Почему питерских школьников неправильно учат ПДД

Питерских школьников на уроках по дорожной безопасности учат не тому, что нужно

Статистика за 2015 год неутешительна: в ДТП пострадали почти 800 детей. Принято винить во всем водителей автомобилей. Но, по данным полиции, в половине случаев аварии происходят по неосторожности самих детей. «МК» в Питере» выяснял, почему питерских школьников так плохо учат правилам дорожного движения.

Питерских школьников на уроках по дорожной безопасности учат не тому, что нужно
Фото: Павел Платов/pg12.ru

Не обходите трамвай спереди!

С первого взгляда все обстоит как нельзя лучше — в детсадах и школах есть уголки безопасности, где плакаты рассказывают, как правильно переходить дорогу. В школьном курсе БЖД (безопасности жизнедеятельности) на обучение ПДД отведено несколько часов, но в основном эти знания дает классный руководитель во внеурочное время, например, во время классного часа. Школьники проходят тесты на знание правил дорожного движения, после которых, по идее, они должны быть полностью готовы к безопасному передвижению по улицам Петербурга.

Но на деле очень многие учителя подходят к рассказу об опасностях на дороге формально, к тому же сами они не умеют водить автомобиль и не знают нюансов, которые могут стоить жизни ребенку.

— Я проводил семинар повышения квалификации для преподавателей школ, — рассказал «МК» в Питере» начальник учебного центра безопасности дорожного движения Лесотехнического университета Владимир Сажин. — Половина из них не имели водительского удостоверения. Я задал им тестовый вопрос: что означает, когда у машины горят задние белые фонари? Все учителя-пешеходы лишь пожали плечами. Учителя-водители после некоторых раздумий вспомнили, что белый фонарь означает, что автомобиль собирается начать движение задним ходом. А ведь это та деталь, которую обязательно нужно доносить до детей, начиная с детсада — нельзя подходить близко к машине, у которой горит белый фонарь! Она сейчас поедет задом и может тебя сбить.

По словам Владимира Сажина, таких «мелочей» очень много:

— Большинство уроков ПДД в школе заканчивается на уровне «посмотри налево, посмотри направо», переходи дорогу на зеленый свет и носи светоотражатель. Или продолжают рассказывать детям о том, что трамвай нужно обходить спереди, а автобус и троллейбус — сзади. Но это миф еще советских времен. Обходя трамвай спереди, а автобус сзади, ребенок все равно очень рискует. По правилам он должен кратчайшим путем дойти до тротуара, а дорогу переходить только по пешеходному переходу.

«Если наедет — засужу»

В тестах районных олимпиад по ПДД есть такие вопросы: «Как переводится «тротуар» с французского?» или «Где впервые изобрели ПДД — в Древнем Китае или в Древнем Риме?». При этом на уроках детям ничего не рассказывают про «слепые зоны» и остановочный путь автомобиля.

— Им никто не объясняет, что во время слякоти или снегопада водитель может просто не увидеть пешехода, если тот попадет в его «слепую зону», — говорит Владимир Сажин. — В гололед остановочный путь автомобиля (вместе с реакцией водителя) занимает около 300 метров. Нужно объяснять детям: прежде чем уверенно идти по пешеходному переходу (особенно там, где нет светофора), следует убедиться, что водитель вас заметил и притормаживает. Но вместо этого дети, особенно мальчишки, чаще всего переоценивают свои возможности и действуют по «правилам», услышанным от недалеких родителей: «Пешеход всегда прав!», «Не трамвай, объедет», «Если он на меня наедет, я его засужу!».

Необходим новый современный спецкурс для школьных учителей. Если все оставить как есть, дети будут продолжать попадать под колеса автомобилей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру