Еще и экспортировать успеваем
По оценкам экспертов, российский рынок бытовой техники и электроники сейчас идет на спад. Рост ощутимо замедлился еще в прошлом году. А в первом полугодии 2014 года объем рынка и вовсе сократился на 4,5 процента. Это связывают с разными факторами. Во-первых, покупательский спрос снизился по естественным причинам — почти у всех уже есть полный набор бытовой техники и домашней электроники. Во-вторых, как ни крути, а из-за внешнеполитических причин в стране вверх поползли цены на товары первой необходимости, прежде всего на продукты. А когда не хватает на хлеб — не будешь покупать новый холодильник. Специалисты отмечают, что особенно сократились продажи бытовой техники. Рынок мобильников, планшетов и компьютеров пока держится, но и там наблюдается снижение спроса.
Подавляющая часть продаваемой в нашей стране техники и электроники приходится на зарубежные компании, по некоторым оценкам, до 90 процентов достается иностранцам. При этом, по словам экспертов, также все больше этой продукции изготавливается в России. Чаще всего из-за границы ввозят электронику — мобильники, планшеты, ноутбуки. А вот технику для дома собирают на нашей территории. Например, в России делается 95 процентов продаваемых у нас стиральных машин, 92 процента телевизоров и 80 процентов холодильников. Все крупные западные фирмы, занимающиеся техникой, открыли свои представительства и заводы (кто-то в старых советских цехах, кто-то на полностью новых предприятиях) в России. К примеру, Samsung наладил производство в Калуге, LG — в Рузе и в Уссурийске (там же еще и Daewoo), Indesit — в Липецке, а в Стрельне под Петербургом обосновался Bosch. Последний, кстати, работает не только на российский рынок, но еще и экспортирует часть продукции в близлежащие страны СНГ и Прибалтики.
Так что, если отказываетесь от иностранных брендов, внимательнее смотрите на страну-производителя. Санкции санкциями, а лишать своих же соотечественников рабочих мест тоже не стоит.
Чайники-«оборотни»
Структура импорта отражает и ситуацию на внутреннем рынке — что мы производить умеем, а что еще стоит подтянуть. С электроникой у нас пока очевидные проблемы, хотя и тут не все безнадежно. В конце прошлого года отечественная компания Yota представила свой смартфон — YotaPhone. В Петербурге он свободно продается во многих магазинах, стоит от 12,5 до 20 тысяч рублей. В первые три месяца было продано около 10 тысяч этих смартфонов, что для первенца совсем не плохо. Правда, многих покупателей смущает цена на агрегат, от которого не известно, чего ждать. Российские разработчики выпускают и смартфоны попроще. Например, детища Highscreen стоят около 3–5 тысяч рублей. Но надо оговориться: и Highscreen, и Yota озаботились только разработкой смартфонов, производства находятся в Азии — Сингапуре и Китае.
Что касается остальной электроники, то у нас производят неплохие навигаторы и электронные книги (бренды Texet и Wexler). Для тех, кто не может жить без планшетов и желает оставаться патриотом, тоже есть выход — отечественный бренд bb-mobile.
Как нетрудно заметить, многие российские компании, занимающиеся выпуском электроники и техники, «прячутся» под иностранными именами. Сказывается недоверие российского покупателя к отечественной технике. Еще сильны воспоминания о советской технике — надежной, но неудобной. Помимо уже упомянутых «оборотней», можно назвать еще несколько компаний, постеснявшихся своего российского происхождения.
Bork создает себе имидж чистокровного немца, а на самом деле наш, был создан в 2001 году тогда еще компанией «Электрофлот». Еще один «немец» — Kaiser. С ним стоит быть аккуратней, это хитрый «оборотень». Фирму придумал и создал наш соотечественник Павел Логинов в 90-е. Компания специализируется на производстве кухонной техники — сборка польская и китайская, идеи наши, а регистрация немецкая. Точно наши — Scarlett, Vigor и Vitek. Производство, правда, преимущественно китайское. А вот Rolsen и Polar, специализирующиеся на аудио- и видеопродукции, имеют заводы и на территории России. Так что, покупая их технику, можно в полной мере поддержать отечественного производителя.
«Саратов» и «Смоленск» не сдаются
В среднем ценовом сегменте российские производители чайников, кофеварок, миксеров, утюгов и прочей бытовой мелочи отлично конкурируют с иностранцами.
Что же касается крупной бытовой техники, то тут ситуация сложнее. По функциональности и дизайну россияне еще отстают, зато им на руку играет исторически сложившееся убеждение о надежности наших агрегатов. В стране хорошо обстоит дело с выпуском холодильников. В Уссурийске, например, на том же предприятии, где собирают технику LG, делают и холодильники «Океан». В Татарстане налажено производство холодильников марки Pozis, в Красноярске — «Бирюса», в Саратове выпускают «Саратов», в Смоленске — «Смоленск», а в Великих Луках маленькие холодильники «Морозко».
В городе Воткинск (Удмуртия) делают пылесосы «Фея», в Воронеже — «Рубин». Если встретите их на прилавке магазина — можете купить, для своей цены пыль собирают они неплохо. Кухонные плиты De Luxe выпускают в Пензе — «Производственное Объединение ЭВТ», в городе Чайковский делают «Дарины». И те и другие по дизайну сопоставимы с европейскими образцами. Плиты попроще выходят под марками «Омичка», «ЗВИ», «Идель», «Веста». Из микроволновок можно назвать все тот же воронежский Rubin. А вот со стиральными машинами-россиянками сложнее. Есть «Принцессы» и «Радуги», но они конкурентоспособны только в низшем ценовом сегменте.
Фото: fn-volga.ru