В этом Онищенко прав. Ведь отечественных презервативов в стране практически нет. «Изделия № 2» производит всего лишь один завод в Краснодарском крае. Но петербургские аптеки и супермаркеты не хотят их брать. И дело вовсе не в качестве товара.
Кто больше отстегнет?
— Российские презервативы занимают только около одного процента рынка, — говорит директор крупнейшего в стране оптового поставщика контрацептивов Есения Шамонина. — А 99 процентов принадлежит зарубежным производителям.
1 процент — это Армавирский завод резиновых изделий, который с начала 1970-х годов выпускает презервативы марки «Эрос». В 2002 году компанию Армавиру составила фирма «Эластомер» в Серпухово. Ее создатели закупили за рубежом оборудование и решили производить резиновые изделия «с нуля» по японской технологии. Но, проработав несколько лет, презервативная фирма прогорела.
— Производственные мощности нашего завода были рассчитаны на выпуск 240 миллионов изделий в год, — рассказала «МК» в Питере» экс-сотрудник фирмы «Эластомер» (свое имя женщина попросила не называть. — Ред.). — Реально же мы выпускали до 40 миллионов штук. Почему так мало? А вы что, не в России живете? Вы не знаете, что у нас проблемы со сбытом? Что в аптеки, торговые сети попадают только те производители, которые больше им отстегнут? Мы не могли так работать. Государство нам ничем в критический момент не помогло, а потому мы вынуждены были закрыться. Сейчас занимаемся тем, что сдаем в аренду помещения завода. Вот и весь бизнес...
Часть оборудования «Эластомера» купил Армавирский завод резиновых изделий. О производственных мощностях предприятия там не говорят, мол, коммерческая тайна, но намекают, что могли бы всю Россию завалить отечественными презервативами. А стране надо немало... По данным исследования, которое регулярно проводит компания Durex (торговая марка британских контрацептивов. — Ред.), среднестатистический житель планеты занимается сексом 103 раза в год, а любвеобильный россиянин — 120–140 раз. А сам наш рынок оценивается примерно в 500 миллионов презервативов в год. Но в Армавире готовы были поднапрячься и удовлетворить спрос.
— Мы хотим и можем работать, — говорит начальник отдела продаж завода Ольга Ермилова. — И все технологии у нас есть, и импортное оборудование стоит. Сырье — латекс — мы заказываем только у проверенных поставщиков из стран Азии, в том числе из Малайзии. Оно приходит к нам уже с определенными степенями очистки.
Бонусы для торговой сети
Казалось бы, армавирские «изделия № 2» должны были пойти на ура. Все-таки в таком деликатном презервативном деле крайне важна страна производства: резиновые изделия, сделанные в другой климатической зоне, могут вызвать аллергию у особо нежных мужчин и женщин.
— Нас фактически не пускают на рынок, — объясняет Ольга Ермилова. — Поэтому у нас примерно та же проблема, что была у подмосковного «Эластомера». Мы недавно проехали по торговым сетям, дали им наши коммерческие предложения. Но они реализуют импортную продукцию, говорят, что она лучше. Да почему лучше? Наши презервативы в прошлом году были включены в список «Ста лучших товаров России» (правда, конкурировать им там было особо не с кем, все-таки презервативы «с нуля» никто в стране больше не производит. — Ред.). А продукция проходит строгий контроль по ГОСТу, каждый презерватив проверяют (специальный аппарат «сканирует» резиновое изделие током и выявляет даже микроскопические отверстия, недоступные глазу. — Ред.).
Российские презервативы в крупных сетях готовы брать только при определенных условиях. Например, деньги за товар дают не сразу, а спустя 3–4 месяца. Для британских монстров вроде того же Contex или Durex — это не проблема, но для предприятия с низкой рентабельностью — почти катастрофа.
— С презервативами ситуация такая же, как и с другими нашими товарами, — объясняет Есения Шамонина. — Только чтобы зайти на рынок, попасть в какую-либо торговую сеть, нужно сделать ей большой взнос. Думаю, далеко не у всех наших производителей есть на это деньги.
— Платить надо за все. В том числе за то, чтобы твой товар стоял на удобной для покупателя витрине, — добавляет Ольга Ермилова. — Если платы за полку не будет, никто твои презервативы даже не увидит. Плюс еще существуют всевозможные бонусы и скидки для сетей.
Схем таких «бонусов» предостаточно. Например, можно заплатить за то, чтобы аптека не продавала у себя товар конкурента. Вот и получается, что в одной торговой точке могут быть только презервативы Contex или Durex, а в другой, предположим, Visit. Кроме того, торговым сетям за продажу определенной марки «изделия № 2» производители могут предложить приятные «подарки». Скажем, эксклюзивный договор на продажу презервативов или даже поездку за границу.
— Мы не можем предоставлять сетям никаких льгот, — говорит Ольга Ермолаева. — Если это делать, то надо в разы повышать стоимость нашего продукта. Но тогда мы потеряем тех покупателей, которые у нас есть, и еще не факт, что попадем в аптеки.
И правда, за бонусы, бренд и эксклюзивные услуги платят, конечно, покупатели. Недаром одна штука «Эроса» в магазинчике при заводе стоит всего 3 рубля 74 копейки. Для сравнения: упаковка из трех презервативов популярных Contex или Durex обойдется уже в 160–270 рублей.
Короли презервативов
Вместо того, чтобы играть по «российским правилам» и повышать стоимость «изделия № 2», Армавирский завод отправляет свою продукцию за границу. Так, наши презервативы охотно покупают на Украине, в Белоруссии и Казахстане... А на российском рынке тем временем царствуют дистрибьюторы. Крупнейшие из них — компания «Медком-МП» (представляет бренды Contex, Durex, импортные презервативы «Гусарские», «Соблазн», Erotica Deluxe) и «Болеар» (Vizit, Sicro, Viva).
Производством подобные компании не занимаются. В их введении чаще всего лишь экспертиза, тестирование качества, смазка, упаковка, продвижение и продажа.
Рассказывать о своей работе дистрибьюторы не любят. Например, в компании «Медком-МП», которую российские аптечники ласково называют «королями гондонов», на вопросы «МК» в Питере» о производственных мощностях и ценообразовании ответили, что это коммерческая информация и, словно в насмешку, посоветовали обратиться на горячую линию.
— Дело в том, что делать наши презервативы «с нуля» при всех вышесказанных условиях — куда дороже, чем импортировать уже готовые изделия с фабрик Юго-Восточной Азии, которые расположены рядом с латексными плантациями, — объясняет Есения Шамонина. — Вот вам и простой ответ, почему наших презервативов нет на рынке.
Деликатная подделка
По различным оценкам, примерно половина презервативов в нашей стране может быть подделками. Для России, которая в прошлом году стала лидером в Европе по числу заболевших ВИЧ, это настоящая беда. К тому же некачественная смазка может вызвать аллергию и раздражение. И это уже не говоря о том, что поддельный презерватив запросто может порваться в самый неподходящий момент и наградить влюбленных нежданным ребенком.
Но защитить себя от подделки все-таки можно.
— Не покупать «изделия № 2» в маленьких магазинчиках, палатках, точках возле вокзалов, на сайтах вроде Avito. Там выше риск приобрести фальсификат.
— Внимательно смотреть на упаковку. На поддельной может быть мутная надпись, ошибки в написании слов, опечатки. Часто на настоящих презервативах надписи дублируют на нескольких языках. Причем там может быть не только общепринятый английский, но и, например, казахский. В подделках это часто забывают сделать. Так же как и указать контакты дистрибьютора.
— Экспериментировать. В России чаще всего подделывают самые популярные бренды вроде Contex или Durex. Поэтому можно обратить внимание на японские Okamoto, английские Ganzo или немецкие MY.SIZE.
История «изделия № 2»
В советские времена презервативами страну снабжал Баковский завод резинотехнических изделий. Он производил около 200 миллионов штук в год. Существует версия, что благодаря именно этому предприятию за презервативами закрепилось название «изделие № 2». Якобы завод первоначально мог производить контрацептивы трех размеров: крохотного № 1, стандартного № 2 и очень внушительного № 3. Первый номер мужчины не покупали из психологических соображений. Третий тоже никому не пригодился из-за огромного размера. Так и остался лишь номер 2. Другая версия менее интересна. Согласно ей, «изделием № 1» был противогаз, а презерватив стал вторым.