Санкции экспорту сирот не помеха

Петербуржцы в кризис стали чаще усыновлять детей

Детский омбудсмен Павел Астахов изучил отчеты госдепа США и выяснил, что в прошлом году, невзирая на запрет, в Штаты к новым родителям уехали 11 российских сирот. Как такое стало возможно, теперь разбирается прокуратура. В том, что в органах опеки царит бардак, корреспондент «МК» в Питере» убедилась, попытавшись выяснить, что же происходит в Петербурге с усыновлением спустя два года после принятия «закона Димы Яковлева».

Петербуржцы в кризис стали чаще усыновлять детей

В Смольном не знают, что сказать

262 сироты были вывезены из России в США после вступления в силу закона, запрещающего передачу детей гражданам США. Об этом недавно сообщил Павел Астахов. 251 ребенок отправился к американским мамам и папам в 2013 году, еще 11 детей — в 2014-м. При этом только 25 малышей выпустили официально. Это были те сироты, решения по усыновлению которых принимались еще в 2012 году, но выезд задержался до 2013-го. Как увезли остальных — загадка. Госорганы не смогли оперативно объяснить, почему отпустили наших сирот в США в обход «закона Димы Яковлева» (так звали российского мальчика, погибшего в 2008 году в американской семье). Схема более-менее ясна только по одному ребенку. Он, кстати, жил в Петербурге.

Мальчик был воспитанником дома ребенка. Сначала его по договору опеки перевезли из Питера в Москву. Там опекунство переоформили на женщину, которая имела двойное, российско-американское гражданство. Заполучив малыша, она уехала с ним в США к своему мужу. Схема относительно честная. Однако новая мама — владелица американского паспорта — должна была в суде доказать, что сын будет жить преимущественно в России. Видимо, на процессе она была очень убедительна, раз Фемида отпустила с ней ребенка.

«МК» в Питере» попросил прокомментировать этот случай с питерским мальчиком председателя Комитета по социальной политике (именно этот орган власти города курирует вопросы опеки) Александра Ржаненкова. Ответа мы так и не получили. Видимо, попросту в комитете не знают, что сказать. Да и вообще складывается впечатление, что информация по иностранному усыновлению — это большая тайна.

Сдали иностранцам и забыли

Отношения с Евросоюзом у нас сейчас хуже некуда, уже скоро год, как идет война санкций. Отдавать в таких условиях детей европейцам — очень сомнительное решение. Но чиновники все равно отдают наших малышей представителям враждебных стран. После двух недель просьб и запросов Комитет по соцполитике Смольного все-таки выдавил из себя цифру: в 2014 году в Петербурге иностранцами были усыновлены 124 ребенка. Это почти столько же, сколько и годом ранее. На начало декабря 2013-го из Питера за границу усыновили 114 детей. То есть получается, войны, кризисы и громкие заявления политиков на выбор родителей не влияют. Французы и немцы как разбирали наших сирот, так и продолжают.

Как сообщили в ведомстве Александра Ржаненкова, в прошлом году в Петербурге оставшиеся без родителей дети усыновлялись гражданами Италии, Франции, Израиля, Великобритании, Мальты, Финляндии, Германии, Швеции, Испании и Словении. Правда, в какие страны детей забирали чаще, чиновники уже подсчитать не смогли. Но хуже другое: в комитете так и не ответили, что это были за дети — больные или здоровые, совсем маленькие или уже подростки, у которых почти не было шанса найти семью на родине.

А между тем, по данным все того же Павла Астахова, в 2013-м из 25 детей, которых все же отпустили в США, только трое имели инвалидность, остальные считались нормальными.

В Ленинградской области, где усыновлениями ведает Комитет общего и профессионального образования, и вовсе смогли сообщить лишь, что детей из региона увозили в Италию, Израиль и Испанию. Сколько сирот покинуло Россию при этом — неведомо. Отмечается лишь, что все они имели проблемы в развитии. Но опять же, насколько критичны упомянутые проблемы — военная тайна. А ведь это могли быть и тяжелые патологии, и просто отставание от сверстников из-за воспитания в детдомах.

Стоит ли удивляться, что 237 детей за два года были вывезены в США в обход закона. В этой ситуации возникает еще один вопрос: чем так привлекают американцев наши дети, если они готовы не просто терпеть наши бюрократические препоны, но и нарушать закон?

У девочек больше шансов на родителей

В остальном же ситуация с сиротством в Петербурге и Ленобласти постепенно улучшается. Новых воспитанников детдомов становится все меньше, в семьи малышей забирают чаще.

— Уже несколько лет подряд к нам приходит все больше пар, готовых стать приемными родителями. И в большинстве своем это люди с устоявшимися доходами и рассчитывающие на свои силы, независимо от помощи государства. И кризис на них никак не повлиял, — рассказала президент общественного благотворительного фонда «Родительский мост» Марина Левина.

Ее слова подтверждает официальная статистика. В 2014 году в Петербурге в семьи были переданы 1772 ребенка. К концу 2013-го было лишь 1117 детей. В начале 2013 года, когда в связи с принятием «закона Димы Яковлева» бурно обсуждался вопрос, готовы ли россияне заменить иностранных усыновителей, не раз говорилось, что наши граждане не торопятся становиться приемными родителями из-за финансовых трудностей, слишком маленьких пособий и единовременных выплат на ребенка. Однако реальная практика доказывает обратное. Несмотря на рухнувший рубль и рост цен на продукты, ЖКХ и транспорт, петербуржцы принимают сирот в семьи чаще, чем раньше.

В Ленобласти также сообщили, что в регионе наблюдается стабильное сокращение числа детей, растущих без родителей. За год там передали в семьи 875 детей. В основном папы и мамы были из местных. Но также областных воспитанников детдомов разбирали петербуржцы, москвичи, жители Краснодарского края, Псковской и Новгородской областей, и даже Башкортостана.

— Охотнее всего принимают детей до 3 лет, без ярко выраженных проблем в развитии, европейского типа. Девочки пользуются большей популярностью, чем мальчики, — отметили в Комитете общего и профессионального образования Ленобласти.

 

МК-Статистика

В Петербурге — 12 675 сирот. Из них 10 429 уже усыновлены, находятся под опекой или в приемной семье. А 2246 детей остаются в домах ребенка, детдомах, интернатах.

В Ленинградской области — 5469 сирот. Из них 4295 детей живут в семьях, 1174 ребенка остаются в соцучреждениях.

Кстати. Геям их не отдадут

Госдума на днях ратифицировала договор с Испанией, который регулирует усыновление наших детей в эту страну. Российских сирот испанцы активно принимали к себе и прежде. Однако новое соглашение более детально прописывает эту процедуру, а главное — в нем оговаривается, что сирот нельзя будет отдавать однополым парам или в неполные семьи.

Ранее подобные договоры были заключены с Италией и Францией. На очереди Израиль, Ирландия, Словения, Новая Зеландия, Кипр, Мальта.

А вот с Финляндией отношения усложняются. В 2017 году в этой стране планируется узаконить однополые браки. И с этого момента финнам, скорее всего, будет запрещено усыновлять детей из России. Правда, «соседи» и без того в последние годы все реже приезжают в Питер за сыновьями и дочерьми. Если в 2012 году они забрали 18 питерских сирот, то в 2013-м уже только семерых. Их них «проблемными» были лишь трое — один инвалид и двое «взрослых» — 5 и 9 лет.

 

Фото: wallpapercomel.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру