Иные тоже в кризисе
— Вы заранее знали, чем закончится ваша история?
— Еще со второй или третьей книги. Но не мог написать эту последнюю часть раньше, так как для финала мне было необходимо, чтобы дочь Антона Городецкого повзрослела, стала хотя бы подростком. Действие первой книги «Ночного Дозора» происходит в 1998-м. Я не мог ускорить время, поэтому ждал 2014-го, чтобы героине исполнилось хотя бы 14 лет.
— Реальность преподнесла неожиданности? Вы внесли потрясения этого года в книгу?
— Реальность всему миру преподнесла много и социальных, и политических неожиданностей, но в книге они не так четко прописаны. Было бы смешно и странно, если бы Антон Городецкий отправился на войну на Украину. Но волшебный мир Иных в «Шестом Дозоре» переживает свой кризис. Ведь «Дозоры» — это аллегорическое отражение реальности. У них, конечно, нет проблем ни со здоровьем, ни с деньгами, но есть свои беды… Раскрывать сюжет не буду. Лично для меня потрясения 2014-го не стали сюрпризом. Я ждал чего-то подобного. Россия была предназначена на роль очередной жертвы, которую надо демонтировать в целях смягчения кризиса для «золотого миллиарда». Несколько лет я наблюдал, как наша страна лавирует, пытается уклониться от этой роли жертвы. Посмотрим, что будет дальше.
Бегство в книги — не самое худшее
— Сергей, мы часто ныряем в волшебный мир фантастики, но выныриваем в унылые будни. Знакомо ли вам чувство разочарования реальной жизнью?
— Бегство от реальности — это только одна из функций фантастики. Она развлекает, успокаивает, помогает отвлечься, забыться. И это хорошо, это тоже нужно людям. Но, помимо того, книга должна еще и будить в читателе желание изменить свою жизнь. Вообще-то наше общество сейчас находится в достаточно комфортных условиях. Уровень жизни в стране гораздо лучше того, что мы заслуживаем. Я слышу постоянные крики о том, «куда уходят огромные нефтедоллары». Так вот, они уходят на то, чтобы мы жили так, как живем.
Ведь мы до обидного мало производим, до обидного плохо думаем. Мы работаем гораздо хуже, чем должны, чтобы жить так, как мы живем. А как только у нас появляется какая-то проблема, мы не пользуемся возможностью изменить эту жизнь! Как правило, мы убегаем от жизни! Это у 20-летнего гражданина в 1941 году особого выбора не было — он шел на войну. А у нас сейчас есть богатство выбора: работай, живи, размножайся, производи предметы искусства, сей хлеб, воюй, делай все что хочешь! Но — нет! И бегство в книги — это еще самое лучшее, что может произойти. Люди ведь убегают и в алкоголь, и в наркотики, и в дауншифтинг — сдают квартиру в Москве и уезжают куда-нибудь на Гоа. Они отказываются жить человеческой жизнью и хотят существовать.
— Есть книга, которая вам помогла изменить свою жизнь?
— «Цитадель» Экзюпери, например. Умная книга. В какой-то момент она меня вдохновила. Но одной такой книги нет, их очень много, и они оказывают крошечное воздействие раз за разом. Было бы слишком просто, если бы человек прочитал только одну книгу и воскликнул: «Как я неправильно жил! Все! Надо заниматься спортом и не изменять жене!» Что говорить об обычном писателе, если даже Библия не смогла за 2000 лет кардинально повернуть человечество к добру.
«90 процентов дебилизма»
— Фильмы про «ночной» и «дневной дозоры» стали настоящими хитами. Но «Азирис Нуна», снятый в 2006-м, стал пока вашей последней экранизацией. Почему не появляются новые?
— После «Азирис Нуна» были куплены права на 20 моих произведений. Я написал сценарии по книгам, а также оригинальные сценарии. Некоторые покупались и продлевались по нескольку раз, но ничего снято не было. Ты пишешь, получаешь деньги, тебя хвалят, жмут руку, а потом по каким-то обстоятельствам проект останавливается, и фильма нет. Из 20 сценариев до реализации сейчас доходит только один! Например, я делал сценарий по книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Но на всех наших телеканалах повторяли: «Кому нужны эти Стругацкие!» В итоге проект застыл. Экранизация требует много денег, сил и еще режиссера, который не будет пилить бюджет, а все вложит в производство. Пока среди наших режиссеров так поступить смог только Тимур Бекмамбетов. Все остальные предпочитали подзаработать по ходу съемок фильма. Очень надеюсь, что найдется в России хотя бы еще один такой режиссер. Умных людей вообще мало, в профессии режиссера — еще меньше, а среди продюсеров их число стремится к нулю.
— А за рубежом умеют снимать фантастику?
— Мне нравится, как Голливуд снимает по комиксам студии Marvel Comics. «Железный человек», «Тор» и так далее — все эти фильмы становятся бестселлерами, хотя, казалось бы, это детское развлекательное кино. В последнее время хитом российского проката стал фантастический фильм «Интерстеллар». Он глуп, если его разбирать с точки зрения научной фантастики, и выглядит как изобретение очередного велосипеда, такие сюжеты были отработаны еще 30 лет назад. Но все восхищаются. Редкий случай, когда режиссер постарался снять фильм не для идиотов, а всего лишь для дебилов — в итоге всех порадовал! Ведь 90 процентов населения страны сегодня радостно стремится к состоянию дебилизма.
— Почему вы решили, что народ поглупел?
— Например, люди перестают замечать цитаты из книг, фильмов. В моем детстве было понятно, что для того, чтобы стать культурным человеком, ты обязан прочитать минимальный набор классической литературы. Должен знать Библию и Шекспира, хотя бы для того, чтобы читать и понимать серьезные книги, которые опираются на сотни других книг. Ведь любой писатель все время играет с читателем в игру, давая отсылки к предшественникам. А сегодня прекрасные молодые люди, которые приходят на встречу со мной, на мой вопрос «Стругацких читаете?» отвечают: «Ой, нет, это все такое старое, неинтересное, а вот ваши книжки нам нравятся!» Думают, мне льстят их слова, а я ужасаюсь.
Пир во время войны
— Как для вас прошел 2014-й?
— Очень тяжелый год, сложный и разнообразный… Война идет рядом с нами, я даже не могу сказать, что на границе с Россией, так как я советский человек и Украина тоже моя родина. Сошедшая с ума, ставшая кровожадным чудовищем, но все равно — родина. Наша страна в кольце, в осаде, в огне, и ее очень сильно хотят уничтожить! И даже то, что это будет уничтожение не в атомной войне, а мягкое, спокойное и для многих даже незаметное, меня все равно не радует. Я помню, как умерла одна моя страна — Советский Союз, и я убью любого, кто попытается убить Россию! Я пойду воевать, если надо. Возьму автомат, зубами буду грызть того, кто попытается уничтожить нас! А сейчас с нами пытаются это сделать, Украина — только инструмент…
При всем этом нам надо сейчас жить обычной жизнью. Война рядом, все полыхает, женщин и детей разрывает в клочья, а мы сидим и пьем кофе в ресторане. Горят фонарики, близится Новый год, и мы стараемся делать вид, что ничего не замечаем. Это правильно, мы вынуждены так делать, это война как бы не наша. Но она может прийти к нам. Она совсем близко… Новый год, конечно, условная дата, и взрослому человеку не сильно-то и весело от того, что он стал на год старше. Но это праздник для детей, которые мечтают вырасти. У меня трое: от 2 до 10 лет, так что Новый год отметим весело, дома с елкой, с игрушками и подарками.
— Что подарить ребенку на Новый год из полезного и интересного?
— Советую настольные игры. Мои дети их обожают. Сегодняшние настольные игры не то что раньше — есть огромный выбор самых разнообразных и интересных, активных, развивающих. Мы порой всей семьей играем. Книги для нас не подарок, мы их и так покупаем постоянно, это часть среды. Ведь дети начинают читать книги, когда видят их в руках у родителей.
Фото: telegraph.co.uk