Российская одежда не уступает западной по качеству и красоте

Россия готовится к новому пакету санкций от западных властей

Новые санкции касаются доступа к рынку капитала в ЕС, а также осложняют работу «Газпромбанка» и компании «Газпром нефть». В ответ Правительство России грозит перекрыть небо над страной для европейских авиакомпаний. «МК» в Питере» продолжает публиковать список своих «секторальных санкций» — от чего обычные потребители могут самостоятельно отказаться, чтобы не отдавать свои деньги западным производителям. И сегодня речь пойдет об одежде. Ее закупка за границей для госнужд уже запрещена. Однако остается еще очень большой рынок частного предпринимательства. Возможно ли одеться красиво и остаться патриотом?

Россия готовится к новому пакету санкций от западных властей

Время менять наряды

Рынок одежды в России сейчас переживает кризис. Если в предыдущие годы наблюдался хоть какой-то рост (в 2013 году он составил лишь около 6 процентов), то сейчас мы вошли в стадию стагнации. С одной стороны, это плохо для экономики, с другой — самое время для продавцов и покупателей пересмотреть свои приоритеты и, возможно, переориентироваться на отечественных производителей.

По оценкам экспертов, в год россияне тратят на одежду около 2,7 триллиона рублей (из них примерно 60 процентов — на женские наряды). Однако около одного миллиарда приходится на теневые поставки — незаконный ввоз и продажу на рынках, а также поставки почтой после заказа в интернет-магазинах. Примерно столько же или чуть больше приходится на импортную продукцию. Остальное достается отечественным «швеям». Но на их долю приходится лишь около 10–15 процентов рынка в количественном выражении.

Чаще всего россияне одеваются в китайскую одежду — на нее приходится почти 46 процентов. Еще 7 процентов — турецкий трикотаж. Около 6 процентов — одежда из Белоруссии. 2–3 процента — это Узбекистан и Индия. Соответственно, около 20 процентов нарядов к нам поставляется из Европы и США. Однако оттуда привозят обычно одежду премиум-класса, то есть наиболее дорогую. Для Москвы и Петербурга характерна большая доля западных марок в магазинах, чем в провинции, ведь именно у нас сконцентрированы магазины и бутики, торгующие известными западными брендами.

При этом у российских торговых марок тоже есть потенциал для роста. И речь не только о ситцевых платьицах и хлопковых трусах. Наши производители (швейные производства, дизайнеры и ретейлеры) порой конкурируют с европейцами и американцами на равных, только мы не всегда это замечаем.

Ростовские джинсы не хуже калифорнийских

Заходя в крупный торговый центр, порой можно растеряться — кругом иностранные названия, иногда язык сломаешь, произнося их. А ведь за латиницей очень часто скрываются наши отечественные производители. Когда-то они выбрали себе звучное имя, чтобы не выглядеть белой вороной на фоне армии иностранцев. Например, как звучит «TOM KLAIM»! А ведь на самом деле нет никакого Тома Клайма, есть Анатолий Климин — фарцовщик из Уфы, основавший в 1993 году в Канаде собственную фирму. В конце 1990-х у компании сменились владельцы, а имя осталось тем же. И, несмотря на то, что фирма родом из Канады, развилась первоначально на европейском и американском рынках, сейчас на ее сайте написано, что это «российский производитель женской одежды».

Один из старейших отечественных ретейлеров с нерусским именем Sela. В 1997 году они открыли первый магазин в Питере и с тех пор ловко маскируются под заморских гостей. Но фактически сейчас их производства располагаются в России, Китае и Бангладеш.

Шить вещи за границей — норма для многих российских марок. Вслед за европейцами и американцами наши соотечественники перевели туда свои фабрики — так получается дешевле. Например, около 90 процентов продукции изготавливает в Китае «Мэлон Фэшн Груп» — наследник легендарной ленинградской «Зарины». Им принадлежат торговые марки ZARINA, Вefree, LOVE REPUBLIC.

Магазины марки O’STIN на самом деле принадлежит «Спортмастеру», у которого русские директора. Кроме того, совершенно российские такие бренды, как SAVAGE, Оodji (до 2010-го — OGGI), ZOLLA, Incity и даже FiNN FLARE (хотя прежде он и был действительно финским), а также Kanzle и Btc (заменила в том числе бренды F.O.S.P и Onegin). Последняя компания — наследники фабрик «ФОС-П» (бывшая им. Володарского) и «Труд».

И, наконец, главная причина беспокойства многих петербуржцев — джинсы. Вдруг и от них придется отказаться? А почему бы и нет? Точнее — отказаться можно от американских штанов, заменив их на варианты отечественного производства. Варить джинсу у нас в стране умели еще в СССР. Оттуда же родом еще одна компания с англоязычным названием «Глория Джинс», кстати, один из крупнейших отечественных предприятий, производящих одежду. Что показательно, швейные фабрики «Глории» расположены преимущественно в Ростовской области, а также в Волгоградской области, Кабардино-Балкарии и на Украине (в Луганской и Донецкой областях). Так что и без американских поставок джинсов мы легко проживем.

 

Тем временем

Российские производители тканей отправили письмо президенту Владимиру Путину с предложением ввести санкции в их отрасли. Ассоциация текстильщиков России (АТР) высказала предложение ввести эмбарго на ввоз тканей из Евросоюза. По мнению отечественных производителей, это должно помочь им наладить и расширить их дело.

Комментарий специалиста

«Предрассудки покупателей мешают дизайнерам»

Лилиана Модильяни, стилист, владелица имидж-студии:

— У многих людей до сих пор сильно представление, что отечественные производства одежды работают так же, как при СССР, и шьют одежду по тем же канонам. Но мы так увлеченно смотрим на Запад, что не заметили, как у нас в стране поменялись и темпы развития, и уровень швейных фабрик. Между прочим, многие иностранные компании даже переводят к нам свои производства, потому что у нас шьют не хуже, чем в Европе или Америке. И покупатели даже не замечают, что марка зарубежная, а сделано в России. Но и свои предприятия у нас тоже есть. И они выпускают очень достойные вещи, стильные, качественные. У нас, например, очень много шьется разнообразной школьной формы, деловой одежды. Тут сразу вспоминается расположенная недалеко от Петербурга, под Кингиссепом, фабрика «Деловая одежда». Еще можно упомянуть о нескольких фабриках, которые шьют спортивную одежду, зимнюю, пальто — тоже красивые, интересные, качественные.

Кроме того, у нас сейчас очень много молодых дизайнеров (это особенно актуально для Петербурга и Москвы). И опять им мешают предрассудки покупателей. Есть два крайних мнения. Одни думают, что наши дизайнеры так и застряли в Советском Союзе. Другие же, наоборот, считают, что дизайнерская одежда — это всегда слишком вычурно и очень дорого. Есть, конечно, и такие. Но в то же время полно и тех, кто работает для среднего класса, чьи вещи стоят в среднем до двух тысяч рублей. Причем есть такие, кто ориентируется на молодежь, но есть и работающие для женщин в возрасте и в теле. Таких мастеров сейчас действительно много. Им трудно пробиться на рынок. У них небольшие магазинчики, которые иногда еще надо поискать. Но, например, у нас в городе регулярно проходят мероприятия, которые называются Fashion-market. Это что-то вроде рынков, на которых собираются по несколько десятков дизайнеров и продают свои вещи с лотков. Для модников это должно быть очень интересно — ведь там продаются чаще всего уникальные вещи, которые сшиты в лучшем случае в десятках, даже не в сотнях экземпляров.

Я призываю всех покупать одежду российских производителей. Я гарантирую, что она красивая, стильная, не уступает, а порой и выигрывает у западной. И ведь это реальная возможность поддержать наших мастеров и предприятия.

 

Фото: womanadvice.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 10 сентября 2014

Заголовок в газете: «Мне стали слишком малы твои тертые джинсы»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру