Режиссер Игорь Масленников: «Мы не думали, в кого бы плюнуть»

Кинематографист рассказал, как правильно понимать патриотическое кино

В кинотеатре «Родина» покажут фильмы учеников мэтра отечественного кино — 83-летнего Игоря Масленникова. Автор знаменитого советского «Шерлока Холмса» учит будущих режиссеров главному ремеслу — не снимать «черных фильмов». Накануне премьеры «МК» в Питере» поговорил с легендой кино.

 Кинематографист рассказал, как правильно понимать патриотическое кино

Расцвет кино малых народов

— Игорь Федорович, довольны ли вы вашим первым выпуском Высших курсов при университете кино и телевидения?

— Да, ребята очень хорошие. Я ставлю себе задачу — не сделать из них великих художников, привить им ремесло! Я выпустил 12 человек, а теперь мне предложили набрать еще один курс. Приходят в основном взрослые люди, от инженеров до компьютерщиков. Многие где-то работают, ведь ребятам приходится платить за свое образование бешеные деньги (не мне, конечно). Да и совсем молодых, сразу из школы, я не беру, потому что профессия кинорежиссера подразумевает наличие у человека жизненного опыта.

— Некоторые фильмы ваших учеников сняты по вашим же сценариям. Почему?

— Я преподаю уже больше 20 лет, и еще во ВГИКе столкнулся с проблемой — молодым режиссерам не найти хороших сценариев короткометражных фильмов! Хотя во ВГИКе есть сценарный факультет, все равно — подходящих работ не было. В итоге я сам принялся за сочинительство и написал больше 20 сценариев. Для того, чтобы мои студенты могли по ним снимать фильмы. В стране в целом кризис в сценарном деле. Это направление испортилось, когда появилась огромная волна телесериалов, в которых законы нормальной кинодраматургии сошли на «нет». Человек явился в угрозыск, взял с полки уголовное дело — и все, уже сценарий готов. А искусство сюжетосложения, драматургии теперь большая редкость.

— Но какое будущее ждет новых питерских режиссеров, если даже на якобы возрожденном «Ленфильме» сейчас снимают всего два фильма!

— Да, ситуация нерадостная. Ведь в советское время на «Ленфильме» снимали большее 50 картин в год! Произошла непоправимая вещь — Россия лишилась своего кинопроката. Раньше ежегодно делалось больше 250 фильмов, и все они прокатывались и окупались. Деньги возвращались государству, и оно давало новые средства но очередной фильм. Сейчас все рухнуло, весь прокат принадлежит Америке. Даже хорошие фильмы не попадают на экраны, даже от известных режиссеров… Например, одну из моих удачных картин «Письма к Эльзе» (драма 2002 года о наивной вдове олигарха, столкнувшейся с жестоким и прагматичным миром. — Ред.) вообще никто не видел, хотя она получила массу наград от Индии до Америки. Я говорил своему приятелю, директору прокатной компании «Каро Фильм»: «Леша, посмотри кино, прокатите его у себя!» Он посмотрел и ответил: «Интересная работа, но, слушай, мы же на самом деле «Уорнер Бразерс», у меня на полгода вперед забит весь репертуар...»

Однако вся эта ситуация родила новое интересное явление — национальное кино. Не русское, а якутское, казахское, киргизское. Например, в Якутии живет 7 миллионов человек, и якуты хотят смотреть свое кино... И там у них произошел своего рода расцвет. У меня был студент оттуда, и теперь он в Якутии — популярный востребованный мастер. Якуты снимают себя, о себе, показывают у себя, окупают бюджет и снова снимают. Ведь у них там американские фильмы не оккупировали прокат. Да они никому и не хотят показывать это свое кино, довольны собственным прокатом. Другой мой студент в таком же восторге от киргизской киностудии. Еще одна студентка рассказала об успехах казахского национального кино... Тем выпускникам, кто остается в России, я всегда говорю, что работа режиссера сегодня во многом зависит от... случая, удачи. Если раньше тебя брали на «Ленфильм», то теперь... можно рассчитывать только на себя.

Очень черный «Левиафан»

— Многие современные режиссеры снимают так называемое «фестивальное кино». Сегодня это стало синонимом всякого рода чернухи. Сделай фильм про алкоголиков, убийц, нетрадиционную любовь — и тебя покажут на престижном фестивале. Вы участник многих смотров, например, ваш «Сентиментальный роман» был номинирован на авторитетный «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Было ли раньше такое повальное заигрывание с фестивалями?

— Это тенденция современного времени. Либерализм — теперь это так называется. Раньше было всякое, но в основном снимали патриотическое кино. Хотя мы не задумывались о наградах, не хотели понравиться зарубежным отборщикам, не размышляли, в кого бы плюнуть в своем фильме, чтобы нам за это дали приз. Мы просто рассказывали свои истории. Сейчас же это все связано с внешним влиянием. Разве вы не чувствуете? Отборочные комиссии международных фестивалей берут в конкурс именно такие «чернушные» фильмы, им это нравится, вот многие режиссеры и стремятся потом снимать такое кино, чтобы попасть на кинофестиваль. Почему «Левиафан» хорошо пошел по зарубежным фестивалям? Потому что это абсолютно, невозможно черный фильм. В Москве на фестивальном показе половина зала не выдерживала и уходила... Но фестивалям именно такое и нравится!

— То есть не реальная жизнь, а западные отборщики надиктовали российским режиссерам спрос на чернуху?

— Да, идет идеологическая война. Сейчас неправильно понимают слово «патриот». Наличие патриотического сознания не означает, что надо быть абсолютно согласным с властью. Лермонтов был патриотом, он написал «Бородино», но вместе с тем — «Прощай, немая Россия». Другой пример — Салтыков-Щедрин — прекрасный сатирик и притом генерал-губернатор! Он описывал российскую жизнь критически, но был патриотом. Они критиковали, но любили, желали добра своей стране. А теперь посмотрите на нынешние «черные» фильмы, на так называемые свободные СМИ вроде «Дождя» или «Эха Москвы» — это уже не патриоты, не оппозиция. Получается так, что там враги, которые ненавидят эту страну, хотят ей зла. Получается, что у нас все развалено, уничтожено, оппозиции как таковой нет, а Запад между тем перешел в атаку.

— Вы об Украине?

— Да. Когда только выяснилось, что американцы поддерживают Майдан и вложили в его подготовку около 5 миллиардов долларов, первое, что я сказал дома: «Обаме нужен Крым. Никакая судьба украинского народа его не волнует!» Почему? Потому что Крым — это непотопляемый авианосец для американцев, имеющих 600 военных баз по всему миру, получить Крым с 6 великолепными аэродромами, с 8 глубоководными бухтами — это значит контролировать Черноморье, весь Кавказ, Среднюю Азию до Китая. То есть полный контроль всего юга России. Кроме меня, это сразу понял Путин. Поэтому он, сломав планы Америки, срочно взял Крым. Вот почему они сейчас в таком бешенстве — у них сорвалась эта операция!

Фильмы нытиков умрут

— Но ведь многие российские режиссеры снимали мрачные ленты и до Крыма. На ваш взгляд, какова сверхзадача для режиссера во всей этой суматохе?

— Ну мне в этом вопросе сложно высказываться, у меня творческая позиция другая. Я вижу много хорошего кино, но не могу воспринять, например, ни Германа, ни Сокурова, на Тарковского. Они сняли грандиозные фильмы, но я не могу их смотреть! Я даже Леше Герману, с которым дружил до последних дней его жизни, говорил: «Леша, ну опять ты ноешь!» Я не люблю угрюмое кино, где нет даже тени улыбки! Для меня кино — это зрелище, которое может влиять на тех, кто приходит его смотреть. Я всегда считал, что надо влиять добром, улыбкой, юмором. Посмотрите, какие фильмы остаются в истории? Критики ругали фильмы Гайдая, а они остались в памяти народа по сей день! Почему так долго живет мой «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»? Потому что это была комедия, полная иронии. Угрюмое кино в конечном счете умирает. Первое задание, которое я даю своим студентам, — снять анекдот.

Стараюсь прививать новому поколению критический, иронический взгляд на жизнь, не лишенный улыбки.

— Какая из современных картин вас впечатлила в этом смысле?

— Была очень хорошая картина «Питер FM» Оксаны Бычковой. Сейчас вышла другая ее лента «Еще один год».

— А как вам американские и европейские экранизации «Шерлока»? Ведь он стал очень популярным!

— А я их не смотрел. В этом смысле я не «холмсовец». Восемь лет я ковырялся с этим «Шерлоком», уже проклял все на свете — так он мне надоел, что между его съемками я еще снял «Зимнюю вишню» и «Пиковую даму». До нас было 200 фильмов по Конан Дойлу и после нас будет много. Только современные экранизации пользуются исключительно нашим, советским открытием. Именно мы показали Шерлока в паре с Ватсоном. Когда ко мне на «Ленфильм» принесли сценарий, я взялся за него, потому что там было удивительное новшество — наши сценаристы обнаружили, что про одного Шерлока делать кино нельзя, и они придумали ввести доктора Ватсона, ведь в литературе он выступает только как повествователь, от чьего имени ведется рассказ. Так и появилась знаменитая пара киногероев!

 

Фото: ruskino.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру