Фермерам Ленобласти платят «вступительный взнос» за право торговли

После введения запрета на импорт продуктов Петербург оказался в довольно интересной ситуации

С одной стороны, наш город окружен огромной Ленинградской областью, фермерам и производителям которой вполне по силам прокормить петербуржцев. С другой — достигнуть выгодной всем договоренности по способам реализации продуктов и ценам на них никак не получается. В чем причина? Почему фермеры и петербургские магазины так неохотно идут на совместное сотрудничество? И могут ли фермеры рассчитывать на обещанную банковскую поддержку? Об этом говорили эксперты на круглом столе, организованном редакцией «МК» в Питере».

После введения запрета на импорт продуктов Петербург оказался в довольно интересной ситуации

Цены растут умеренно

По мнению экспертов, основные страхи горожан после введения эмбарго были связаны с возможным повышением цен. Но пока Смольный причин для тревоги не видит. По словам главы Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиза Качаева, стоимость некоторых продуктов действительно выросла, но ситуация не критичная.

— Кое-что подорожало, но в отдельных магазинах, — отметил Эльгиз Качаев, — а в других цены остались прежними. Говорить о тенденциях сейчас еще рано — идет переходный период. Его окончания мы ждем примерно в конце сентября или начале октября, когда запасы у крупных продавцов закончатся и они будут снова закупать товар. Тогда мы будем понимать, какими будут долгосрочные тренды и как нам реагировать. Сейчас мы собираем информацию.

По его словам, Комитет активно отслеживает цены на основные продукты, регулярно запрашивая их у крупных сетевых магазинов, мелких торговых точек и рынков. Кроме того, трудятся и волонтеры, еженедельно делающие «тайный срез» цен в магазинах.

Продукты, наличие и стоимость которых вызывали у чиновников тревогу, — это яблоки и рыба. С рыбой пока вопрос, новые поставки еще не отлажены. Соответственно, и цена растет. По данным Эльгиза Качаева, норвежский лосось, к примеру, подорожал уже на 12 процентов. Менее доступным становится и мясо. Хотя эксперты и отмечают, что оно растет в цене медленно, но удорожание на 3–4 процента (20–30 рублей) еженедельно — это немало.

С яблоками проще. Раньше на петербургском рынке продавались голландские и польские яблоки. Сейчас их заменили краснодарские фрукты. Возможно, в ближайшее время начнут активно продавать и яблоки из Ленобласти, которых в этом году небывалый урожай.

Впрочем, как отмечают эксперты, чтобы реализовывать местную продукцию, нужно решить вопрос хранения. Когда поставкой яблок занимались европейцы, сохранность плодов была их заботой. В Ленобласти даже хранилищ под те же яблоки толком нет. Сейчас их в экстренном порядке строят. Но это требует времени.

— Похожая история происходит сейчас с сыром, — говорит президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александр Быков. — Сейчас шумят, что он ушел с прилавков. Дайте нам время — мы построим подвалы для хранения и будем выпускать сыр.

Субъект субъекту рознь

Введение продовольственного эмбарго, по идее, должно было бы отразиться на развитии сельского хозяйства Ленобласти самым положительным образом. С одной стороны, так и случилось — фермеры начали активно искать способы заполнить пустоты на петербургском рынке. Но с другой, выявилась масса проблем, главная из которых — отсутствие налаженного взаимодействия города и области.

Очень наглядно это видно на примере дотаций. Власти Ленобласти выделяют, хотя и небольшие, дотации в поддержку производителей. Результатами же поддержки пользуются жители не только области, но и Петербурга.

Правда, здесь вопрос политический. Ленинградская область и Санкт-Петербург — разные субъекты Федерации. Город поддерживает своих бизнесменов — чаще промышленников. Областному малому и среднему бизнесу готов поспособствовать разве что лизингом.

— У нас, к сожалению, не произошло прорыва в поддержке сельского хозяйства, как это случилось в Европе, — отмечает Эльгиз Качаев. — Там на каждый обрабатываемый гектар земли выделяются огромные деньги.

— В Финляндии, — приводит пример Александр Быков, — на каждый гектар выделяется поддержка в 500 евро, если продукция производителя соответствует всем требованиям и нормам.

— Но это датирует не город Хельсинки, — парирует Эльгиз Качаев, — а организация ВТО.

Плата за дополнительные услуги

Финансовую помощь фермеры области, как отметили участники круглого стола, с трудом находят и у банков. Они, как отмечают производители, сельхозпроизводителям деньги давать очень не любят. Документы, необходимые для получения кредита, собрать может не каждый производитель — список требований очень высок, банки рисковать не желают. Но часто и после подготовки всех необходимых бумаг приходит отказ. Из Москвы.

— Решает все Москва, а она не видит, кто и зачем просит деньги, — рассказывает Александр Быков. — Фермеры часто слышат от представителей банков: мы-то не против, а вот Москва отказала.

Впрочем, счастливчики, которым кредит был одобрен, тоже воспользоваться им могут с трудом. Глава крестьянско-фермерского хозяйства Тарас Латык, по его словам, сумел добиться от «РосСельхозБанка» одобрения на получение 500 тысяч рублей. Банк выдавал фермеру этот сравнительно небольшой кредит в течение трех месяцев. Естественно, столько ждать производитель не мог, и свои финансовые затруднения решил иным способом.

— Под конец этого срока я уже просто с нетерпением ждал, когда смогу закончить с ними отношения, — признается Тарас Латык.

Но самым больным вопросом для фермеров Ленобласти становится взаимодействие с крупными торговыми сетями. Дело в том, что за сотрудничество с ретейлерами иногда приходится платить.

Как откровенно признаются на круглом столе фермеры, им приходится платить входные бонусы, ретробонусы (процент с оборота) и иногда еще давать деньги напрямую в конвертах. Оформляется это, конечно, иначе — как плата за различные услуги. Производители, по их словам, платят магазинам за якобы необходимую их товару рекламу и за то, что товар положат на полки. А если они этих дополнительных услуг не желают, магазины могут просто отказаться заключать с ними договор.

Эта проблема не нова. И чиновники, и предприниматели о ней знают. Но повлиять как-то на ретейлеров не могут. А писать заявления в прокуратуру производители опасаются, предпочитая просто добавить эти затраты в себестоимость товара.

— Я могу порекомендовать производителям обращаться в общественные организации и пытаться как-то воздействовать через них, — говорит Эльгиз Качаев.

Хотя, возможно, продуктовое эмбарго немного разрядит ситуацию. Сейчас ретейлеров стимулируют приобретать продукцию у местных фермеров. Как отметил начальник отдела по реализации фермерских продуктов Никита Гринченко, примерно через месяц некоторые ретейлерские сети обещали выделить на полках места под продукцию фермеров. И не брать с них входящие бонусы.

Пока же многие сельхозпроизводители предпочитают работать с мелкими магазинами или базами-скупщиками. Правда, при этом конечная цена, по которой товар доходит до потребителя, возрастает — ведь свою выгоду в нее закладывает больше посредников. И не всегда размер их накрутки одинаков и разумен — к примеру, некоторые магазины добавляют к закупочной цене товара 40–60 процентов.

— Я поставляю свой товар в магазины разной ценовой категории, — приводит пример Тарас Латык. — И у некоторых ретейлеров моя зелень продается по 400 рублей за килограмм, у других — по 700 рублей, а есть по 1000 рублей. А товар — мой, он во всех этих магазинах одинаковый.

Кстати, из-за того, что антимонопольная служба обещала контролировать уровень цен, магазины отказываются заключать договоры с производителями по повышенной стоимости товара — даже в том случае, если повышение обоснованно.

— Многие производители летом снижают цены, а зимой немного повышают, — объясняет Тарас Латык. — Себестоимость товара зимой дороже: отопление, электричество, доставка становятся дороже. Но ретейлеры сейчас, ссылаясь на антимонопольную службу, просто отказываются заключать договоры с измененной ценой. Выходит, чтобы реализовывать свой товар и дальше в те же магазины, я вынужден буду нести убытки.

Торговля без лишней накрутки

Идеи, как поставлять горожанам отечественные продукты без лишних наценок, есть. Фермеры, к примеру, предлагают открыть в городе специальные магазины. Если петербургские власти выделят им участки земли, рассказывает Александр Быков, Союз фермеров найдет инвесторов, которые построят на этих участках помещения. Производители арендуют их и будут продавать там свою продукцию.

Но чиновники опасаются.

— У нас был печальный опыт, когда фермерам предоставили места под магазины, — говорит Эльгиз Качаев. — Вместо запланированных 20 построили всего 3. И стали их сдавать в аренду. Как только город отдаст землю, он не сможет влиять на открытые там магазины. Кто построит, тот и будет владеть. Если компания-застройщик решит передать кому-то помещения в аренду — мы никак повлиять на нее не сможем. Если фермерам будет выгодно торговать не картошкой, а бананами — они станут торговать бананами. Это экономика. А городу нужна картошка.

По его словам, петербургские власти разработали свое предложение по реализации товара областных производителей — посредством государственного унитарного предприятия «Продовольственный фонд». ГУП уже работает на рынке Петербурга и Ленобласти не первый год. Он закупает у производителей зерно, перерабатывает его в муку и поставляет хлебопекарным заводам.

Примерно так же «Продовольственный фонд» будет работать с фермерами: закупать у них продукцию и поставлять ее в крупные и мелкие магазины. При этом посредников будет меньше, значит, наценки станут ниже.

— Сейчас идет разработка концепции. Думаю, в течение месяца мы ее закончим, — обещает Эльгиз Качаев.

Фермерам, правда, этого мало. Они, в свою очередь, тоже беспокоятся о том, что повлиять на выбор и цены «Продовольственного фонда» никак не смогут. Напрасно или нет — покажет время.

 

Фото: spb-rsk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 17 сентября 2014

Заголовок в газете: Гонка на выживание

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру