Дацик - опасен, но свободен

После пяти лет в колонии националист-поединщик Вячеслав Дацик решил стать правозащитником

В Петербург вернулся «Рыжий Тарзан» Слава Дацик. Пять лет город спал спокойно без его выходок. Едва выйдя из самолета в Пулково, он заявил: «Я не признаю законов Российской Федерации». Впрочем, это не мешает ему мечтать о карьере юриста.

После пяти лет в колонии националист-поединщик Вячеслав Дацик решил стать правозащитником
Фото Замира Усманова

Вменяемость под вопросом

Вячеслав Дацик не раз давал интервью «МК» в Питере». Что показательно, общаться с прессой он любил прямо из «Крестов» или особой психбольницы, куда его отправляли с подозрением на невменяемость. Правила спецучреждений он нарушал легко и непринужденно, как и вообще любые правила.

В 2007-м его — известно питерского бойца в боях без правил — задержали и отправили в КПЗ за налеты на салоны сотовой связи. Довольно быстро было решено назначить ему психиатрическую экспертизу.

— Я на экспертизе с ума сходил. Стену проломил, оторвал батарею, стальные штыри вырвал, потом разбирал ими подоконник, кирпичи сдавал санитарам, ничего не жрал, всю охрану шугал. Меня уже через три дня признали невменяемым, — признавался Тарзан. Шизофрению, по его же словам, он ловко симулировал, чтобы из «Крестов» его перевели в психбольницу, из которой проще сбежать.

При прочей кажущейся неадекватности Вячеслава этот план оказался верен. Полгода он провел в тюремной лечебнице, где был мальчиком-паинькой. И тут все сработало — врачи решили, что он уже менее опасен для общества. А может, просто хотели избавиться от этой «бомбы замедленного действия». Как бы то ни было, Дацика перевели в обычную Дружносельскую психбольницу, где из охраны одни бабушки-санитарки, впадавшие в ступор от одного его взгляда. Свой перевод Слава отметил знатным пикником с шашлыками и выпивкой прямо в садике клиники, созвав туда своих друзей. Отдохнув месяц, он решился на побег. Как потом рассказывал главврач, Дацик просто руками разорвал ограждавшую больницу сетку и был таков.

Спустя несколько часов он ограбил тот же салон сотовой связи, на пороге которого его задержали в 2007-м и, по собственному признанию, поджег церковь Серафима Вырицкого. После этого он пустился в бега. С помощью эстонских друзей-националистов на резиновой лодке форсировал речку Нарву и оказался за границей. Из Эстонии добрался в Осло и там сдался на милость местным стражам порядка, даже отдав им свой позолоченный пистолет. Норвежцы не поверили, что в России Дацику угрожает карательная психиатрия, и вскоре выдали его обратно. В Питер везли не просто под конвоем, а в наручниках, боксерском шлеме и в сопровождении отряда автоматчиков.

В декабре 2012-го суд дал Дацику после признания его вменяемым 5 лет колонии общего режима за ограбления.

«Не работал. Стоял на учете»

Пять лет пролетели очень быстро. В колонии Дацик не скучал. Для поддержания физической формы он носился по двору с тракторной тележкой, сбивая ею столбы. После его освобождения Красноярское ГУФСИН (Дацик сидел в исправительной колонии № 31 Красноярска) распространило пресс-релиз с «характеристикой» на Тарзана: «Являлся нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Имел 32 взыскания, 3 раза водворялся в штрафной изолятор. Не работал. Стоял на профилактическом учете, как склонный к совершению побега, суициду, нападению на сотрудников администрации».

Впрочем, и Дацик о руководстве колонии не лучшего мнения. Прибыв в Петербурге на самолете из Красноярска 18 марта, Вячеслав заявил, что собирает жалобы от заключенных ИК-31 и будет бороться за их права. Он вообще решил заняться правозащитной деятельностью. Причем именно «деятельностью». Иной терминологии он теперь не приемлет, так как «Работают рабы, служат слуги, налоги платят наложницы». Дацик сообщил, что намерен поступить на юридический факультет Владимирского университета. А еще он занялся законотворчеством и собирается внести поправки в Уголовный кодекс. Что именно его не устраивает в УК РФ, он не пояснил. Но то, за что сам был осужден, преступлением не считает, так как вообще «не признает законов Российской Федерации».

Не забывает Вячеслав и о спорте. Он готов продолжить тренировки, а в апреле хочет повести первый бой на ринге, причем честный, а не договорной, как бывало раньше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру