Житель Петербурга уже 10 лет собирает раритетные мобильные телефоны

Мобильники на заре их существования долгое время были для петербуржцев настоящей роскошью. Огромные тяжелые трубки могли себе позволить только обеспеченные люди.

Маленький Дима Казаков, как и многие мальчишки 1990-х, мечтал когда-нибудь обзавестись телефоном. И чтобы он был небольшим и стильным, как у главного героя фильма «Матрица»... Сейчас в коллекции петербуржца более 70 моделей мобильников. И все с приставкой «ретро».

Мобильники на заре их существования долгое время были для петербуржцев настоящей роскошью. Огромные тяжелые трубки могли себе позволить только обеспеченные люди.
Наталья Ламбоцкая

«Матрица» опередила время

Первым сотовым телефоном Дмитрия Казакова была популярная в свое время «Нокиа 3310». Хороший мобильник, но детская мечта не давала покоя. В 2005 году Дмитрий приобрел свой первый коллекционный телефон — тот самый «Нокиа 8110», как у Нео из «Матрицы». За своеобразную форму его еще прозвали «банан».

— В 1999 году, когда этот аппарат был выпущен, он стоил очень дорого — 800 долларов. Ребенком я, конечно, себе такого телефона позволить не мог. А к 2005-му модель уже устарела и подешевела. Она обошлась мне в 3 тысячи рублей (105 долларов по тогдашнему курсу). Я был безумно счастлив. Но радость оказалась не полной. В кино у телефона флип (откидная крышка. — Ред.) «отстреливался» нажатием кнопки, что выглядело очень круто. А на деле крышечка открывалась просто руками, — рассказывает Дмитрий, но все равно с гордостью демонстрирует один из экспонатов своей необычной коллекции. — Позже в Интернете я нашел мобильник, в котором флип все-таки отодвигался с помощью кнопки. Такую модель выпустили только в 2000 году. То есть создатели «Матрицы», вышедшей в 1999-м, опередили время.

Экспонаты для своей коллекции петербуржец ищет на барахолках, радиорынках и в интернет-магазинах. В коллекцию на полке попадают только исправные, работающие экземпляры. Всего их набралось уже более 70.

Те, что нуждаются в ремонте или деталях, ждут своего времени в чемодане вместе с кучей зарядных устройств. Это сейчас производители пытаются договориться об универсальном разъеме для зарядника, а раньше у каждой марки телефона был свой уникальный разъем.

Предки смартфонов и прадед «Айфона»

Самый старый в коллекции Дмитрия телефон — «Моторола МикроТак» 1989 года выпуска. Сим-карта для него не была предусмотрена, и каждый мобильник имел свой индивидуальный номер. На маленьком монохромном дисплее можно было увидеть лишь номер входящего звонка. Стоил он в год своего выпуска четыре тысячи долларов. А коллекционеру он достался бесплатно года три назад. На объявление коллекционера в Интернете о приеме старых мобильников откликнулся человек, который когда-то был счастливчиком, имевшим этот раритет.

Среди «старичков», живущих в квартире Казакова, можно найти и первый цифровой мобильник массового производства — «Моторола 3200». И необычный аппарат 1990 года выпуска, в который вставлялась сим-карта размером с кредитку.

По основной профессии Дмитрий — свадебный фотограф. Разъезжая с молодоженами по разным странам, он не упускает возможности пообщаться с местными коллекционерами и посетить городские барахолки. А бывало, что в другую страну он ехал специально за очередным экспонатом. Так, например, «Эриксон Р250», который мало кто в России видел, он привез из Польши. С провозом покупки через границу даже возникли проблемы — пограничники не признали в аппарате телефон.

— Они заявили, что я привез то ли рацию, то ли какой-то непонятный передатчик. Пришлось его заряжать, включать и звонить, чтобы доказать, что это не секретное передающее устройство, а обычный ретромобильник, — вспоминает петербуржец. — А телефон действительно необычный, у него есть защита от пыли и влаги. Закрываешь задвижку — и динамик защищен, хоть под воду ныряй.

Из Финляндии Дмитрий привез коммуникатор, выпущенный в далеком 1995 году. Он примерно в 1,5 раза больше современных аппаратов.

— Есть у меня и «дедушка» всех «Айфонов» и современных смартфонов — «Эриксон» с тачскрином и черно-белым экраном. С его помощью можно не только звонить, но и выходить в Интернет, — показывает одну из драгоценностей своей коллекции молодой человек.

Дмитрий признается: он пользовался некоторое время всеми необычными телефонами, которые приобрел. Реакция у людей, которые видели, как он звонит по гигантскому по нынешним меркам телефону, бывает разной, но чаще трубки вызывают любопытство. Сам питерец своими «подопечными» гордится. Каждый необычен, а еще работает и воров не соблазняет.

А вот у кого коллекция Казакова вызывает интерес, так это у сотрудников «Ленфильма». Они уже не раз обращались к Дмитрию за помощью, когда начинали съемки очередного сериала про 1990-е годы.

Дорогое ретро

О том, сколько может стоить его коллекция, любитель старины не задумывается. Говорит, что на самой верхней полке (а всего под телефоны отдано три) — наиболее дорогие модели. Каждая на момент своего выпуска стоила более тысячи долларов. Однако, если учесть, что «повторяющиеся» экспонаты Дмитрий продает другим коллекционерам, а сам покупает телефоны по сниженной цене, весь его набор вышел ему... в ноль.

Что касается продаж. Дороже всего — за 20 тысяч рублей — ему удалось продать телефон Audiovox красного цвета, внешне похожий на автомобиль «Феррари». Впрочем, и без него у Казакова хватает телефонов, которые по своей стоимости легко бьют флагманские модели известных брендов.

Например, сам коллекционер сейчас ходит со старенькой, 2002 года выпуска, но вполне новенькой по внешнему виду «Нокиа 8910» с отстегивающимся флипом. И весьма ей доволен. Аппарат-то стильный. С этой моделью в 2005 году засветился в фильме «Перевозчик-2» звезда Голливуда Джейсон Стэйтон. И после этого в интернет-магазинах такой телефон стали продавать как самые новые модели брендовых компаний — по 40–45 тысяч рублей.

— Кто не интересуется этой темой, те и не знают, что этот мобильник стоит как новейший «Айфон». А он, между прочим, в отличие от своих более молодых конкурентов держит заряд неделю, — хвастается Дмитрий.

В планах Казакова — расширение коллекции и создание музея мобильных ретротелефонов. Инвестор уже нашелся. Осталось только подобрать помещение, и тогда вспоминать молодость, рассматривая первые мобильники, смогут не только друзья коллекционера, а все желающие.

Ретромобильные музеи

Дмитрий не единственный собиратель ретротелефонов.

Так, в коллекции москвича Михаила Учителя 136 моделей мобильников. Один из самых необычных экземпляров — прототип телефона «Моторола», который в серийное производство так и не был запущен. А самый редкий экземпляр — разноцветный «Моторола СтарТас Рэйнбоу».

У Антона Нестеренко из Полтавы в коллекции более 170 моделей. Наиболее широко представлен ряд телефонов «Нокиа».

А самая большая коллекция мобильников собрана в музее, основанном одной из ремонтных мастерских в Бресте. Посетители либо просто забывали свои телефоны, либо оставляли из-за слишком дорогого ремонта. Поначалу сотрудники мастерской хотели устроить конкурс по метанию мобильников, но мероприятие то и дело переносилось, а коллекция продолжала расти. В итоге был создан музей. Самый древний в нем экспонат — телефон «Орбитал» 1989 года. Он был настолько большим, что его можно было носить вместо борсетки. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру