Как дети помогут ответить на антироссийские санкции

Валенки вместо кроссовок

На днях в СМИ появилась информация о том, что Евросоюз сможет в ближайшее время пересмотреть санкции в отношении России и смягчить часть из них, а то и вовсе отменить. Все-таки экономическая война оказалась невыгодной. Но пока европейцы думают, петербуржцы могут продолжить вводить свои «секторальные санкции» против Запада. «МК» в Питере» из номера в номер рассматривает, от чего можно безболезненно отказаться в различных сферах повседневной жизни, чтобы не поддерживать материально экономику враждебных государств. Сегодня мы рассмотрим индустрию товаров для детей. Это не только огромный рынок, но еще и важная идеологическая составляющая. Ведь растущие на всем западном дети получают не только чуждые нашей культуре игрушки и книжки, но и образ мышления.

Валенки вместо кроссовок

Тратиться на детство модно

Осень — традиционное время, когда рынок товаров для детей оживает и пускается в рост. С каникул и дач в город возвращаются школьники и малыши. У родителей прибавляется забот: нужны новые одежда, обувь, тетрадки, игрушки, дети просят шоколадки и чипсы, молоко и фруктовое пюре. Кроме того, давно замечено, что именно на сентябрь-октябрь приходится всплеск рождаемости, как итог долгих и темных ночей декабря-января. А новорожденные, сами того не ведая, составляют значительную группу потребителей. Как отмечают эксперты, в последние годы в России стало модно заботиться о детях, родители охотнее купят своему чаду новую погремушку или курточку, чем возьмут б/у у знакомых, более того, не только подгузники, но и пеленки все чаще используют одноразовые, не утруждая себя стирками. Все это стимулирует рост рынка детских товаров даже на фоне стагнации во многих других отраслях.

За прошлый год этот сегмент экономики прибавил 16,9 процента. В денежном выражении розничный рынок превысил 650 миллиардов рублей еще в прошлом году, на Петербург при этом пришлось 30 миллиардов. Такое развитие могло бы порадовать, если бы большая часть этих средств не уходила импортерам. По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, на долю отечественных производителей сейчас приходятся лишь 22 процента рынка. Главный поставщик детских товаров на наш рынок — Китай. Оттуда везут почти все — игрушки, одежду, обувь, мебель, товары по уходу за новорожденными. По одежде вслед за Китаем идут финские и немецкие поставщики. Детское питание, которое, кстати, не вошло в санкционные списки запрещенных к ввозу из ЕС и США продуктов, доставляют преимущественно из Швейцарии, Голландии и Франции.

Латиницу малыши учат раньше алфавита

Однако ситуация год от года улучшается. Отечественные производители постепенно развиваются и вытесняют иностранцев из наших магазинов. Тем более что в некоторых отраслях российские товары просто незаменимы. Например, петербургские мамы на форумах активно обсуждают проблему зимней одежды. Европейские штаны и куртки очень часто не рассчитаны на наши климатические условия, сильные морозы и повышенную влажность. Все-таки в ЕС зимы гораздо мягче. Особый вопрос — обувь. Пару лет назад в Петербурге случился бум на валенки. Их вдруг стали раскупать не только продавцы с рынков, но и завзятые модницы. Тогда же про исконно русскую обувь вспомнили и мамы, оказалось, что что-либо практичнее, удобнее и теплее для детей, особенно детсадовцев, трудно придумать.

Еще один аспект, который действительно волнует питерских родителей и на который почти не обращают внимание поставщики, — надписи на детской одежде. Сразу несколько знакомых мам пожаловались, что в городе трудно найти качественные кофточки или шапочки для детей с надписями на русском языке, зато крайне много на английском. Казалось бы — мелочь, но и она заставляет родителей все чаще обращать внимание на отечественных производителей.

Кроме того, свою роль сыграли и «страшилки» про опасные китайские товары, в состав которых входят ядовитые химические красители. Специалисты, изучавшие спрос, обратили внимание, что сейчас мамы и папы скорее купят дорогую, но качественную вещь ребенку, чем себе. В стране возрождается мода на детей и образ заботливого родителя.

Господдержка отстающим

По мнению аналитиков Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, сейчас отечественным производителям сложнее всего даются высокотехнологичные товары. Все еще сложно найти действительно качественные и с хорошим дизайном российские радио-няни, детские кресла в автомобили, развивающие игры. Если одежду, особенно школьную форму, красиво шить наши фабрики уже научились, то вот с обувью пока получается не очень (вышеупомянутые валенки не могут претендовать на большую долю рынка, так как пользуются спросом только у небольшой возрастной категории и только в холодное время года).

Сократить отставание в этих сферах призвана госпрограмма, принятая в прошлом году. В число приоритетных инвестиционных проектов попали 17 крупных предприятий, занимающихся выпуском детской мебели, игрушек, обуви, школьной формы, уличного игрового оборудования. В том числе, поддержки госбюджета добились петербургская детская обувная фабрика «Скороход» и завод пластмассовых изделий «Аэлита» из Ленобласти. Так что, возможно, совсем скоро и в этих направлениях наши фабрики выйдут на конкурентоспособный уровень в среднем ценовом сегменте и выше.

Смешарики дали заработать фабрикам

Лучше всего у российских производителей получается делать детскую мебель (можно выделить компании «Тополь Групп» и СКВ), печатать книжки. Неплохо обстоят дела с игрушками (фирмы «Нордпласт», «Весна», «Русский стиль», «Эльф Маркет», «Степ Пазл», «Звезда»). Многое делается в области разработки развивающих игр — конструкторов и всевозможных кубиков. Неоценимая поддержка пришла откуда не ждали — питерские мультипликаторы, авторы «Смешариков» и «Маши и медведя», не просто придумали новых персонажей, а открыли множество возможностей для производителей канцелярии, мягких и пластиковых игрушек, сладостей, детской парфюмерии и средств гигиены. Товары с символикой мультяшных героев идут у детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста нарасхват. И выпускают их в основном российские компании.

Кроме того, ранее мы уже писали, что по части детских шампуней и мыла неплохо работает питерская «Невская косметика». Отечественные фирмы традиционно выпускают хорошие санки (один из лидеров рынка — компания «Морозко») и даже научились делать современные коляски — удобные, прочные и достойно выглядящие (например, завод «Апекс» из подмосковной Дубны, которому уже больше полувека).

Скользким вопросом в детской индустрии для нас остается выпуск детского питания. С одной стороны, здесь все не плохо — в стране работает много крупных предприятий, производящих и молочные смеси, и плодовые пюре, и мясные продукты. Но самые крупные компании — это представительства иностранных пищевых гигантов либо купленные ими российские предприятия: «Вимм-Билль-Данн» (принадлежит «Пепси») — торговая марка «Агуша», компания «Прогресс» (опосредованно принадлежит «Пепси») — торговая марка «Фруто-няня», французский Danone — торговые марки «Тема» и «Растишка», и швейцарский Nestle. Из действительно отечественных марок детского питания можно назвать разве что более-менее известное и встречающееся в магазинах «Бабушкино лукошко».

Сможем ли мы прожить, отказавшись от европейских и американских товаров в ответ на санкции этих стран в отношении нашего государства? Возможно, это будет трудно сделать в полной мере. Однако почти во всех сферах детской индустрии есть российские производители. Увидев их товары на полках, всегда можно сделать выбор в их пользу. И только если уж ничего российского не найти, тогда переходим к иностранным производителям. Но не стоит забывать, что одежду и игрушки в Петербург активно везут из Белоруссии. Много текстиля поставляет Турция. В конце концов, есть лояльный к нам Китай. При должной осторожности можно выбрать вполне достойные и приемлемые по цене товары из Поднебесной.

 

МК-цифра

На детей в России работают компании из 15 отраслей, более 6500 организаций, из них более 1200 промышленных предприятий. В детской индустрии заняты более 300 тысяч человек.

 

Фото: cpega.com

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 24 сентября 2014

Заголовок в газете: Подрастающее поколение тоже может внести свой вклад в санкции против Запада

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру