Экзамен на выживание

Преподавателей петербургских школ заставляют принимать ЕГЭ бесплатно

Выпускники Петербурга могут расслабиться — для них эпопея с ЕГЭ закончилась. 11 июня прошли последние экзамены по обществознанию и химии. А вот для учителей самое страшное еще впереди: вплоть до конца июня они будут проверять работы ЕГЭ (часть «С»). Причем Питер — практически единственный город в стране, где за этот труд учителям не платят ни копейки. Более того, чтобы вовремя проверить ЕГЭ, преподаватели вынуждены работать по 9–10 часов, в том числе в выходные и праздники.

Преподавателей петербургских школ заставляют принимать ЕГЭ бесплатно

Четыре дня дармового труда?

Проверять ЕГЭ могут только самые лучшие педагоги города, которые регулярно проходят специальное обучение, сдают экзамены на право проверять работы учащихся. Оно и понятно, ведь от качества работы этих людей зависит будущее выпускников: одна ошибка проверяющего — и баллов на поступление в нужный институт может не хватить. Казалось бы, экспертам ЕГЭ (так называют преподавателей, которые проверяют экзамен) должны предоставить самые лучшие условия: хорошую оплату или, например, организацию питания. Но ничего этого в Петербурге не сделано.

— Каждые ЕГЭ для нас — это испытание на прочность, — признается Олег Войтенков, учитель русского языка и литературы (школу, в которой он работает, преподаватель попросил не называть). — Недавно мы проверяли русский язык: начали в 9 утра, а закончили в 6 вечера. К концу работы в голове уже был туман… Проверка ЕГЭ — тяжелый, очень ответственный и нервный труд, который требует повышенного внимания. К тому же мы проверяем работы под видеокамерами, а это дополнительная психологическая нагрузка. За все время проверки нам никто не предложил даже воды, а про обеды я и не говорю.

Сейчас не существует четких правил, сколько ЕГЭ за день должен проверить учитель. Но, как правило, преподаватели, чтобы успеть в срок, в течение трех-четырех дней проверяют по 30–40 работ! А бывает, и 80…

— Работ, которые необходимо проверить, десятки тысяч, а экспертов в Петербурге мало: и тысячи не наберется, — говорит один из разработчиков ЕГЭ, математик и победитель конкурса «Учитель года России — 2007» Дмитрий Гущин. — А потому учителям приходится заниматься проверкой и в субботу, и в воскресенье. Причем Петербург — практически единственный регион, где учителям-экспертам за эту большую, трудную и квалифицированную работу не платят.

Для сравнения: в Москве участвовавшие в подготовке и проведении ЕГЭ учителя получают компенсации в размере от 160 до 320 рублей за каждый час Единого госэкзамена. Конечно, это немного, но хоть что-то… У нас же деньги за проверку ЕГЭ получат лишь те эксперты, которые работают в высших учебных заведениях. Им их работу оплачивают сами вузы.

— Мы, как профсоюз, исходим из того, что безвозмездный труд, если это, конечно, не волонтерство, запрещен конституцией, — говорит сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель истории и обществознания одной из петербургских школ Андрей Демидов. — Поэтому за ЕГЭ учителям должны платить. Ведь отсутствие этой оплаты может повлиять и на качество проверки. Согласитесь, это довольно важный вопрос, чтобы не жалеть денег на нормальную оплату труда проверяющих педагогов. Пока что, насколько я знаю, единственной формой поощрения является то, что учителя, которые проверяют ЕГЭ в течение 5 лет, получают 60 баллов к будущей аттестации. Или они могут получить отгулы, которыми реально могут воспользоваться только во время каникул. Это, конечно, абсолютно неадекватная «оплата». Если бы подобная ситуация возникла в Европе, где очень мощные профсоюзы, то они быстро бы поставили работодателя на место.

— На самом деле в самих школах вопрос об оплате или создании достойных условий во время ЕГЭ сейчас даже не поднимается, — добавляет Олег Войтенков. — Все прекрасно понимают, что у администрации школы много методов, чтобы успокоить недовольных. Например, не дадут отпуск в нужных тебе числах, составят неудобное расписание уроков, оставят без отгулов…

Нелюбимый экзамен

Корреспондент «МК» в Питере» попыталась выяснить в Комитете по образованию, почему питерским учителям не платят за ЕГЭ. После двух дней звонков в комитет там, наконец, взяли трубку и сначала посоветовали отправить все вопросы письменно, а потом все-таки коротко ответили:

— Учителя проверяют ЕГЭ в свое рабочее время. Например, суббота для школ — это рабочий день.

— А почему тогда практически во всех городах учителям все-таки платят за эту работу?

— У нас в Петербурге многое делают для учителей того, что нет в других регионах. Какие у нас большие премии, гранты... Поэтому я считаю, неправильно вот так сравнивать…

К слову, «МК» в Питере» все-таки отправил вопросы о ЕГЭ в Комитет по образованию. Однако на момент выхода номера в печать ответы так и не пришли…

В любом случае с мнением Комитета по образованию сами учителя не согласны.

— Можно по-разному объяснять себе эту удобную позицию, мол, оплачивать труд по проверке ЕГЭ не надо, учитель и так обязан приходить и работать, — говорит Дмитрий Гущин. — В регионах, где работа по проверке ЕГЭ оплачивается, эксперты соревнуются между собой за право работать на следующий год, гордятся своим званием эксперта. Региону это позволяет выбирать лучших из лучших и дает уверенность что только самые квалифицированные специалисты оценивают знания выпускников. И дело даже не в размере зарплаты, а в том, что она в принципе есть, и в том, что люди чувствуют, когда за их работу им говорят спасибо.

Отсутствие платы за участие в ЕГЭ и нормальных условий для проверки экзамена приводит к тому, что учителя Петербурга отбиваются от участия в этом «мероприятии» руками и ногами. Правда, далеко не всегда успешно.

— Учителей сейчас заставляют быть экспертами ЕГЭ, организаторами (учитель, который следит за порядком во время проведения экзамена в аудитории. — Ред.), хотя по закону это должно быть на добровольной основе, — говорит Всеволод Луховицкий. — И это, безусловно, серьезное нарушение, с которым должен разобраться Рособрнадзор…

К слову, профсоюз «Учитель» уже в конце июня собирается встретиться с представителями этого ведомства, чтобы решить учительские проблемы ЕГЭ.

— Наша программа-максимум заключается в том, чтобы все-таки добиться выплаты за участие в ЕГЭ. Пусть даже задним числом, — говорит Андрей Демидов. — Если это не получится, мы постараемся добиться, чтобы хотя бы на следующий год учителям не только заплатили за эту работу, но и создали все условия во время проведения госэкзамена.

 

Фото: dzer.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру