

чай — на 41 процент.

Продавцы отмечают, что горожане отреагировали на такой рост цен сокращением расходов. За последние месяцы средний чек в питерских супермаркетах сократился на 10 процентов. Покупатели переходят на более дешевые продукты. К счастью, еще есть то, что даже в условиях кризиса дешевеет. Среди овощей порадовал картофель — его цена за 2015 год сократилась на четверть. Остатки последнего урожая до сих пор распродаются в магазинах порой по цене всего 9 рублей за кило. Чуть дешевле (на 2–5 процентов) стали курица и свинина на фоне подорожавшей почти на треть говядины.

Неожиданное препятствие

Продуктовое импортозамещение лучше всего далось питерским кондитерам и хлебопекам. Они оказались готовы работать с отечественным сырьем. Но появилась новая сложность. Практически все оборудование, а также упаковка для конфет, печенья, обычного хлеба — иностранного производства. Даже банальная пищевая пленка закупается за границей. Это, конечно, сказывается на цене итогового продукта. Однако питерские аналитики отмечают, что городские предприниматели вовремя заметили этот пробел в производстве, и в 2015 году в Петербурге стали открываться новые компании, специализирующиеся на фасовке и упаковке готовых продуктов.

И родина щедро поила меня кленовым сиропом

В Ленобласти петербуржец с недавних пор производит кленовый сироп, импортозамещая привычный канадский продукт. Алексей Грибин начинал с березового сока, но растущие рядом клены так и манили собирателя. Оказалось, что делать традиционный канадский продукт не так уж сложно, и теперь Алексей готов снабжать питерских рестораторов российским кленовым сиропом.

Импортозамещение породило общепит

Эмбарго на ввоз продуктов из Европы и экономические трудности стали причиной закрытия в 2015 году почти 500 ресторанов и кафе в Петербурге. Импортозамещение не пошло им на пользу. Владельцы общепита были готовы отказаться от оригинальных продуктов национальных кухонь (например, итальянских или французских) и заменить их отечественными. Но инфляция привела к тому, что пришлось платить за российские товары даже больше, чем за аналогичные иностранные. Этого не выдержали примерно 10 процентов городских кафе и ресторанов, причем как небольших, так и весьма солидных.

Однако, по оценкам экспертов ресторанного бизнеса, это вовсе не провал. Изначально скептики ожидали, что в Петербурге закроется и вовсе треть точек общепита. Так что произошедшее нельзя считать проблемой, а лишь ускорением естественных процессов ресторанной «эволюции». Вместо 500 закрывшихся открылось более 300 заведений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру