Почему в Петербурге не купить российских презервативов

Минпромторг предложил ограничить закупку за рубежом презервативов

Минпромторг предложил ограничить закупку за рубежом презервативов. Идею уже поддержал бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он высказал надежду, что запрет иностранных презервативов поможет нам наконец-то решить демографическую проблему. 

Минпромторг предложил ограничить закупку за рубежом презервативов
mmm.dk

В этом Онищенко прав. Ведь отечественных презервативов в стране практически нет. «Изделия № 2» производит всего лишь один завод в Краснодарском крае. Но петербургские аптеки и супермаркеты не хотят их брать. И дело вовсе не в качестве товара.

Кто больше отстегнет?

— Российские презервативы занимают только около одного процента рынка, — говорит директор крупнейшего в стране оптового поставщика контрацептивов Есения Шамонина. — А 99 процентов принадлежит зарубежным производителям.

1 процент — это Армавирский завод резиновых изделий, который с начала 1970-х годов выпускает презервативы марки «Эрос». В 2002 году компанию Армавиру составила фирма «Эластомер» в Серпухово. Ее создатели закупили за рубежом оборудование и решили производить резиновые изделия «с нуля» по японской технологии. Но, проработав несколько лет, презервативная фирма прогорела.

— Производственные мощности нашего завода были рассчитаны на выпуск 240 миллионов изделий в год, — рассказала «МК» в Питере» экс-сотрудник фирмы «Эластомер» (свое имя женщина попросила не называть. — Ред.). — Реально же мы выпускали до 40 миллионов штук. Почему так мало? А вы что, не в России живете? Вы не знаете, что у нас проблемы со сбытом? Что в аптеки, торговые сети попадают только те производители, которые больше им отстегнут? Мы не могли так работать. Государство нам ничем в критический момент не помогло, а потому мы вынуждены были закрыться. Сейчас занимаемся тем, что сдаем в аренду помещения завода. Вот и весь бизнес...

Часть оборудования «Эластомера» купил Армавирский завод резиновых изделий. О производственных мощностях предприятия там не говорят, мол, коммерческая тайна, но намекают, что могли бы всю Россию завалить отечественными презервативами. А стране надо немало... По данным исследования, которое регулярно проводит компания Durex (торговая марка британских контрацептивов. — Ред.), среднестатистический житель планеты занимается сексом 103 раза в год, а любвеобильный россиянин — 120–140 раз. А сам наш рынок оценивается примерно в 500 миллионов презервативов в год. Но в Армавире готовы были поднапрячься и удовлетворить спрос.

— Мы хотим и можем работать, — говорит начальник отдела продаж завода Ольга Ермилова. — И все технологии у нас есть, и импортное оборудование стоит. Сырье — латекс — мы заказываем только у проверенных поставщиков из стран Азии, в том числе из Малайзии. Оно приходит к нам уже с определенными степенями очистки.

Бонусы для торговой сети

Казалось бы, армавирские «изделия № 2» должны были пойти на ура. Все-таки в таком деликатном презервативном деле крайне важна страна производства: резиновые изделия, сделанные в другой климатической зоне, могут вызвать аллергию у особо нежных мужчин и женщин.

— Нас фактически не пускают на рынок, — объясняет Ольга Ермилова. — Поэтому у нас примерно та же проблема, что была у подмосковного «Эластомера». Мы недавно проехали по торговым сетям, дали им наши коммерческие предложения. Но они реализуют импортную продукцию, говорят, что она лучше. Да почему лучше? Наши презервативы в прошлом году были включены в список «Ста лучших товаров России» (правда, конкурировать им там было особо не с кем, все-таки презервативы «с нуля» никто в стране больше не производит. — Ред.). А продукция проходит строгий контроль по ГОСТу, каждый презерватив проверяют (специальный аппарат «сканирует» резиновое изделие током и выявляет даже микроскопические отверстия, недоступные глазу. — Ред.).

Российские презервативы в крупных сетях готовы брать только при определенных условиях. Например, деньги за товар дают не сразу, а спустя 3–4 месяца. Для британских монстров вроде того же Contex или Durex — это не проблема, но для предприятия с низкой рентабельностью — почти катастрофа.

— С презервативами ситуация такая же, как и с другими нашими товарами, — объясняет Есения Шамонина. — Только чтобы зайти на рынок, попасть в какую-либо торговую сеть, нужно сделать ей большой взнос. Думаю, далеко не у всех наших производителей есть на это деньги.

— Платить надо за все. В том числе за то, чтобы твой товар стоял на удобной для покупателя витрине, — добавляет Ольга Ермилова. — Если платы за полку не будет, никто твои презервативы даже не увидит. Плюс еще существуют всевозможные бонусы и скидки для сетей.

Схем таких «бонусов» предостаточно. Например, можно заплатить за то, чтобы аптека не продавала у себя товар конкурента. Вот и получается, что в одной торговой точке могут быть только презервативы Contex или Durex, а в другой, предположим, Visit. Кроме того, торговым сетям за продажу определенной марки «изделия № 2» производители могут предложить приятные «подарки». Скажем, эксклюзивный договор на продажу презервативов или даже поездку за границу.

— Мы не можем предоставлять сетям никаких льгот, — говорит Ольга Ермолаева. — Если это делать, то надо в разы повышать стоимость нашего продукта. Но тогда мы потеряем тех покупателей, которые у нас есть, и еще не факт, что попадем в аптеки.

И правда, за бонусы, бренд и эксклюзивные услуги платят, конечно, покупатели. Недаром одна штука «Эроса» в магазинчике при заводе стоит всего 3 рубля 74 копейки. Для сравнения: упаковка из трех презервативов популярных Contex или Durex обойдется уже в 160–270 рублей.

Короли презервативов

Вместо того, чтобы играть по «российским правилам» и повышать стоимость «изделия № 2», Армавирский завод отправляет свою продукцию за границу. Так, наши презервативы охотно покупают на Украине, в Белоруссии и Казахстане... А на российском рынке тем временем царствуют дистрибьюторы. Крупнейшие из них — компания «Медком-МП» (представляет бренды Contex, Durex, импортные презервативы «Гусарские», «Соблазн», Erotica Deluxe) и «Болеар» (Vizit, Sicro, Viva).

Производством подобные компании не занимаются. В их введении чаще всего лишь экспертиза, тестирование качества, смазка, упаковка, продвижение и продажа.

Рассказывать о своей работе дистрибьюторы не любят. Например, в компании «Медком-МП», которую российские аптечники ласково называют «королями гондонов», на вопросы «МК» в Питере» о производственных мощностях и ценообразовании ответили, что это коммерческая информация и, словно в насмешку, посоветовали обратиться на горячую линию.

— Дело в том, что делать наши презервативы «с нуля» при всех вышесказанных условиях — куда дороже, чем импортировать уже готовые изделия с фабрик Юго-Восточной Азии, которые расположены рядом с латексными плантациями, — объясняет Есения Шамонина. — Вот вам и простой ответ, почему наших презервативов нет на рынке.

Деликатная подделка

По различным оценкам, примерно половина презервативов в нашей стране может быть подделками. Для России, которая в прошлом году стала лидером в Европе по числу заболевших ВИЧ, это настоящая беда. К тому же некачественная смазка может вызвать аллергию и раздражение. И это уже не говоря о том, что поддельный презерватив запросто может порваться в самый неподходящий момент и наградить влюбленных нежданным ребенком.

Но защитить себя от подделки все-таки можно.

— Не покупать «изделия № 2» в маленьких магазинчиках, палатках, точках возле вокзалов, на сайтах вроде Avito. Там выше риск приобрести фальсификат.

— Внимательно смотреть на упаковку. На поддельной может быть мутная надпись, ошибки в написании слов, опечатки. Часто на настоящих презервативах надписи дублируют на нескольких языках. Причем там может быть не только общепринятый английский, но и, например, казахский. В подделках это часто забывают сделать. Так же как и указать контакты дистрибьютора.

— Экспериментировать. В России чаще всего подделывают самые популярные бренды вроде Contex или Durex. Поэтому можно обратить внимание на японские Okamoto, английские Ganzo или немецкие MY.SIZE.

История «изделия № 2»

В советские времена презервативами страну снабжал Баковский завод резинотехнических изделий. Он производил около 200 миллионов штук в год. Существует версия, что благодаря именно этому предприятию за презервативами закрепилось название «изделие № 2». Якобы завод первоначально мог производить контрацептивы трех размеров: крохотного № 1, стандартного № 2 и очень внушительного № 3. Первый номер мужчины не покупали из психологических соображений. Третий тоже никому не пригодился из-за огромного размера. Так и остался лишь номер 2. Другая версия менее интересна. Согласно ей, «изделием № 1» был противогаз, а презерватив стал вторым. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру