Родители сами сняли спасжилет с ребенка
Очередное ЧП в «Вотервиле» произошло 20 мая. Во второй половине дня в аквапарк пришла семья с двумя маленькими детьми. В какой-то момент родители сняли спасательный жилет со старшего, 4-летнего сына и стали надевать его на младшего. Взрослые отвлеклись на переодевание и не заметили, как оставшийся без жилета мальчик решил самостоятельно поплавать. Это у ребенка не получилось, он быстро захлебнулся и пошел ко дну. Почти сразу в воде его заметил отец, сам вытащил и отнес на берег. Уже там штатные инструкторы и медики аквапарка оказали мальчику первую помощь. Его откачали. Однако прибывшая скорая все-таки увезла ребенка в больницу, где его поместили в реанимацию. К счастью, все обошлось. Вскоре малыша перевели в обычную палату. Его жизни уже ничто не угрожает.
Несмотря на это, троим сотрудникам «Вотервиля» были предъявлены обвинения. По мнению следователей, директор Инна Подвальная не обеспечила безопасных условий для посетителей, а старший смены инструкторов Алексей Беляев и инструктор Антон Хвостов допустили нахождение маленького ребенка в воде без спасжилета. Всех троих хотели заключить под стражу, но суд все-таки смягчил меру пресечения — Подвальную отпустили под подписку о невыезде, а Хвостова определили под домашний арест. При этом следователи не отрицают, что жилет изначально на ребенке был, но его сняли родители.
Утопление под копирку
— Старшим смены инструкторов в тот день работал аттестованный профессиональный спасатель, — говорит сотрудник поисково-спасательной службы Петербурга Николай Плохов. — Но надо понимать, что спасатели следят за общей безопасностью. За каждым посетителем они не могут наблюдать постоянно. Бывает, конечно, услуга «индивидуальный инструктор», но это за отдельную плату. В случившемся в «Вотервиле» виноваты исключительно родители, они сняли жилет с ребенка, нарушили внутреннюю инструкцию развлекательного комплекса. Об этом случае стало известно, потому что он произошел в аквапарке, а сколько таких трагедий тихо случается на обычных озерах и реках.
Николай внимательно следит за ходом следствия по этому происшествию, ведь он сам проходит обвиняемым по очень похожему делу. Плохов работал начальником службы спасателей в другом петербургском аквапарке — «Питерлэнде». Там 14 марта прошлого года также едва не погиб ребенок. 3-летний Лахим тоже остался без присмотра родителей и улизнул из детского городка к глубокому волновому бассейну, зашел далеко в воду и захлебнулся.
В это время отец мальчика, заметивший его отсутствие, бегал по аквапарку — искал спасателей, просил на кассах объявить по громкой связи о пропаже ребенка. Но никакой помощи от так и не добился (нарушения со стороны администрации гораздо очевиднее, чем в случае с «Вотервилем»). Уже бездыханное тело Лахима со второго этажа «Питерлэнда» заметила сотрудница ресторана и подняла тревогу. Только после этого один из спасателей вытащил мальчика из воды. Но маленький ребенок слишком долго оставался без дыхания, это сказалось на работе его мозга. До сих пор Лахим остается в вегетативном состоянии. Ему необходимо дорогостоящее лечение, на которое у семьи уже не осталось денег.
Расследование в рекордные сроки
Истории очень похожи. Но вот следствие по ним кардинально отличается. В отличие от сотрудников «Вотервиля», Николаю Плохову и начальнику смены спасателей Евгению Никитину обвинения предъявили лишь спустя 9 месяцев после происшествия с Лахимом.
— До этого мы были свидетелями, нас допрашивали. И только в декабре сделали подозреваемыми, а спустя две недели обвиняемыми, — отметил Николай.
И что примечательно — в случае с «Питерлэндом» руководитель аквапарка Наталия Третьяк так и осталась в ранге свидетеля. Долгое время она даже не являлась на заседания суда, чтобы дать показания. Но недавно все-таки поучаствовала в слушаниях и рассказала интересные подробности о деятельности крупнейшего в городе аквапарка, принадлежащего бывшему чиновнику Смольного.
Третье ЧП в «Вотервиле»
Скорость, с какой идет нынешнее следствие по «Вотервилю», поражает. Обвиняемые появились уже через два дня после трагедии. Впрочем, рвение со стороны людей в погонах объяснимо. Ведь питерских правоохранителей подстегнул лично глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, назвав их «мягкотелыми». Из Москвы в Петербург выехала специальная комиссия, которая должна дать оценку работе питерских следователей. По мнению Бастрыкина, именно их недоработки стали «одним из важнейших факторов» участившихся в этом аквапарке несчастных случаев. Очевидно, глава комитета недоволен тем, как были расследованы два предыдущих уголовных дела по «Вотервилю» — 2008 и 2012 годов.
Напомним, шесть лет назад в воду, где плескались многочисленные посетители аквапарка, попало слишком много хлора. Людей пришлось эвакуировать из здания. Купальщикам потребовалась медицинская помощь. Всего пострадало 194 человека, из них 111 детей. Тогда виновным признали начальника технического отдела. Его наказали штрафом в 70 тысяч рублей.
А два года назад в «Вотервиле» погиб семилетний Гриша Кириенко. Мальчик пришел в аквапарк с мамой, которая за ним следила. Но у женщины порвался шлепанец, и она ненадолго ушла в раздевалку. Этого времени хватило, чтобы оставшийся один мальчик попал в глубокий бассейн и утонул. В конце 2012-го уголовное дело было прекращено, никто не наказан. Тогдашний руководитель гостиничного комплекса, к которому относится и аквапарк — гражданка Польши Лидия Мирослава Вишневски, — быстро отбыла к себе на родину, откуда следователи не смогли ее достать.
Считается, что еще тогда Бастрыкину не понравился итоговый вердикт. Он хотел наказания для полячки. Правда, позже начали масштабную проверку опасных водных аттракционов. В «Вотервиль» наведались комиссии из разных ведомств, было выявлено множество нарушений. Для их устранения аквапарк закрыли. После нескольких месяцев простоя он заработал лишь недавно — 1 мая. И всего через три недели — новое ЧП и новое следствие.
Куда смотрели проверявшие?
Следователи обвиняют сотрудников «Вотервиля» в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовный кодекс предусматривает за это наказание от 100 тысяч рублей штрафа до пяти лет лишения свободы. После понуканий Бастрыкина питерские следователи теперь просто обязаны довести дело до суда и добиться ощутимого наказания для виновных.
— Нас тоже по этой статье обвиняют. Но, как объяснили мне юристы, она должна применяться только к руководителям, а не к рядовым сотрудникам. А в «Вотервиле» вообще странно получается. Только закончились все проверки, аквапарку разрешили открыться и возобновить работу — и тут же возбуждают дело за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Как же инспекции их проверяли? — справедливо интересуется Николай.
«Питерлэнд», кстати, тоже не раз шерстили многочисленные надзорные органы и работу разрешали, но посетители почему-то каждый день получали там травмы...
«МК» в Питере» уже не раз писал о «подводных камнях» в этом аквапарке. О многих нарушениях нам рассказали его бывшие сотрудники — Николай Плохов и другие спасатели. По их словам, посетители водного развлекательного комплекса регулярно травмировались на горках и в бассейнах. В месяц бывало несколько сотен порезавшихся, ударившихся, а также тех, кто сломал себе руку или ногу.
Опаснее всех считалась синяя горка, по которой купальщики не спускаются вниз, а напором воды поднимаются наверх. В ней то и дело что-то ломалось, вода прекращала течь, люди падали с ватрушек. На других горках отдыхавшие врезались лбами в стыки, получали сильные рассечения головы. В бассейнах людей поджидали отбившаяся кафельная плитка с острыми краями и сливные решетки, присасывавшие отдыхавших к себе до гематом. А по ночам в аквапарке регулярно проходили вечеринки. На них собирались сотни посетителей — в основном молодых людей, которые активно пили пиво и напитки покрепче, а потом уединялись в укромных уголках. Наутро в воде и по берегам бассейнов оставались презервативы.
Страдали и сами спасатели. Из-за плохой вентиляции температура под куполом аквапарка порой приближалась к 50 градусам, влажность из-за обилия воды тоже была близка к максимальной. В таких условиях сотрудники, стоявшие на постах, порой сами теряли сознание. Кстати, на те же проблемы в 2012-м обращали внимание и работники «Вотервиля». Когда шло разбирательство по делу об утонувшем 7-летнем мальчике, 12 спасателей направили следователям письмо, в котором жаловались на условия труда. В том числе они отмечали нехватку кадров. Вместо положенных 11 человек в день трагедии работало 9. Между прочим, тогда никого из них не стали привлекать к ответственности потому, что в отечественном законодательстве не было ГОСТа, регулировавшего деятельность спасателей в бассейнах и аквапарках.
Купание на стройке
Суд по делу о несчастном случае с Лахимом в «Питерлэнде» начался в феврале этого года. Несколько раз на слушания не являлась экс-директор аквапарка Наталия Третьяк. Недавно она все-таки дошла до суда. Третьяк рассказала, что собственники «Питерлэнда» не предоставляли ей строительную документацию. А без нее было трудно разработать полноценные инструкции для спасателей. Кроме того, она сообщила, что аквапарк функционировал, не будучи введенным в собственность. По сути это был объект незавершенного строительства, за который шли споры между инвесторами. И пусть бы они друг с другом ругались, если бы юридический статус объекта не тянул за собой и других последствий. Например, аквапарк долгое время работал по сути без медицинского кабинета. Формально он имелся, но не был лицензирован. И, по словам одного из бывших инструкторов (после выхода в 2013 году ГОСТа в аквапарках спасателей заменили на инструкторов) Алексея Летавина, по этой причине руководство «Питерлэнда» даже запрещало приводить пострадавших в медкабинет. Врачи сами выходили к ним и «лечили» прямо у бассейнов. Аналогичные проблемы должны были возникать и при вводе в строй систем пожаротушения, а также склада, где хранились реагенты для очистки воды. Но каким-то чудесным образом аквапарк работал, принимал посетителей, в том числе маленьких детей.
Возможно, все дело в его собственнике. Аквапарк, как и весь ТРК «Питерлэнд», принадлежит ЗАО «Стремберг», президентом которого является Александр Кожин. Этот человек некогда был крупным городским чиновником и возглавлял Комитет по транспортно-транзитной политике Смольного в 2004 году. В СМИ его бизнес часто связывают с деятельностью Сергея Матвиенко, сына бывшего губернатора города.
P. S. «МК» в Питере» стало известно, что предыдущие публикации, посвященные проблемам безопасности в аквапарке «Питерлэнд», сейчас внимательно изучают в прокуратуре. Представители ведомства сами проверяют факты, которые нам рассказывали экс-сотрудники развлекательного комплекса. Мы надеемся на объективную проверку, но продолжим и свое расследование.
P. S. S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что следователи снова закрыли аквапарк «Вотервиль» для проведения проверки.
МК-Справка
Следствие по-бастрыкински
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин не первый раз «берет под личный контроль» резонансные дела. После этого следователи на местах начинают активную работу, но вот результаты бывают разными. Вот лишь несколько примеров:
— В 2013 году Бастрыкина заинтересовала продажа участка Сиверского леса в Гатчинском районе. Глава СК назвал расследование законности этой сделки «волокитой». Уголовное дело в итоге было возбуждено. Суд признал сделку по продаже территории бывшего дома отдыха «Лесное». Однако застройщик продолжает упорствовать и теперь уже сам через суд добивается вырубки деревьев.
— На прием к Бастрыкину удалось попасть и родственникам Паши Костюнина — первоклассника, который бесследно пропал в 2011 году в городе Отрадное Кировского района Ленобласти. Александр Бастрыкин в июне 2013-го лично санкционировал задержание подозреваемого в похищении мальчика, им оказался сосед семьи, гражданин Таджикистана. Однако доказательств собрать не удалось, и арестованного отпустили через полгода.
— Полиция и следователи объявили о раскрытии серии жестоких нападений на пенсионеров после того, как Бастрыкин обратил внимание на это дело. Налетчики — двое мужчин и ребенок — вскоре были вычислены. Одного из мужчин задержали, второго не успели — он умер от передозировки наркотиков. С ребенком работали психологи.
Правда, иногда методы работы Александра Бастрыкина с населением вызывают вопросы. Летом 2012 года глава СК должен был встретиться с петербуржцами, для чего прибыл в здание Главного следственного управления СК в нашем городе. Наш корреспондент также хотела попасть на эту встречу. По телефону записаться не удалось, так как все время было занято. Можно было предположить, что это горожане массово звонят. Но в назначенный день возле управления почти никого не было. Ни к Бастрыкину, ни от него никто не выходил. А на следующий день пресс-служба сообщила, что Александр Иванович лично принял 46 человек и еще 48 — другие сотрудники комитета.
Фото 5el.com.ua